Как сделать дороги на века – просто добавить бактерии!

Ученые выяснили, что внедрение в бетон некоторых видов бактерий может оказаться очень полезным.

Исследователи из Дрексельского университета (США) работают над тем, чтобы увеличить прочность дорожных покрытий. Химические вещества, такие как хлорид кальция, которые используются для предотвращения образования льда и скопления снега на дорогах, с одной стороны, помогают бороться с дорожно-транспортными происшествиями, а с другой – становятся провокаторами выбоин и разрушения покрытий. Химические вещества, вступая во взаимодействие с водой, содержащейся во льду и снеге, образовывают соединения, а те, в свою очередь, приводят к растрескиванию дорожного покрытия. Вредный состав называется CAOXY (сокращение от оксихлорида кальция) может способствовать откалыванию целых кусков бетона, поскольку через образуемые им микротрещины вода проникает с поверхности внутрь бетона, где замерзает и расширяется.

Изучая штамм бактерий Sporosarcina pasteurii. S. pasteurii, ученые выяснили, что они способны вызывать химическую реакцию, в результате которой образуется карбонат кальция – вещество, часто называемое «природным цементом». Только несколько типов бактерий способны вызывать биоминерализацию. Их «работу» можно увидеть в минеральных отложениях, которые образуют известняк и мрамор. И стало понятно, что этот «талант» бактерий реально использовать для предотвращения образования трещин на дорожных покрытиях.

Чтобы проверить свою теорию, ученые сделали серию бетонных образцов, используя в них тот тип цемента, который обычно применяют на дорогах, и добавили в часть образцов S. pasteurii плюс питательные вещества, необходимые для их выживания. После 28 дней воздействия раствора хлорида кальция, имитирующего один месяц обработки дорог зимой, исследователи обнаружили, что бетон, изготовленный с добавлением смеси бактерий, практически не разрушался после воздействия хлорида кальция, в отличие от других образцов. Поскольку эти бактерии встречаются в природе и не являются патогенными, они могут стать экологически безопасным решением проблемы разрушения дорог. Пока эти разработки еще сырые, но исследования в данной области продолжаются.

Подпишитесь на «За рулем» в