Renault Arkana, Duster, Kaptur: большой тест кроссоверов
Renault DusterПервый бюджетный кроссовер-иномарка, быстро обошедший по продажам обе Нивы. В Европе уже два года продается машина второго поколения, у нас же с 2015-го идет рестайлинг первого. Сборка – в Москве. ДВИГАТЕЛИ: | Renault KapturГибрид дизайна европейской модели Captur и полноприводной платформы Global Access. Производство в столице идет с 2016 года, рестайлинга пока не было. ДВИГАТЕЛИ: | Renault ArkanaПервый доступный купе-кроссовер, воплощенная идея российского офиса Renault. Базируется на дальнейшем развитии платформы B0/Global Access. Выпускается в Москве с середины 2019 года. ДВИГАТЕЛИ: |
Борьба с бюджетом
Время – страшная сила. Когда Duster только появился в России, он играл в системе координат двух древних Нив и был на голову выше. Три года назад за сопоставимые деньги появились Creta и Kaptur – и в одночасье Duster превратился в бедного родственника.
Он воспринимается как сгусток эргономических недоразумений. Регулировка зеркал – под ручником, кнопки обогрева сидений – под бедрами, управление «круизом» и ограничителем скорости рассеяно по салону. Мультимедийный дисплей воткнут ниже некуда, а управляться с блоком микроклимата приходится исключительно вслепую: смотреть на него всё равно без толку: у панели обратный наклон, ничего не видно. Сиденья в Дастере самые неудобные в трио, с проваленной «поясницей». В сочетании с регулирующимся только по высоте рулем это усложняет поиск удобной посадки.
Renault Duster
Комбинация приборов лаконичная и хорошо читается. Дисплей в правом колодце только кажется большим, по факту он однострочный. | Подстаканники неглубокие и при использовании по назначению перекрывают органы управления. | Регулировка зеркал – аккурат под ручником. Экономия на длине проводов и заодно намек: пользуйтесь только на стоянке. |
Конечно, Duster модернизировали – и он, как мог, окружил уютом задних пассажиров. Появилась отдельная розетка, плафон освещения, один подстаканник. Втроем – откровенно тесно, но жить можно.
Из Каптюра лепили «Duster для города». Внешне и внутренне получилось ярко, стильно, молодежно. В московском и питерском потоках Kaptur мелькает чаще, а вот стоит выбраться за пределы двух столиц, картина меняется на противоположную: машина для регионов – Duster.
Передним сиденьям недостает боковой и поясничной поддержки. | Сзади комфортно сидеть вдвоем, удобств – минимум. |
Сиденье в Каптюре удобнее, и на него моя спина начинает жаловаться гораздо позже, чем на дастеровское. Эргономику правили основательно. Верхнюю часть передней панели инженеры привели в порядок, приладив на правильную высоту дисплей и воткнув блок управления автоматическим «климатом». Похоже, в этот момент пришли финансисты и сказали, что денег больше не дадут. Эргономисты как раз держали в руках шайбу трансмиссионных режимов и кнопку включения круиз-контроля. От обиды первую запулили в недра темной ниши перед рычагом коробки, а вторую уронили под ручник.
Хорошо хоть, успели выпросить куцый откидной подлокотник для водительского места – но только для машин в двух самых дорогих комплектациях. Тестовый Kaptur Play его не имеет. Зато в наличии мультимедийка с Яндекс.Авто. Работала всю неделю теста получше, чем на редакционной Весте, однако без зависаний не обошлось.
Renault Kaptur
Огромный цифровой спидометр – это класс. Воспринимать показания стрелочных приборов мешают абсурдно частые риски. | Шайбу выбора трансмиссионных режимов и тут перекрывает подстаканник. Вдобавок всё это упрятано в темную и глубокую нишу. |
Под ручник упрятали кнопку включения «круиза» и ограничителя скорости. Лучше бы оставили там управление зеркалами, как в Дастере. | У Дастера – полочка, у Каптюра – полноценный бардачок. Сюда бы еще розетку… |
Когда реношники засели за Аркану, то ли бухгалтерии стало стыдно, то ли ее дверь предусмотрительно забаррикадировали. Альтернативно-бюджетных решений не видно, как ни смотри. Даже вечную ценность Renault не пощадили: клавиши обогрева сидений – неужели? – переехали на центральную консоль и стали двухпозиционными.
