88
89
РЫНОКСтатистикаСУДЬБЫ РЕЗИДЕНТОВ"Дэу" 7258Российский авторынок 2000 года - иностранцы контратакуют, приоритеты соотечественников меняются.Сергей КАНУННИКОВУпорство западных и восточных агентов - продавцов автомобилей, не покидающих российский рынок, несмотря на чувствительные финансовые удары, принесло плоды. За шесть месяцев нынешнего года объем продаж новых иномарок официальными дилерами вырос по сравнению с тем же периодом 1999-го примерно на 8%. Однако к этому показателю отнесемся осторожно. Скажем, по официальным данным, продажи "Ауди" выросли более чем в пять (!) раз. Не верится, что раньше россияне не покупали машины с четырьмя кольцами на радиаторе - "Ауди" одна из самых почитаемых у нас иномарок. Бесспорно, спрос подогрело снижение цен на модели А4 и А6, но главное до середины прошлого года большая часть новых машин проходила через "серых" дилеров, чья деятельность никакому контролю и учету не поддается, а ныне резко активизировались официальные торговцы.берга иномарок, в основании которого - "подводные' автомобили. ввозимые "серыми" дилерами, и, конечно, "секонд-хэнд". Сравним вершину с основанием, используя базу данных, накопленную журналом: полмиллиона респондентов позволит увидеть реальный парк иномарок - всех видов и возрастов.ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ... Как видно из цифр, предоставленных резидентами автомобильных компаний (диаграмма 1), иностранцы понемногу отвоевывают позиции, потерянные в августе 1998-го (см. ЗР, 1999, № 11). Заметно вырос объем продаж "Дэу". Не исключено, что к концу года он достигнет докризисных показателей. Напомним, в 1998-м покупателей нашли более 16 тысяч корейских автомобилей, в основном узбекской выделки. Улучшается положение "Шкоды", хотя до показателей той поры, когда "Фелиция" по цене Парк новых машин - всего реально конкурировала с отелишь верхушка огромного айсчественными моделями, еще 88 11/госо зрне оказывают заметного влияния на общую численность "японок": "частная лавочка", переправляющая подержанные машины через Японское море, куда как масштабнее официального представительства. "Опели" "первой свежести" практически не продаются. За полгода реализовано всего 89 автомобилей (за тот же период прошлого года - 88). Возможно, ошибка немецкого резидента в недостаточной раскрутке популярной в Европе марки. Не исключено также, что цены на автомобили, слывущие в богатых странах демократичными, для российского среднего класса Диаграмма 1. Продажи новых автовеликоваты. мобилей в России. Первое полугоУ нас демократичным дие 2000 г., первое полугодие 1999 г. "Опель" становится только по (* - неофициальные данные). старев. "Кадеты" и "асконы" далеко. На подъеме "Рено", "Пепользуются завидной популярностью на рынке подержанных жо", "Фольксваген". В то же время резко упали машин. Та же ситуация с парком продажи некоторых именитых и "ауди" и "фордов". В пятерку популярных марок. "Тойота" и "потребительских симпатий" "Ниссан", еще недавно входивэти марки вошли благодаря шие в тройку лидеров, потеряли мощному потоку "секонд-хэнда". 50-60% (!) клиентов. В этом году "Корейцы" и "шкоды" попапредставители "Тойоты" не содают к нам, как правило, новыобщили официальные данные, ми. Пока этих машин относичто косвенно подтверждает - тельно немного. Но, судя по родела идут не блестяще (инфорсту продаж, через несколько мация о продажах получена из лет на авторынках появятся понезависимых источников). Почдержанные "нексии", "эсперо", ти в три раза снизилось число "фелиции". Цены будут невысопокупателей корейских "хёндэ". ки: новые автомобили продаваРеальная же картина парка ли относительно недорого, к томашин, полученная на основе му же эти машины многие счибазы данных ЗР (диаграмма 2), тают не очень долговечными. существенно отличается от той, что нарисована официальными ДУША ПОКУПАТЕЛЯ продажами. На первом месте ПОТЕМКИ "Тойота". Ряды обрусевших Успех "корейцев" (кроме "японцев" пополняются в основ"Хёндэ") заложен в принципе ном за счет праворульных ма"много автомобиля за небольшин Дальнего Востока. Колебашие деньги". Этот критерий вония продаж новых автомобилей обще один из главных для тех, в секторе машин для среднего класса особенно остра. Сегодня нелегкий бой за наши симпатии выигрывают те, кто помимо активной рекламы предлагает дополнительные удовольствия увеличивает гарантийные сроки, оперативно поставляет в Россию самые последние модели, принимает старые автомобили в зачет новых, обладает широкой дилерской и сервисной сетью. Впрочем, массированная информационная атака не принесла успеха оригинальному "Форду-Фокус". Очевидно, для восприятия столь необычного дизайна россияне пока слишком консервативны. Да и цена базового варианта высоковата. Упомянутая уже "Октавия" выглядит солидней и строже, к тому же даже в "навороченном" исполнении обойдется дешевле. Кстати, выбирая машину, особенно новую, В первой десятке всероснаши покупатели редко останавсийского модельного ряда, выливаются