94
95
ЭкспертизаВРЕШЬАнтирадар - сомнительный способ избежать лишних расходов...Аркадий КОЗЛОВ Неправильное это словечко, похоже, прижилось навечно вместо труднопроизносимого "радар-детектор". На самом деле, антирадаром следовало бы назвать передатчик, способный активно сбивать работу локатора (такие повсеместно запрещены к использованию и потому серийно не выпускаются). Радар-детектор просто приемник, вещь вполне безобидная. Но поскольку народ уже привык к словечку "антирадар", то и мы будем его употреблять, имея в виду радар-детектор. ЧТО ЕСТЬ ЧТО? Дорожные радары распространены во всем мире. Ничего более удобного пока не изобрели. И даже выделены частоты, разрешенные к использованию полицией во всех странах. Каждой полосе частот присвоено буквенное обозначение: 10,500 - 10,550 ГГц (Х-диапазон), 24,050 - 24,250 ГГц (К-диапазон), 33,400 - 36,000 ГГц (Ка - широкий диапазон). Три диапазона выделены намеренно чем выше несущая частота, тем меньше диаметр излучателя, а значит, портативнее сам радар. Однако генерировать столь высокие частоты непросто (и дорого). Переход на них проходит постепенно, поэтому в мире активно используют все диапазоны. А вот у нас в России - только два, причем на X приходится львиная доля (до 90%), в диапазоне К работают только "Искры", а диапазон Ка и вовсе экзотичен. Денег, как всегда, не хватает... Кроме радиоволн для отлова нарушителей скоростного режима может применяться и луч лазера. Но только на Западе. Ибо лазер - игрушка уж совсем дорогая. За рубежом полиция использует радары обычно на самых опасных участках дорог в чисто профилактических целях, поэтому антирадары там, как правило, приветствуются (впрочем, кое-где они запрещены). Наши же блюстители порядка, зачастую устраивающие кормушки у "сороковников", забытых дорожниками на давно 94 11/2000 ЭРМЕШЬ!тельным контуром, понижающим несущую частоту, - супергетеродином. У последнего гораздо большая чувствительность, селективность (избирательность) и коэффициент усиления. Отсюда следует: при покупке антирадар непременно надо выбирать с супергетеродином. Многие радар-детекторы могут отлавливать сигнал лазера. Опция недешевая, и к тому же бесполезная. В России лазерных радаров практически нет. А тем, кто часто бывает за рубежом, напомним, что луч лазера очень тонок, и антирадар может не сработать даже тогда, когда полицейский будет "светить" им в радиатор вашей машины. Впрочем, если он и сработает, то все равно будет уже поздно. Стало быть, приемник лазера совсем необязателен. Американцы очень любят развешивать радиомаячки: на месте аварии, ремонта дороги и т. п. Антирадар распознает сигнал такого маячка и предупреждает водителя специальным сигналом либо бегущей строкой, либо голосом. Само собой, на родных просторах такая функция бесполезна, и отстегивать за нее лишние деньги просто глупо. И потом, даже если ГИБДД закупит вместо очередного "Мерседеса" партию таких маячков и будет развешивать их как положено и даже вовремя снимать, то кто, скажите, обозначит им стоящий на ночной обочине КамАЗ без "габаритов"? Нет, такая примочка не для нас. Бдительность только терять... Полицейские Нового света могут обнаружить радар-детектор, есть у них специальное оборудование (интересно,зачем? Детекторы не запрещены). Антирадар, в свою очередь, тоже может "догадаться", что его пытаются опознать и перейти в режим "невидимки", отключив временно супергетеродин и работая в режиме прямого усиления (VG-2). Функция для России вовсе бесполезная. Итак, при выборе радар-детектора надо выбирать обязательно супергетеродин с диапазонами XиК Диапазон Ка, определитель лазера, режим "невидимки" и опознаватель "дорожных неприятностей" - пустая трата денег. Удобно, если в приборе есть регулятор громкости, режимы "Город" (City) и "Скоростная дорога" (Highway) и так называемый "Гейгер-эффект". Суть его в том, что частота предупреждающего сигнала антирадара тем выше, чем ближе он находится куже отремонтированном шоссе, сильно недолюбливают детекторы. В ход идут всевозможные хитрости: искусная маскировка под придорожный куст, замер скорости короткими "выстрелами" (чтобы антирадар не успел "засечь" сигнал) и т. д. Автомобилисты, в свою очередь, вооружаются все более дорогими и совершенными радар-детекторами. Как правило, импортными. Зачастую переплачивают, приобретая совершенно лишние функции. ЗА ЧТО ПЛАТИМ? Что же такое антирадар? Если локатор инспектора - передатчик радиоволн сверхвысокой частоты (с узким, как у фонарика, лучом), то детектор, как было сказано, обыкновенный приемник. И чем выше его чувствительность, тем с большего