Передняя панель салона – практически как у нового Дастера, которого в России пока нет. Все клавиши наконец-то на правильных местах, искать с собаками не приходится. Сиденья удобнее на порядок, руль обрел регулировку по вылету, пусть и в скромном диапазоне (40 мм).
Передние сиденья ненамного удобнее дастеровских. Кнопка обогрева сиденья всё там же, в мертвой зоне. | По простору Kaptur и Duster ровня, но ехать в первом жестче. |
Проблем две. Реношники с заслуженной гордостью прожужжали все уши, что Arkana своим рождением обязана прежде всего идеям российского офиса. Однако он, видимо, слишком «офранцузился»: оцифровка спидометра «нечетная». В городе, где нужно держать ухо востро со скоростью, градация «70–90–110» неудобна.
А мультимедийная система настолько сырая, что с нее разве что не капает. У Дастера функционал с дизайном попроще, зато понятна логика, клавиши не отключаются по чуднόму алгоритму, а регулировка громкости не выводит из себя.
Renault Arkana
И снова этот ненужный частокол на циферблатах! В остальном к приборам не придраться. | Слева под рулем обосновался блок управления второстепенными функциями. У Арканы есть обогреваемый руль. Вместо заглушки устанавливается кнопка системы контроля мертвых зон. | В Аркане трансмиссионная шайба переехала к ручнику. Но тут они друг другу не мешают. |
Задних пассажиров, отведавших Арканы, в два других Renault не переманишь. Иначе и быть не могло – с таким-то преимуществом в колесной базе. Плюс хороший для «купе» запас воздуха над головой, обогрев сидений и откидной подлокотник. Правда, кнопки «грелок» почему-то ставят на заводе на место USB-разъемов (либо едешь зимой в тепле, либо заряжаешь гаджеты), а в подлокотник забыли вмонтировать подстаканники.
В общем, по нутру Arkana – лучшая. Duster устроит непритязательных. А Kaptur – это серединка: городской костюмчик прикупил, но «село» из себя вывел не до конца.
Баллов в копилку посадки добавляет не только более удобное кресло, но и наконец-то появившийся центральный подлокотник с регулировкой по длине. | Такой уровень комфорта пассажирам Дастера и Каптюра и не снился: есть и подлокотник, и обогрев. Мéста тоже заметно больше. |
Помериться силами
Тестовый Duster – с механической коробкой передач, что подчеркивает его неприспособленность к городу. Автомат ставят только с мотором 2.0 и полным приводом, и это не лучший вариант ни для мегаполиса, ни для трассы – Duster нерасторопен и прожорлив. На «ручке» быстро привыкаешь трогаться со второй передачи, оставляя очень короткую первую для бездорожья. Атмосферник эластичен и не заставляет лишний раз орудовать рычагом. Если ездить без пробок, то лучшего варианта и желать нечего.
Городской Kaptur – это тандем двух атмосферных литров и заслуженного четырехступенчатого автомата. Коробку в прежние годы часто ругали за ненадежность, но к появлению на кроссоверах Renault ее явно подлечили. На редакционной Алмере такая отходила 120 000 км без единого вопроса.
С автоматом обгоны просчитываешь заранее. Лучше не лениться и самому сбросить передачу перед выходом на встречку. А вот в борьбе с бензиновым аппетитом никакие ухищрения не срабатывают. Если укладываешься в десятку на сотню в смешанном цикле, считаешь это маленьким чудом.
На Kaptur 1.6 ставят вариатор: экономично и для города условно достаточно. Об Аркане с двигателем 1.6 и вариатором сказать нечего. Журналистам такую машину пока не дают и, подозреваю, не дадут. Там всё должно быть грустно: даже Kaptur, который на 100–200 кг легче Арканы, с этим агрегатом – не самолет.
А топовый 150‑сильный турбомотор 1.3 в связке с вариатором – песня! Легко крутится и вселяет уверенность – на обгоны выходишь без опаски. Конечно, после 100 км/ч запас под педалью невелик, но у Каптюра и Дастера нет и этого, – разве что двухлитровые версии на «ручке» могут показать что-то похожее.
Arkana однозначно заслуживает высшей оценки за силовой агрегат. С одной оговоркой: маленькому турбомотору еще предстоит доказать свою надежность.
Жесткость не порок?
Родство платформ не означает одинаковых ездовых повадок. Duster самый мягкий и всеядный из троицы. Ему абсолютно по барабану, чтó там под колесами. Асфальт кончится – не заметит. В поворотах платформа В0 играть в подвесочную аристократию не пытается. Так что держитесь за руль крепче и радуйтесь, что сиденье с аморфной боковой поддержкой не мешает компенсировать крен кузова наклоном тела.
