50
51
ИСПЫТАНИЯТюнингТАРЕЛКИ ВМЕСТО КАСТРЮЛИРезервы мощности двигателя скрыты даже в таком нехитром устройстве, как воздушный фильтр.Вадим КРЮЧКОВ Казалось бы, в автомобиле нет детали проще: сменный элемент из картона, металлический корпус, метко прозванный "кастрюлей", переключатель "лето-зима", носик для забора воздуха. Вот, собственно, и все. Где здесь, скажете вы, те самые резервы? Не спешите с выводами. Есть у автогонщиков такое понятие, как ограничительная шайба на впуске. Ее диаметр строго регламентирован техническими требованиями - для того, чтобы хоть как-то уравнять шансы соревнующихся. "Перекрыв" (точнее, прикрыв) кислород (ограничив проходное сечение шайбы), задают планку, выше которой форсировать двигатель не имеет смысла - все равно "дыхания" не хватит. Именно так пресекают в спорте дорогостоящую погоню за лишними лошадиными силами. Вернемся от спорта к обыденной жизни. Стандартный двигатель - изделие в целом гармоничное. Его впуск рассчитан и отлажен так, чтобы мотор показал ту самую, указанную в заводской инструкции ("паспортную") мощность. Разумеется, с некоторым запасом из соображений унификации. Например, моторы рабочим объемом 1100, 1300, 1500 см 3 для переднеприводных автомобилей ВАЗа оснащены одинаковыми "кастрюлями". Но вот вы надумали форсировать двигатель. Стараниями одной из тюнинговых фирм мощность возросла, а фильтрующий элемент и "железки" вокруг него остались прежними. Здравый смысл начинает подавать голос: как же так, распредвал специальный, подъем клапанов увеличился, каналы головки блока цилиндров доработаны, а "кастрюля" не изменилась. Уж коли делать впуск своСмахивает на шарлатанстбодным. так по всей длине. Не во? Да нет, все по-честному, K&N сыграют ли фильтр, его корпус и - имя известное. Можно сказать, носик воздухозаборника роль той целое государство в мире фильтсамой ограничительной шайбы? ров. Рекомендации? Пожалуйста: Давайте проведем замеры и повосемь команд формулы 1, в том экспериментируем. числе "Вильяме" и "Бенеттон", На беговых барабанах стенучастники чемпионатов мира по да "Бош FLA-203" - автомобиль ралли, гонкам грузовиков, раллиВАЗ-21083 с карбюраторным двикроссу. Британского кольцевого гателем умеренной форсировки. чемпионата. Производители Для начала сравним возможности "Ровер", "Ягуар", "Роллс-Ройс". машины со штатным фильтрую"Катерхем", "Астон Мартин"... Все щим элементом и вообще без неони применяют K&N. Вот и наша го, то есть с голым карбюратором "Лада" с его изделием прибави(табл. 1). Ого, разница-то почти ла 4 (!) лошадиные силы против 2,5 силы! Значит, штатный компштатного варианта. Впечатляет. лект все-таки затрудняет дыхание Но нельзя ли подешевле? "Фирдоработанному мотору. Что же ма"-то в рознице стоит от 100 до 120 долл. США. делать, фильтровать пыль как-то надо. Берем заокеанское изделие фирмы K&N (фото 1). Это весьма интересный наборчик. предназначенный для карбюраторных двигателей. Никаких носиков нет, воздух забирается со всех сторон. Вместо привычной "кастрюли" две тарелочки из полированной нержавейки, между которыми зажат ничем не прикрытый фильтрующий элемент - заметим, многоразового использования. Сделан он из нескольких слоев хлопчатобумажного материала, пропитанного специальным маслом. Армирован тонкой металлической сеткой. Нуждается в чистке и новой пропитке раз в 50-100 тысяч миль (80-160 тыс. км) пробега. Для обслуживания применяют только фирменные жидкости в аэрозольных баллончиках.Вазовский шестнадцатиклапанник: цилиндрик K&N монтируется прямо на датчике массового расхода воздуха.