Как безопаснее ездить — быстрее или медленнее? — журнал За рулем

Безопаснее ездить — быстрее или медленнее?

Власти со всех сторон подбираются к изменению скоростного режима на наших дорогах. Но никак не придумают, как это сделать. Эксперт «За рулем» считает, что ограничения скорости нужно пересматривать, причем не только в сторону уменьшения, но и повышения, в определенных условиях.

«Тот, кого хоть раз в жизни угораздило вплотную познакомиться с фонарным столбом, по опыту знает, что любая скорость, превышающая ноль километров в час, уже опасна для жизни».

Мартин Эмис. «Другие люди: Таинственная история»

Похоже, что многочисленным начальникам, отвечающим за безопасность нашего дорожного движения, очень хочется что-то сделать с разрешенной скоростью. Чаще всего ее хотят снизить. Но поскольку никакого реального повода для этого не видать, для разминки они зачем-то уменьшили габариты дорожных знаков всюду, где могли. Очередь за реальной скоростью. Правда, нам усиленно намекают, что где-то ее даже увеличат, а потому средняя температура по больни… извините, по стране не изменится.

Способов изменить разрешенную ныне скорость два.

Способ первый

Он прост: вместо одних знаков нужно повесить другие. В центральных районах крупных городов скорость, скорее всего, будет понижена примерно до 40 км/ч. Водители дружно взвоют, но им будет предъявлен надежный аргумент: ссылка на заграницу. В том же Париже уже несколько лет кое-где действуют знаки «30» и «20». А чем мы хуже парижей?

В городах Европы такие ограничения стали привычными.
В городах Европы такие ограничения стали привычными.

Повысится ли при этом безопасность? Трудно сказать, потому что одновременно со снижением скорости возрастет нервозность водителей, которым и без того кажется, что они едут слишком медленно. Да и не факт, что пробки от этого станут меньше. Впрочем, есть надежда на то, что личный транспорт перестанет-таки заезжать в центральные части крупных городов, сочтя подобные ограничения оскорбительными и неудобными. Во всяком случае, пешеходам в этих местах станет чуть лучше.

Способ второй

Способ давно обсуждается: вместо нынешней «франшизы» в 20 км/ч ввести новую — скажем, в 10 км/ч. Или еще меньше — как получится. Средняя скорость движения при этом, естественно, понизится — и никакие нововведения типа изменения ПДД или клепания новых знаков для этого не потребуются.

К сожалению, большинство водителей сегодня полагают, что в стране есть некие «разрешенные 20 км/ч», а потому там, где висит знак 60, можно и нужно ехать 80. Чепуха — никаких бонусов такого рода в ПДД нет и не будет. Указанная дельта была введена исключительно во избежание ссылок на возможную неточность приборов — как спидометров, так и камер с радарами. А при скорости в 83 и знаке 60 вас наказывают за превышение на 23 км/ч, а вовсе не за 3 км/ч.

Смысл допуска в 20 км/ч — вовсе не закрывание глаз на нарушения, а способ избежать ошибочных наказаний вследствие неточности замеров.
Смысл допуска в 20 км/ч — вовсе не закрывание глаз на нарушения, а способ избежать ошибочных наказаний вследствие неточности замеров.

К сожалению, упомянутый порог в 20 км/ч был изначально преподнесен публике неправильно. Определять его должны не думские деятели, а инженеры. Если они смогут обеспечить более высокую точность замеров — пусть обеспечивают: главное, чтобы не было технического брака. А афишировать это вообще не нужно. Задача водителя — двигаться со скоростью, предписанной ПДД, а не заниматься вычислениями. А вот штраф не может быть выписан ошибочно — это единственное, в чем должен быть уверен участник движения.

Повысится ли безопасность? Разве что чуть-чуть. Впрочем, взгляните еще раз на эпиграф…

А как же насчет повышения?

Про снижение разрешенной скорости все ясно. А вот нужно ли ее кое-где повысить?

Думаю, что да. Но только там, где современные условия реально позволяют это сделать. Часто приходится читать письма о том, что скорость, мол, нужно повысить на всех шоссе без исключения, но я с этим не согласен. Да, машины стали динамичнее, но вот дороги далеко не повсюду стали лучше. Другое дело, когда магистраль в самом деле широченная и ровная, а на ней то и дело приходится осаживать до 60. В таких случаях действующие ограничения скорости чаще всего вызывают недоумение.

Далеко не все российские дороги сегодня выглядят вот так. Поэтому бездумное повышение скорости по всей стране было бы неоправданным.
Далеко не все российские дороги сегодня выглядят вот так. Поэтому бездумное повышение скорости по всей стране было бы неоправданным.

Другая ситуация: едешь по городу и вдруг ловишь себя на мысли, что разрешенные 80 неожиданно превратились в 60, а камеру на столбе ты успешно проигнорировал, потому что ехал по правилам. В итоге остается только чувство унижения. Потому что тебя откровенно кинули: было сделано всё, чтобы ты ошибся.

Я не должен следить за камерами. Мое дело — соблюдать Закон, в данном случае — ПДД. Но этот Закон должен быть понятен на интуитивном уровне. И соответствующие знаки должны не прятаться за листвой, а помогать мне безопасно перемещаться по дороге. К сожалению, мне кажется, что грядущее изменение скоростного режима на практике кончится тем, что подрядчики усердно изготовят тысячи новых знаков, которые займут место прежних без особой привязки к местности. Безопасность от этого точно не выиграет.

А вообще-то, сама по себе скорость, как известно, не убивает. Убивает исключительно остановка.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (71)

Самые новые