36
37
ИСПЫТАНИЯодиозныйНаше знакомствоДетище тюнинговои фирмы на главном конвейере такого в нашем автопроме еще не бывало!Вадим КРЮЧКОВИзвестия о возрождении Ижевского авщая целые три модификации полноприводтозавода - пуске конвейера,возобновлении ной "Оды" (ЗР, 1998, № 6). Но одно дело выпуска автомобилей внушают оптимизм. штучная сборка на подъемнике, другое О том, как удалось это сделать, вы могли массовый выпуск на конвейере: технология прочитать в ЗР, 2000, № 7. Однако перед и масштабы производства разнятся радикомпанией "Сок", вдохнувшей жизнь в увякально. Вместо 15-20 автомобилей в месяц дающее производство, вместе с массой надо выдать на-гора несколько сотен. Казастратегических задач стояла еще одна, полось, проект забуксует. Но нет, "в кустах сожалуй, самая главная. Требовалось расшивершенно случайно оказался рояль". Тюнинрить модельный ряд. Помимо успевших усгисты поразили всех - без помпы и шума тареть пикапа ИЖ-2717, фургона на его баони работали на перспективу, и едва поязе да хэтчбека ИЖ-2126, нужно было предвился спрос, предоставили модификацию ложить покупателям нечто "этакое". Космеполноприводной "Оды", рассчитанную иментическими изменениями и переименованием "Орбиты" в "Оду" тут было не Вариации на тему полного привода пикап-внедорожник. обойтись. Так появилась идея выпускать полноприводник. "РОЯЛЬ В КУСТАХ" Проектировать автомобиль с чистого листа дело, прямо скажем, долгое. Ситуация же требовала наладить производство новинки в сжатые сроки. И тут выяснилось: под боком у завода который год работает тюнинговая фирма "Норма-авто", выпускаюно для сборки на конвейере Ижевского автозавода. Тут уж крыть было нечем, коли все знаете и умеете - вам и карты в руки: лучшие умы "Нормы-авто" пришли в большое производство. Чем же интересен ИЖ-2126 4x4 с точки зрения технаря? Об изменениях во внешности нетрудно судить по фотографиям. Что касается начинки, то кузов, интерьер, задняя подвеска, мост остались без изменений. А вот спереди появился подрамник, привинченный к лонжеронам в штатных точках для монтажа башки. На нем, помимо силового агрегата, закреплены "родные" рычаги подвески, стабилизатор поперечной устойчивости, рулевая рейка, оригинальная защита картера двигателя и редуктор. Амортизаторные стойки тоже стандартные. Двигатель ВАЗ-2106 с карбюратором "Озон", коробка передач либо вазовская, либо омского производства. С нее крутящий момент передается на раздаточную коробку, а оттуда через карданные валы на задний мост и передний редуктор3611/2000 ЗР от "Нивы". Приводы передних колес тоже "нивовские", лишь наружные шарниры равных угловых скоростей от ВАЗ-2108. Из соображений компоновки изменены приемная труба глушителя и резонатор. Колеса - 14дюймовые с покрышками размерностью 185/70R14nnn185/65R14. Теперь посмакуем подробности. Изюминкой полноприводной трансмиссии стала раздаточная коробка. Это оригинальная разработка фирмы "Норма-авто", переданная теперь на завод. Коробка компактная, крепится к кузову через резиновые подушки, в отличие от "нивовской" не столь требовательна к соосности валов. не так сильно шумит и вибрирует. Понижающей передачи в ней нет - есть лишь межосевая блокировка. Пока раздатка связана с коробкой передач по "нивовской" схеме - промежуточным валом и шарниром равных угловых скоростей. Ближайшая перспектива - окончательный переход на омскую коробку передач с измененными под полноприводную модификацию "Оды" передаточными числами и объединенную в общем корпусе с раздаткой. Это позволит избавиться от ШРУСа и прочих недостатков "нивовской" схемы. Мало того, запас трансмиссии по крутящему моменту возрастет, что позволит комплектовать автомобиль мощными двигателями большего объема - например, двухлитровым уфимским с распределенным впрыском.Изюминка трансмиссии - оригинальная раздаточная коробка. Еще одна отличительная черта "Оды" 4x4 мощный подрамник в передней части.вода от 64 до 68 тыс. рублей этому изделию можно простить многие недостатки. Говорить же о каких-либо серьезных его перспективах было бы преувеличением. Но все-таки в активе ИЖа - просторный салон, емкий багажник, большой дорожный просвет, простота конструкции и "демпинговая" цена. В пассиве - примитивный интерьер, зубодробильная подвеска, шумы, вибрации и прочее, прочее... Легковому автомобилю такой букет недостатков - почти приговор. А теперь приложим тот же набор плюсов и минусов к вседорожнику (читай полноприводнику). Вполне терпимо! Может быть, "Ода" 4x4 и есть второе дыхание "Орбиты"? С этой меркой подойдем к полноприводному ИЖу. Получился весьма оригинальный аппарат. Разгонная динамика и торможение - на уровне других отечественных автомобилей. Проходимость на порядок выше любой дорожной "кватры", поведение на асфальте куда лучше, чем у "Нивы". Комфорт спартанский, но ту же "Ниву" по этому показателю опережает - тряска и вибрации утомляют не так сильно. Излишняя жесткость подвесок оказывается вполне оправданна - меньше крены в поворотах. А уж на проселке можно вытворять такое, что ни одной легковушке не по силам. Поверив в возможности ИЖа, штурмуем глубокий брод без проблем, по лесным тропинкам - запросто, поперек пашни - получилось, рыхлый песок-справились. Пожалуй, только вязкие участки лучше штурмовать с ходу, не останавливаясь. чтобы не нагружать сцепление. В противном случае при попытках стронуть с места машину, увязшую в крепком месте, почуете, как пахнет горелыми накладками ведомого диска. Не стоит забывать: "Ода" хоть и полноприводник, но не полноценный джип. Есть ограничения по геометрической проходимости, мощности двигателя, рисунку протектора и т. д. Итак, "Ода" 4x4 претендует на роль единственного автомобиля в семье, пригодного для передвижения по любым дорогам - от асфальтовых до грунтовых. Однако ниша, которую она занимает, куда ближе к "Ниве", чем к зарубежным легковым полноприводникам. А теперь самый насущный вопрос: когда и сколько? В самое ближайшее время планируется довести объем выпуска до 500 машин в месяц. В дальнейшем доля полноприводных автомобилей в производственной программе будет расти. Многое, как вы понимаете, зависит от спроса. Цена - козырной туз, способный решить судьбу проекта: называют около 100 тыс. рублей. Это совсем немного за просторный четырехдверный хэтчбек с полным приводом. Если не будет откровенных провалов с качеством, то "Ода" 4x4 сможет стать спасательным кругом для устаревшей "Орбиты". D§ 5 * | I ™ |ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ Прежде чем оседлать полноприводную "Оду", немного покатались на обычном ИЖ-2126, дабы освежить воспоминания. Получилось прямо-таки путешествие на машине времени. Шины Бл-85, которыми сегодня комплектуют "Оду" вместо дремучих М-145, надо признать, добавили автомобилю подвижности. А в остальном... "Орбита" 80-х годов. При нынешней отпускной цене за