увы, раскиснет от воды, которая неизбежно попадет в моторный отсек при езде в дождливую погоду. Но выход есть - зарядить в распиленный корпус импортный поролоновый фильтр Twin air (фото 3). Он лучше противостоит влаге. Его элемент многоразового использования, надетый на пластиковый каркас, изготовлен из двух слоев бензомаслостойкого поролона с пропиткой особым составом. Очищать и заново пропитывать Twin air нужно раз в 10-12 тыс. км пробега. Он существенно дешевле комплекта от K&N, но в магазинах встречается крайне редко. Прибавка мощноВооружаемся инструментом сти - 3,1 л. с, разумеется, в дораи вырезаем в стандартном корпуботанном корпусе. се фильтра широкие окна для Обратимся теперь к автомокругового забора воздуха (фобилям, оснащенным распределенто 2). "Кастрюля" преобразилась ным впрыском топлива. Возьмем в две тарелочки по образу и подоВАЗ-21103 со стандартным шестбию K&N. Замер с серийным надцатиклапанником и сравним фильтром порадовал - добыли штатный вариант с фильтром 3,5 л. с. Идея, следовательно, K&N, предназначенным для устаправильная - жаль на практике новки в серийный корпус (фото 4). применять ее нельзя. Картон, Разница невелика, хотя перевес5011/гооо ЭР все же на стороне иностранца (табл. 2). Ясно, что обеспечили его сами фильтрующие элементы, точнее, материалы, из которых они изготовлены. Но вот пришел черед универсального K&N с круговым забо-Пожалуй, пора переходить к ром: небольшой цилиндрик крепится прямо на датчик массового обобщениям. В тесте участвовали расхода воздуха (фото 5). Прибавтолько новые, а значит, чистые фильтрующие элементы. Как вы ка стала весомой - около 2 л. с. Забегая вперед, отметим: понимаете, от загрязненного эффект от применения нестанфильтра не стоит ждать рекорддартных фильтров на серийных ных показателей. Равно как и моторах ВАЗа сногсшибательсравнение чистого с грязным буным не назовешь. Что лишний дет явно не в пользу последнего. раз подтверждает - заводчане В равных же условиях прибавка основательно потрудились над мощности зависит не столько от впуском. Другое дело - силовой материала сменного элемента, агрегат, побывавший в руках масколько от конструкции корпуса. стеров тюнинга. Примерим тот Круговой забор воздуха явно поскольку же набор на ВАЗ-21102 с основапредпочтительнее, тельно доработанным двигатеменьше сопротивление на впуске. лем 1600 см 3 . Разница между Задача же фильтра - исправно ракартонным фильтром и K&N в ботать между двумя "тарелками", обычном корпусе снова невеличто сложнее, чем в закрытой "кака. А вот иностранец с круговым стрюле". Здесь преимущество у забором воздуха позволил допропитанных маслом иностранцев. Картону в этих условиях не быть дополнительные 3,7 л. с. Тестирование на беговых хватает механической прочности барабанах принесло вполне убеи водостойкости.дороже, чем сменить обычный бумажный элемент. Курильщик поймет аналогию: переход к фильтрам с открытым корпусом сродни приобретению зажигалки "Зиппо". Красивая, пламя не гаснет на ветру, престижная марка и т. д. Но время от времени заправь бензином, смени кремень, поменяй фильтр. В общем, некая возня и расходы обеспечены. Вспомните одноразовую: кончился газ, купил новую, считай даром. Куда я клоню? К фирменным фильтрам продается гора дополнительного оборудования, позволяющего устранить ряд их недостатков. Тут и специальный чехол для езды по пыльным проселочкам, и комплект деталей для забора горячего воздуха зимой, и несколько вариантов крепежа трубки для отвода картерных газов. Будет к чему руки приложить да и "лишние" деньги пристроить. Если плюсы фильтров с круговым забором воздуха, по вашему мнению, перевешивают их минусы, смело покупайте. Если же прибавка в несколько лошадиных сил, на ваш взгляд, не стоит подобной суеты и затрат, оставьте на месте "кастрюлю". Редакция благодарит фирму "Торгмаш" из Тольятти за помощь в подготовке материала.