ТЕХНИКАЭкологияДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ МЫ В ЕВРОПЕС 2001 года в странах Евросоюза для всех новых автомобилей вводятся нормы токсичности Евро III. В связи с этим АвтоВАЗу пришлось обзавестись новой лабораторией.Сергей МИШИНТребования Евро III отличаются от предыдущих не ужесточенными нормами (допустимое содержание окислов углерода даже выросло на 0,1 г/км), а новыми методиками замеров. Во-первых, нормативы для углеводородов и окислов азота представлены уже раздельно, а не суммарно. Во-вторых, при замерах токсичности теперь исключено такое "послабление", как 40-секундный прогрев двигателя на неподвижном автомобиле. Замер начинают с первой секунды его работы, когда выхлоп наиболее токсичен (нейтрализатор еще не прогрет и, по сути, бездействует). Помимо замера токсичности при температуре плюс 20-30°С, введен дополнительный - при минус 7°С, когда условия для смесеобразования и сгорания менее благоприятные. Наконец, существенно изменились условия контроля вредных испарений неработающего автомобиля - не более 2г углеводородов, но не за два часа как прежде, а за сутки. Это равносильно ужесточению норматива в 12 раз!ТРЕБОВАНИЯ К ТОКСИЧНОСТИ ВЫХЛОПА Нормы СО, г км СН,г*м N0,. г/км Год введения Eepel Евро II Евро и; Евро III (минус 7) 2,72 2.20 2,30 сумма 0,97 сумма 0.50 0,15 Не нормируется 1992 1996 2000В боксе, помимо беговых барабанов, есть монитор для водителя, система отбора газов (CVS), расходомер топлива AVL и стойка с тремя компьютерами. Первый - для настройки барабанов, второй собирает информацию с так называемой сырой пробы (через газоанализатор, отбирающий отработавшие газы перед нейтрализатором), третий анализирует "мешковые" пробы.Для удовлетворения нормам Евро III необходимо увеличить эффективность нейтрализатора, в том числе ускорив его прогрев, и повысить точность дозирования топлива. С последним требованием может справиться только фазированный впрыск. Кроме того, даже в аварийном режиме работы (при отказе одного или нескольких компонентов) система впрыска обязана удерживать токсичность в заданных пределах. Для этого электронное управлеБаллоны с газами (кислород, азот, окись углерода, окислы азота и др.) применяют двух типов - рабочие и калибровочные, вторые - только импортные. Дело в том, что для эталонных газов допуск на отклонение концентрации ±1%, а для рабочих требования менее жесткие. Один "забугорный" баллон обходится в АЗу примерно в тысячу долларов.ние двигателем дополнили постоянно действующей самодиагностикой. Теперь у нее два лямбда-зонда (датчика кислорода). Один - управляющий, как и прежде перед нейтрализатором, второй, диагностирующий - после него. Такая схема позволяет контролировать состояние нейтрализатора, эффективность его работы, а заодно и управляющего датчика кислорода. При появлении неисправностей, приводящих к превышению нормы, система информирует водителя включением контрольной лампы "Check Engine" (проверь двигатель). Нововведения предусматривают и обновление инструментария. Самой востребованной в этой ситуации оказалась новая лаборатория токсичности на ВАЗе, пока единственная в стране. Только здесь можно настраивать "мозги" электронной системы управления под Евро III. Поставку и монтаж оборудования обеспечила германо-австрийская фирма АВЛ (AVL), приступившая к работе еще в прошлом году. Лаборатория состоит из нескольких помещений: бокса для работы с автомобилем, операторской, склада баллонов и камеры испарений. В ходе испытательного цикла отработавшие газы собираются в специальные мешки - два из "холодной" фазы (мотор только что пустили), два из "горячей" (мотор прогрет до рабочей температуры) и еще пара - из загородного цикла. Содержимое мешков разбавляется чистым воздухом в определенной пропорции - после этого проводится замер. Камера испарений (VT-SHED фирмы "Йорк", Германия) со встроенными холодильником, нагревателем и системой компенсации объема позволяет воспроизводить суточные колебания температуры в пределах от 15 до 45°С и поддерживать атмосферное давление. Испытания по испарениям состоят из двух фаз: часовой "горячей", когда автомобиль загоняют в камеру тепленьким, после прогревочного цикла на беговых барабанах, и суточной "холодной", когда непрогретый автомобиль вместе с камерой в течение суток несколько раз нагревают и охлаждают в пределах от 20 до 30°С. Пробы воздуха отбираются автоматически - пять раз за испытание - и анализируются прибором фирмы "Пирбург": он выдает динамическую картину испарений вредных веществ. С участием уникальной вазовской лаборатории уже в этом году должны быть подготовлены к "прописке" в Европе автомобили следующих моделей: ВАЗ-21093, 21099, ВАЗ-21102, 21103 и 21214 (с двигателем 2123). D021.8157011/2000 ЗР