АКТУАЛЬНОВ третьем чтенииЕсли президент и Совет Федерации не отменят КоАП, с 1 марта 2001 года он вступит в силу.ОПЯТЬ "ДО ОСНОВАНЬЯ"?Беда, когда в законотворчество вмешиваются сиюминутные политические интересы и чьи-то личные амбиции. Еще хуже, если они помножены на непрофессионализм и популизм. В случае с принятием нового Кодекса об административных правонарушениях такое случилось. Мы об этом говорили неоднократно ив последний раз - в ЗР № 8. О том, что непосредственные контакты служителей порядка и граждан должны быть сведены к минимуму, о необходимости жесткой взаимосвязи нарушений и наказаний, о... Да, собственно, что повторять уже не единожды сказанное - каждый трезвомыслящий человек сформулирует эти требования. Шанс отрегулировать обстановку на дорогах, ввести в нормальное русло взаимоотношения автомобилистов и ГИБДД был. Теперь он, похоже, упущен. Закон не получился "мягким". Не получился и репрессивным. Он вышел никаким. Его все равно, что нет. Потому что действовать, выполнять свою главную задачу он не может. За нарушения нельзя изымать "права". Инспектор лишь выпишет штраф, а нарушитель оплатит его по квитанции. Хорошо? Было бы. Если бы предусматривался механизм контроля за уплатой штрафов. На Западе, о демократичности которого мы столько шумим, любой из граждан - под "колпаком": учтен и, так сказать, сосчитан. У него есть страховка, кредитная история, счет в банке, его данные занесены во множестве компьютерных баз. И, соответственно, огромное число рычагов воздействия на его поведение. А как у нас узнать, понес ли нарушитель заслуженное наказание? Да никак! Обязательного страхования нет, единой компьютерной базы - тоже. Единственный способ контакта с автомобилистами - техосмотр, но его проходят владельцы машин, а это далеко не всегда то же, что водители. Следовательно, можно нарушать и не нести ответственности. Стоит ли объяснять, что из этого выйдет? Дитя малое знает: от озорства удерживает не столько жесткость наказания, сколько его неизбежность. А важнее всего абсолютное равенство всех перед этим наказанием. Депутаты, похоже, об этом не ведают... 10 11/2000 ЗР Зато они прекрасно понимают другое: можно завоевать мгновенную и бешеную популярность, говоря народу то, что он хочет услышать. Не надо скрупулезно работать над стройной системой правил. Кричи громче: "Грядет 37-й год на дорогах!", "Все гаишники взяточники", "Это их забота, как теперь штрафы собирать", "Долой эвакуаторы!" - и каждый автомобилист будет знать твое имя. Да! Отменены эвакуаторы. Благо? Благоглупость. Нужно было не эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей отменять (она принята, можно сказать, во всем мире), а каким-нибудь другим документом запретить знаки вешать где ни попадя, обязать во всех общественных местах оборудовать бесплатные стоянки. В КоАПе же надо лишь очень четко оговорить, в каких случаях применяется эвакуация. Иначе выходит, как у неразумных младенцев, которые лупасят комод за то, что ткнулись в него лбом. Что теперь делать, если какой-нибудь разгильдяй бросит свою машину, перегородив проезд? Ждать, когда он соизволит вернуться, чтобы выписать ему штрафную квитанцию, которую он что? Правильно, не оплатит. Это демократия? Это полная анархия! Но... с репрессивными элементами. Новый Кодекс предусматривает, например, личный досмотр и досмотр вещей без всякого повода ("в случае необходимости" - туманно гласит документ) и даже без понятых! Задержание на 15 суток за неподчинение милиционеру. Снятие "номеров" и задержание автомобиля за непройденный техосмотр или, например, неисправные тормоза (при том. что проверять их на дороге запрещается). Нелепость! Если бы Дума поставила перед собой цель создать закон, способствующий воцарению на дорогах полного беззакония, она не смогла бы лучше выполнить задачу. За одни нарушения наказания стали необъяснимо мягче - например, превышать скорость от 20 до 40 километров в час можно всего за один минимальный размер оплаты труда (MPOT). За превышение от 40 до 60 км/ч оштрафуют на сумму от одного до трех MPOT. Но если нарушение больше, чем на 60 км/ч, то берегитесь! Могут лишить "прав" на срок от двух до четырех месяцев. То есть сЕсли бы Дума поставила перед собой цель создать закон, способствующий воцарению на дорогах полного беззакония, она не смогла бы лучше выполнить задачу. • Елена ВАРШАВСКАЯточки зрения безопасности превышение на 59 км/ч - пустяк, а на 61 км/ч - уже криминал? Кстати, лишение права управления предусмотрено за несколько видов нарушений. Например, на срок от трех до шести месяцев - за пересечение железнодорожных путей вне переезда, выезд под закрывающийся или закрытый шлагбаум, остановку или стоянку на переезде. На два или четыре месяца можно остаться без "прав" и за выезд на встречную полосу. Ходить пешком от месяца до трех придется, если не предоставить преимущество транспорту со спецсигналом. Очень большие строгости к беглецам с места ДТП - арест до 15 суток, или штраф 5-10 МРОТ, или лишение "прав" на полгодагод (ничего себе, разброс!). Оказаться отстраненным от управления машиной на год (!) теперь может не только пьяный водитель, но и тот, кто позволил ему сесть за руль (шаткая формулировка). Видимо, у депутатов не было охоты дотошно разбираться, что из этих наказаний соразмерно нарушению, а что слишком мало (велико) -славы-то такая кропотливая работа не принесет. Да и совсем уж ссориться с ГИБДД, полностью меняя первоначальный, предложенный ею вариант пресловутой 12-й главы, видимо, не хотелось. Правительство, понимая, что в таком виде Кодекс принесет на дороги лишь хаос, попыталось было внести в него свои поправки. Хороши они или плохи - другой разговор. Главное - они могли бы стать поводом для дополнительной работы над документом, для придания ему логичности, стройности. Но. увы. Правительству был важнее бюджет, и оно легко поддалось на шантаж "героев нового Кодекса", пригрозивших завалить его рассмотрение. КоАП был принят в третьем чтении без изменений. Документ, родившийся в результате заигрывания депутатов с автомобилистами ис ГИБДД, будет управлять нашей автомобильной жизнью.•