на базовых версиях, строенной на основе базы данпредпочитая им более мощные и ных ЗР, нет супердорогих модекомфортабельные. лей. В лидерах - "ФольксвагенИногда симпатии и антипаПассат", "Ауди"80 и 100, "Опель-тии покупателей объяснить проКадет", "Форд-Сьерра" и "Тойо-стой логикой не удается. Призта-Королла". Большинство этих наемся: мы часто выбираем не автомобилей попало в Россию только головой. Пример - "Пежоподержанными, а обновление 206", выведший недавно не парка идет медленно. Кстати,слишком популярную у нас марку "Дэу-Нексия" появилась и здесь, в десятку лидеров. Ни особенно на десятом месте. Пока? низкой ценой, ни чересчур наПонимая, что отбить клиенстойчивой рекламой успех обътов у нашего автопрома не удаяснить нельзя. Похоже, все деется, иностранцы делают ставку ло... во французском обаянии. на более состоятельных покупателей, которых разве что смертоФАБРИКИ ГРЕЗ носный финансовый ураган загоЕсли дела иностранных ренит в ВАЗы и ГАЗы. Конкуренция зидентов идут относительно неплохо, то большинство совДиаграмма 3. Новые иномарки: моместных предприятий пока не дели-лидеры российского рынка. выполняют громких обещаний. Первое полугодие 2000 г., первое О десятках тысяч современполугодие 1999 г.saoc -дау. Нексия" • "Шкода7ИЮ6806 Октавия" "Фольксваген-кто выбирает импортный автомобиль. Именно солидная "Шкода-Октавия", а не демократичная 'Фелиция" вывела чешскую фирму на второе место по продажам. Кстати, в России вряд ли можно рассчитывать на успех современной, но, по нашим меркам, чересчур скромной 'Фабии". Маленькие машины у нас не в почете - для "этой жизни" им недостает универсальности. Среди новых иномарок россияне отдают предпочтение относительно недорогим 1,5-2-литровым седанам и хэтчбекам. Во главе десятки самых популярных моделей по-прежнему "Нексия" (диаграмма 3). Престижные исключения - "Мерседес-Бенц" Е-класса, всплеском продаж обязанный, видимо, модернизации, и фетиш немногочисленной, но активной группы населения - "Тойота-Ленд-Крузер".Диаграмма 2. Российский автопарк иномарок (база данных ЗР).Прочие18,5%ных, но недорогих иномарок российской сборки по-прежнему можно только мечтать. Жизнь на ЕлАЗе, судя по всему, еле теплится: за полгода продали всего 137 "блейзеров". Интерес "Джи-Эм" теперь привлек другой вседорожник - новая "Нива". Руководство АвтоВАЗа питает большие надежды на организацию совместного производства этих машин. Дела у "Нижегород-моторс" за последний год не улучшились: производства нет, а информация о сроках его начала все туманней. Таганрогский завод "Донинвеста" по-прежнему стоит. О количестве же машин, собранных в Ростове, представители фирмы говорят неохотно: видимо, цифра не внушает оптимизма даже отцам-основателям предприятия. "Орион-М" (тот, что "Ситроен-Берлинго"), конечно, по-европейски привлекательная модель. Но "хозяйственный" автомобиль стоимостью от 8,5 тыс. долларов в России вряд ли будет массовым. Калининградские КИА, несмотря на рост производства, по-прежнему не делают погоды на рынке. Сборка БМВ, по-видимому, ориентирована в первую очередь на "государевых людей" - чиновников. Эти покупатели самые стабильные, но вряд ли способны приобрести1999более двух сотен машин в год. Лучше всех дела идут у "Автофрамоса". Помимо "меганов", в Москве стали выпускать и недорогой турецкий "Рено-19". Теперь почти 80% машин старейшей европейской марки, проданных в России, здесь же и произведены. В планах СП расширение производства и сборка новинки - седана "Рено-Клио Символ", который займет ценовую нишу между турецко-российским ветераном и современным, но относительно дорогим "Метаном". Чтобы оценить роль СП в автомобилизации россиян, вернемся к диаграмме 2... и убедимся, что продукция этих фабрик грез здесь не представлена. Наивно полагать, что седьмое место БМВ объясняется успехами "Автотора". А вообще, по-настоящему процветать в России сможет предприятие по сборке машин, равных по цене и по качеству подержанным "тойотам", "ниссанам", "фольксвагенам". Разномастная и разновозрастная семья "иностранцев", закрепившихся в России, составляет пока менее 15% автопарка. Ни опытные резиденты, ни молодые агенты в лице СП пока даже не мечтают поколебать монолит отечественного автопрома. Дилерам приходится конкурировать и с... потенциальными покупателями, везущими в Россию "секонд-хэнд". Тем не менее официальные дилеры не собираются уходить из России, используя любые возможности для вербовки добропорядочных граждан. Сегодня главный козырь - низкие цены - на руках у наших производителей. Однако основная борьба за души и кошельки россиян еще впереди.пп пппппп"*• If*0**'ЛендКруэер" "Рено-19" • к г "МерседесБенц Е"w2000sooo.^.7000 Эсгеро" •w "ДэуНексия ТНиссаиАянира'Тоиота- ЛендКрумр" • ТойотаАвенсис" ^^-НиссаиЛримера г Тойот». Коропла"|ПбоооШ5000 1Мицубиси К»Р"и«" , - ^ Мицубиси Лансер" "^*Ни 'Ниссан-.ас=:•'РеноМегаи"3057 I•2104I»• ••-as?!.*М1111 1100ШИШ••560«0"ФопьксвагенТольф" •^- ПротонПерсона"48549•»11/аооо380•89