расстояния он распознает опасность. Но и тем больше вероятность ложных срабатываний от сотовых телефонов, раций, сварки и прочих помех. Поэтому хороший антирадар оснащают сложной схемой распознавания случайных помех, что принято называть термином "помехозащищенность". Обычный приемник бывает либо прямого усиления, либо с встроенным колеба- Самый дорогой детектор с бегущей строкой. Лидер теста - "Стар 2010"локатору. И, конечно, детектор должен быть легкосъемным - воров пока хватает. А если злодей окажется дилетантом, будет вдвойне обидно лишиться не только прибора, но и стекла. По типу крепежа приборы можно разделить на три части: с присосками, с защелкой на противосолнечный козырек и на "липучке". Самый удобный - с присосками, если, конечно, они не отваливаются поминутно. Неплохи и защелки, но козырьком с пристегнутым антирадаром уже не воспользуешься по назначению. Самый неудачный на "липучке". Для такого детектора не всегда найдется место на "торпедо", да и производитель, который невнимателен к крепежу, не вызывает доверия. ПРОБЫ Для испытаний мы выбрали наиболее популярные модели радар-детекторов: китайскую "Кобру", корейские "Мангуст" и два "Стара", канадский "Бел", пару филиппинских "Вистлеров", отечественные "Стеле" и "Симикон". Новенькая "Кобра" ни на один радар упорно не откликалась. Продавец отказался заменить ее на новую: мол при включении пищит, самотестирование проходит. А значит, работает. С испытаний пришлось снять. Не всякий антрадар исправно работает, даже если тест проходит без сучка. Это следует учесть еще при покупке. "Симикон" и "Стеле" - прямого усиления, работают в диапазонах Xи К. Все остальные - супергетеродины, охватываютдиапазоны X, К и Ка и лазер. У всех есть режим город/шоссе и кнопка отключения звука. А вот отрегулировать громкость у "Стеле". "Симикон" и "Бел" нельзя, "Мангуст", "Бел", "Стар 2040" и "Вистлер 975" можно переключить в ночной режим, притушив наполовину индикаторы. Непонятно, правда, зачем. Они и так не мешают. "Вистлер 975" - с бегущей строкой, высвечивающей режимы работы, диапазон обнаруженного радара и мощность сигнала (в цифрах). Для полноценных испытаний удалось раздобыть самые распространенные радары: "Барьер-2М", два "Сокола" (Х-диапазон) и две "Искры", работающие в К-диапазоне. Словом, вооружились до зубов. Испытания проводили на прямом участке дороги в сухую ясную погоду; на пологом повороте и холме (для определения горизонтального и вертикального углов охвата), а также в городе всеми радарами последовательно на дальности 3000,1500.1000, 750, 500 и 300 метров. Оценивалась чувствительность для всех типов радаров. Помехозащищенность определялась по количеству срабатываний от сотовых телефонов (в том числе из соседней машины), электросварки, трамваев, троллейбусов и т. д. Результаты сведены в таблицу. ТАК ЧТО КУПИТЬ? Результаты испытаний оказались такими разновеликими для отечественных и импортных антирадаров, что таблицу пришлось разбить на две неравные части. ПочАрсенал для проверкити одинаковые характеристики "Стеле" и "Симикон" расставляют их на 1 -е и 2-е места лишь условно. Низкая чувствительность и плохая помехозащищенность заданы конструктивно - оба прибора прямого усиления. И только смехотворно низкая цена делает их конкурентоспособными на рынке. Самый непритязательный водитель может остановить свой выбор на любом из них. "Барьер" они обнаружат. Более современные "Искру" и "Сокол" с низким уровнем сигнала опознать труднее. Кроме того, надо быть готовым к частым ложным срабатываниям, особенно в городе. У супергетеродинных импортных детекторов характеристики ощутимо выше, но и цена кусачая. Больше всех очков набрал "Вистлер 975". Всего на пять баллов отстал "Стар 2040", на семь - "Вистлер 1610" и "Стар 2010". Собственно, такой небольшой разрыв практически уравнивает характеристики антирадаров в реальных условиях. Поэтому можно купить любой из них, обратив внимание на цену. Для упрощения выбора поделим баллы на цену и, опираясь на полученную величину, присвоим радар-детекторам места. Наиболее удачным выбором будет, безусловно, "Стар": две его модели заняли первое и третье места. Надеемся, что наше маленькое исследование поможет автолюбителю сделать правильный выбор и сэкономить на штрафах.РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ РАДАР-ДЕТЕКТОРОВ Радар-детектор Странапроизводитель-1 §1 cm е.31 Is sQх5 ° 8МLQDobra 213 Mongoose UB-180 Whistler 1610 Whistler 975 Star 2010 Star 2040 3el 540i Stealth 1050 Симикон 1024"КитайКорея Филиппины Филиппины Корея Корея 2.05 1,71 0.90 2,33 173 156 5.67 7,50КанадаРоссия Россия