182
183
КЛУБ АВТОЛ"Чайнику" на заметкуПЕРЕД СМЕРТЬЮком кокосового ореха. Полицейские устраивают облавы, проверяют жидкость (интересно, как?), но факт остается фактом - эта "ДОТ минус четыре" там работает. У нас такие фокусы не пройдут: в сильный мороз даже "фирменная" Анатолий СУХОВ смесь бутилового спирта с касторовым Конструкция гидропривода не преботать. Но эта беда - лишь одна из мномаслом (БСК) встает колом между водитерпела больших изменений со времен гих. Часто жидкость "убегает" постепентелем и тормозами - все равно, что наего изобретения. Вспомним простейший но - через износившиеся уплотнения, толкать в трубки "Литол". гидравлический пресс: рычаг давит на так что владелец не сразу и заметит. Порой место течи найти непросто. поршень небольшого диаметра в одном (Кстати, пресс из рассказа классика тоЕсли в задних тормозных барабанах цилиндре, вытесняемая жидкость переже подтекал, но тем не менее чуть не полно "трансмиссионки" (масло из редутекает по трубкам в другой, большего раздавил несчастного инженера, как ктора просачивается через сальник заддиаметра, и выдвигает его поршень... В яичную скорлупу!) ней полуоси), то различить в ней приавтомобиле рычагом служит педаль. Действительно, обильно "потеюмесь "тормозухи" сможет лишь токсикоЕсли ее отпустить, возвратные пружищие" цилиндры еще долго остаются ман со стажем. Правда, в этом случае ны отводят поршни в исходное положевполне работоспособными. Достаточно задних тормозов все равно нет (колодние. Соотношение площадей ки-то замаслены)! И все поршней и определяет, во скольже наш диагноз должен б --т ко раз возрастет усилие на рабобыть объективным. Сожчем поршне относительно главмем или вывернем "наизJ ного. В прессе или домкрате эти нанку" пыльники цилиндплощади различаются во много ра: польется жидкость раз, за счет чего и развивается значит, текут манжеты. А (ЬАОСГ колоссальное усилие - но в Больше "тормозухе" неотШ кОО оич ущерб быстродействию: чем куда появиться. Другой сильнее пресс, тем медленнее "бахчисарайский фонтан" движется рабочий поршень по - регулятор давления задсравнению с главным. (Наприних тормозов (в народе мер, герою рассказа Конан Дой"колдун"), закрытый снизу ля "Палец инженера" вполне хваобъемистым пыльником. Рис. 1: работа тормозного цилиндра: а - с дефектом на зеркале; 6 - с разбухшей манжетой; 1 - возвратная пружина; 2 - чашка пружины; тило времени, чтобы выбраться Пока вы тщетно искали 3 - поджимная пружина; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - поршень; из гигантского гидропресса, пока "мокрое место", вытекшая А - полость высокого давления; Б - полость низкого давления; В дефект ("раковина") на стенке цилиндра. на его голову медленно опускалжидкость, оказывается, ся потолок.) В автомобиле передспокойно капала сюда, в ние цилиндры всегда больше задних, и резиновый мешочек. лишь создать в системе давление, энерэто неспроста: основное усилие Но самый большой резервуар для гично нажав на педаль - манжеты, "рас(60-80%) создают как раз передние сбежавшей жидкости - вакуумный усиплющиваясь", плотно прижимаются к тормоза, для задних же важно, чтобы стенкам цилиндра, поршням - и не телитель. Переполнить его сложно - изони не блокировались раньше передкут. Наоборот, стоит отпустить педаль, лишки засасываются в двигатель и сгоних, иначе в скользком повороте, да как манжета "расслабляется" и дает рают. Снимите усилитель и потрясите. еще на переднеприводной машине, течь. Кое-кто так и ездит: утром подлил Плещется? Пора на свалку: уплотни"близкое знакомство с пейзажем" вполтель штока негерметичен. Можно и не "тормозуху" - весь день катайся. не вероятно! Но вот пришла зима. На морозе реснимать усилитель, а вывернуть (выГидропривод отличается высокой зина не только сжимается, но и теряет нуть) штуцер подвода вакуума и через надежностью: если трос сцепления воэластичность - дубеет. Поэтому первых образовавшуюся дырку опустить внутрь зят с собой многие автолюбители, то сюрпризов от тормозов можно ждать тонкий шланг. Если конец шланга мокцилиндры валяются в багажнике разве уже в октябре-ноябре. Не тяните с рерый - в усилителе уже "зыбь". что у завзятого барахольщика. И все же монтом: если осенью цилиндр лишь "поСлучается и так: течи нет, а тормослучаются отказы, да какие! Главная тел", то зимой он рискует превратиться за (или сцепление) не работают. Как причина в том, что гидропривод... мов Ниагару. Кто-то задумается: а может, правило, это признак дефектного или жет перестать быть таковым, потеряв лить что подешевле - ведь жидкость-то изношенного главного цилиндра: риски, жидкость. Самый яркий пример - развсе равно уходит? В некоторых жарких раковины на рабочей поверхности его рыв трубки или гибкого шланга, при костранах "экономные" водители заливазеркала. В таких случаях, если нажитором привод мгновенно перестает рают в тормозной бачок смесь мочи с сомать на педаль (или отпускать ее) плав-"Вода дырочку найдет" - гласит народная мудрость. А тормозная жидкость с ее высокой проникающей способностью - тем более.182и/2000 зр ПОТЕЛ...