Kaptur более жесткий. Причем не скажу, что валкость в поворотах заметно меньше. Тряска сильнее, это да. Спереди она чувствуется в меньшей степени, но, доведись мне выбирать машину для поездки на заднем сиденье, предпочел бы Duster.
Ощутимее проявляется в Каптюре известная болезнь платформы В0/Global Access. Я про приходящие на руль удары: на разбитой дороге проще пересилить себя и расслабить руки, чем пытаться утихомирить баранку крепкими объятиями.
Пересев в Аркану, удивляешься: руль вращается намного легче – и не в ущерб обратной связи. Переход на электрический усилитель практически полностью отрезал удары от ям и заплаток – у Арканы «чистый» руль!
Подвеска по жесткости примерно такая же, как на Каптюре. Но крены меньше, а шумоизоляция эффективнее. И общее впечатление совсем другое – Arkana приятнее.
Для хороших дорог лучше подходит Arkana. В ее характере нет ни капли спортивности, но она комфортна для всех обитателей салона. Duster был и остается королем разбитых дорог и на хорошей трассе не заставляет бороться с собой.
Идеальные условия для Каптюра, признаться, определить не берусь.
Коробочный вопрос
Неделя проливных дождей – и каждая проселочная дорога превращается в серьезное бездорожье. Прежде мы не единожды проверяли им Duster и знаем, что он не неженка. Вот только на подстраховке всегда стояли коллеги-соперники – УАЗ или «шнива». Теперь же в компании – родственники, которые мало способны помочь.
Муфта подключения задних колес на всех машинах одна и та же. И работает по одному принципу: поддерживает режим Lock с распределением тяги 50:50 на скорости до 80 км/ч. Как уже доказал Duster, перегреть ее сложно. Так что шансы на преодоление пересеченной местности, при прочих равных, зависят от геометрической проходимости. А она по совокупности параметров лучше у Дастера. Но Kaptur и Arkana, прикинувшись городскими франтами, генов прародителя не утратили и тоже способны показать класс.
Памятуя о различиях в коробках передач, свернули в песчаный карьер. Засесть тут нереально, но рыхлый песок сразу проявляет особенности управления тягой. В лидерах, и это было очевидно заранее, – Duster с механикой. Вруби вторую – и носись как душе угодно. Отклик на педаль газа мгновенный и адекватный.
Arkana не отстает! Вариатору в охотку чуток похулиганить, спросив разрешение (до 50 км/ч) у системы стабилизации. На газ машина реагирует почти без задержек, как и при езде по асфальту. Никаких замашек из серии «я тут умнее!» бесступенчатая трансмиссия себе не позволяет. Значит, выбираться из грязи водителю будет проще. Главное – не переусердствовать: по части перегрева вариатор более слабое звено, нежели муфта задних колес.
С Каптюром не повеселишься. В рамках одной передачи автомат держать себя не умеет. Заторможенные переключения, с которыми можно мириться на асфальте, в песке приводят к заметной потере тяги. Классическая четырехступка отбросила машину в арьергард внедорожной части испытаний.
* * *
В сухом остатке: Duster страдает возрастными и эргономическими болезнями, но ни асфальтовой, ни грунтовой борозды не испортит. По части доступности и проходимости конкурировать с ним, как и в прошлые годы, могут только Нивы и УАЗы. Для жителей регионов и не самых экстремальных любителей природы это по-прежнему отличный вариант. Kaptur и Arkana заметно дороже, а выигрывают только в дизайне и навороченности, которые целевой аудитории Дастера не слишком нужны (точнее, не по карману).
В лице купе-кроссовера Renault впервые в бюджетном сегменте предлагает автомобиль без эргономических недоразумений, со стильным дизайном и современным уровнем оснащения. Цена за такой набор качеств пока гуманная. Как городской кроссовер, не пасующий при необходимости на бездорожье, Arkana хороша. Конкуренты дороже.
Kaptur кажется в этой компании лишним. Середина, но совсем не золотая. Разница в цене с Арканой не настолько велика, чтобы мириться с минусами на фоне кросс-купе. Даже по практичности Kaptur не в состоянии переиграть Аркану! Похоже, фирма Renault выпустила не дополнение к Каптюру, а его убийцу.