Таблица 2Но даже фирменные компледительные результаты, но хорошо бы выловить прибавку ив хокты от K&N не идеальны. Получаде дорожных испытаний. Пожаем: прибавку мощности, продоллуйста, вот вам достаточно нажительный срок службы, возмож1. Комплект K&N (слева), штатный глядный пример (табл. 3). Как ность многократного использовафильтрующий элемент (справа). видим, карбюраторная "восьния фильтрующего элемента, ла2. С ерийная " к астрюля " , д оработан ­ мерка", оснащенная комплектом скающий слух спортивный звук наядлякругового забора воздуха . 3. Поролоновый фильтр Twin air K&N. резвее разгоняется, улучдвигателя, на зависть соседям (справа) и обычный картонный блеск полированного металла шилась и эластичность. (слева). Важно, что конструкция под капотом. 4. С менныеэлементыдляустанов ­ к ивштатныйкорпус воздухофильтфильтра практически не влияет Жертвуем: переключением ра впрысковыхмашин : с ерийный на токсичность отработавших "лето-зима" при заборе воздуха, (на заднем плане) и K&N. 5. Фильтр K&N с круговым забором газов, расход топлива в условвозможностью форсировать воздуха для двигателей, оснащенном городском цикле и при поброды, глушением шума на впусных системой распределенного ке. Обслуживать K&N сложнее и стоянной скорости (табл. 4). впрыска.Таблица г РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ (Автомобиль ВАЗ 21083. нестандартный распредвал, доработанная головка цилиндров. серийный карбюратор ДААЗ-21083) Стандартный фильтр, Поролоновый фильтр Стандартные Без фильтра Комплект доработанный фильтр ии Bolton Twin Air, корпус корпуса фирмы Ш доработанный корпус Максимальная 665904 мощность. 642873 668908 66.169.9 67.191.3 кВт л. с. Прибавка 2,9 4.5 4.0 3.5 мощности. КРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ (Автомобили с распределенным Параметр "* Стандартные фильтр __ и корпус 70295.5 впрыском топлива': Стандартный корпус. элементK&N 71,0,96,5 Универсальный комплект Ш 71.697.4В АЗ * 103, двигатель ВАЗОДшесгнадцатжл Максимальная мощность. кВт л. с. | Прибавка мощности, % ВАЗ-21102. двигатель объемом 1600 см 1 , доработанная головка цилиндров, чип-тюнинг, нестандартный распредвал Максимальная мощность кВт л. с Прибавка мощности. % 65.5891 66 290.0 68.29282.0•4.1Таблица 4(Автомобиль 8АЗ-21083. нестандартный распредвал, доработанная головка блока цилиндров. карбюратор ДААЗ-21073 с измененными калибровками и увеличенными диффузорами) • Фильтр Стандартные фильтр и корпус Комплект Bolt on фирмы K&N Параметр """" •—~^_^ Максимальная скорость KV J 161.4 161.3 Разгон, с 0-100 км/ч 12.7 13,2 0-120 км/ч 19.6 19.2 0-140 кмч 33.0 31.6 Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV передача) 14.5 14.5 80-120 и*ч (V передача) 24.1 23.3 20-100 кмч (IV передача! 33,3 328 30-120 кмч (V передача) 55.3 54.3 100-150 кмч (IV передача) 35.1 33.2(Автомобиль ВАЗ-21083. нестандартный распредвал, доработанная головка цилиндров. карбюратор ДААЗ-21083 с измененными калибровками) ^ ^ ^ ^ Параметр Выбросы вредных веществ Расход топлива Пр.№Ш1ЕЗКООН,гисп в городском цикле по ГОСТ 20306-90. С И ^ - ^ ^ С л 100 км О N0» 30.73 25.74 26.64 33.48 1.38 1.36 1.31 1.26 6.17 5.65 5.37 5,69 9.15 9.05 9.25 9.08 Средний расход топлива при постоянной скорости 60 кмч, л/ч 3.44 3.42 3.31 3.46ФильтрСтандартна е фильтр и корпус Без фильтра и корпуса Стандартно й фильтр, доработанный корпус Поролоновый фильтр Twin air. доработанный корпусЗР 11/200051