но, буквально по миллиметру (как отпускают сцепление на первом уроке в автошколе), она постепенно уйдет. И, наоборот, если это делать резко, педаль останется жесткой. Почему? Когда манжета оказывается напротив раковины (рис. 1 ,а), тормозная жидкость начинает перетекать из полости высокого давления в полость низкого. Если манжета замрет у этого "перепускного вентиля"надолго, давление в полостях выравняется (из-за этого манжета перестанет "плющиться" и такой свищ откроется полностью. Тормозов или сцепления - как не бывало! Иногда педаль в этом случае приходится "выковыривать" самому - силы возвратной пружины может не хватить, чтобы вернуть ее в исходное положение. Если же поршень быстро проходит мимо раковины, давление не успевает стравиться и привод работает четко. Многие "гонщики", энергично управляя тормозами или сцеплением, даже не замечают возникшего дефекта. Итак, ремонт. Что лучше: поставить новый цилиндр или только манжеты, каждый решает сам, благо, сегодня то и другое - не дефицит. Если вы вовремя меняли тормозную жидкость да еще и чистили при этом бачок (а на его дне вырастают такие "лунные пейзажи"!), остается надежда, что на зеркало цилиндра пенять не придется. В цилиндрах сцепления "классики" есть где скапливаться "илу" - проточка большего диаметра возле отверстий для штуцеров. В тор-Рис. 2. Места проверки утечек тормозной жидкости (на примере "Жигулей").яж тСпросим читателейПотек тормозной цилиндр.мозных ее нет. Если решили менять манжеты, не поленитесь полностью разобрать цилиндр и вычистить его. Перед сборкой обильно смажьте "тормозухой" все детали. Собирайте осторожно, только от усилий руки (ни в коем случае не забивайте поршни даже ручкой молотка!), следите, чтобы кромки манжет не повреждались о края отверстий под штуцеры и упорные винты (можно слегка придавить их через отверстия тупым бородком). Иногда по ошибке ставят в цилиндры манжеты большего диаметра: смазанные колечки диаметром 20,64 мм легко входят в главный цилиндр диаметром 19,05 мм. Действительно, на глаз разница почти не заметна (особенно если не с чем сравнивать), а маркировки на манжетах не бывает - иначе как обеспечить плотное прилегание? Поэтому перед установкой измерьте манжету штангенциркулем, но только коснитесь кромок, не сжимая кольца. Владельцам "самар" проще - у них главный и задние рабочие цилиндры одного диаметра 20,64 мм. Что же происходит с манжетами в узком цилиндре? При первом торможении они прижимаются к поршням и стенкам цилиндра и ведут себя так же, как "родные" - держат давление. Но при отпущенной педали тормоза поршень отходит назад, а манжету "заклинивает" в цилиндре (рис. 1,6). Между ними образуется щель, в которую и устремляется тормозная жидкость, выравнивая давление по обе стороны поршня (усилия пружины 3 уже не хватает, чтобы сдви-нуть манжету). Если теперь еще раз нажать на тормоз, педаль станет намного мягче, а в третий раз может и "провалиться" до пола. Но если подождать несколько секунд, поршни с манжетами, подталкиваемые возвратными пружинами, доползут до исходного положения, и тормоза снова в порядке - до первого прерывистого или ступенчатого торможения. Так что здесь "накачивать" отказавший тормоз бесполезно - чем больше "топчешь", тем хуже. Несколько слов о пыльниках: как следует из названия, они защищают цилиндр от пыли и песка - врагов манжет и цилиндров. Самый недолговечный - пыльник рабочего цилиндра сцепления. Он редко живет больше года, а менять его - не так сложно, как грязно и неудобно, особенно без эстакады или подъемника. Да и как узнать: порвался - не порвался? Как ни полезешь - глядишь, порвался! Продлить ему жизнь просто. Надо лишь расширить малое отверстие (под шток) так, чтобы кромки работали, как сальник - с легким проскальзыванием, тогда при работе пыльник не будет перекручиваться и прослужит в несколько раз дольше. Напоследок напоминание: если в тормозном бачке понизился уровень жидкости, а на панели грозно вспыхнула красная лампа, не спешите бить тревогу: может, просто пора менять тормозные колодки. Но осмотреть подозрительные места, особенно перед дальней дорогой, не помешает.замените его на импортный замените его на новый отечественный поставите новые манжетыЗР11/2000183