Ну и ну!заметим, у всех остальных сальников пыльник гладкий. Маслостойкость изделия оказалась неплохой. Натяг по валу с начальных 1,63 мм упал до 0,29 мм. После 139 часов испытаний возникла утечка. Резина слегка утратила эластичность, появились микротрещины. На рабочей кромке - износ. Оценка - "удовл.". Фото 3. Самарский концерн "Резерв' продает свое изделие "по науке" - в упаковке с адресом, контактными телефонами и т. п. Цена комплекта из переднего и заднего сальников - 35 руб. Изделие - скажем так полностью обрезинено, цвет - бежевый. Внешних дефектов у "самарца" эксперты не нашли. Наружная поверхность имеет четкий круговой рельеф. Риски на рабочей кромке также четкие, рельефные. На пребывание в моторном масле изделие практически не отреагировало. Натяг по валу остался неизменным - 1,71-1,72 мм. Резина сохранила эластичность, трещин не обнаружено. Износ - незначительный. Оценка - "отл.". Фото 4. Иностранцев на сей раз представляет Германия. Изделие SM полностью обрезинено, цвет - кирпичный. Стоимость комплекта из двух сальников - около 100 руб. Внешность "немца", как ни странно, "просит кирпича". На нерабочем торце уплотняющего бурта эксперты обнаружили включения ингредиентов белого цвета, при легком механическом воздействии они отделялись от манжеты, оставляя в ней "кратеры". Такое не пропускает даже отечественный ОТК. Да и круговой рельеф не больно четкий, то же относится к рискам. После 300 часов испытаний выявилась утечка. Резина сохранила эластичность, однако появились микротрещины. Маслостойкость сальника оказалась на поверку очень низкой. Натяг по валу снизился с 1,4 до 0,62 мм. Похоже, этот "немец" изготовлен в каком-то подвале опять подделка... Оценка - "неуд". Фото 5. "Немец" по имени Elring. Цвет - розовый, полностью обрезинен. Цена комплекта - около 100 руб. В отличие от своего сородича, он выглядит "правильно" - внешних дефектов не имеет, а круговой рельеф и риски - как на картинке. А вот наше масло ему не понравилось - сальник разбух больше, чем все остальные. Зато трещин нет, износ незначительный, резина сохранила эластичность. Натяг по валу, составлявший до начала испытаний 2,9 мм, снизился до 2,25 мм. Оценка - "хор.". Общее впечатление от "сальной" компании таково. Обрезиненные сальники известны давно, однако ряд технологических проблем (от клея до резины) заставил отдельных производителей перейти к "голому металлу". Понятно, что это не лучшее техническое решение: ведь грамотно выбранный рельеф наружной поверхности способствует как плавности запрессовки, так и последующему демонтажу. А вот что получилось с зазорами и натягами. Диаметр рабочей кромки в сборе с пружиной у всех сальников оказался разным (от 77,10 до 78,78 мм), а потому и замеры натяга по валу также не совпали получилось от 1,22 до 2.9 мм. После "пробега" натяг снизился на 0,7-1,4 мм, а у "бомжа" (№ 1) превратился в зазор! Высокий натяг приводит к перегреву изделия, низкий - к утечкам масла. А поскольку натяг в основном определяется жесткостью пружины, то становится понятно, почему самарская пружина оказалась на поверку самой жесткой. Дело в том, что мягкие пружины прекрасно работают только с теми коленчатыми валами, биения которых минимальны... Отечественные же валы довольно сильно "бьют", и пружины стараются подобрать им под стать. Кстати, пыльники у всех сальников сидят на валу с зазором. Победителем нашего состязания стал, конечно же, "самарец" № 3, умудрившийся совместить в себе низкую цену с прекрасным качеством. А наличие фирменной упаковки добавляет к заслуженной "пятерке' скромный плюсик. Именно такие изделия мы и рекомендуем нашим читателям. А то, что в продаже огромное количество "иванов, не помнящих родства", отнесем к "сальным шуточкам" полурыночной экономики...В ТЕРРОРИСТЫ ЯБ ПОШЕЛ...Алексей БОЕВИКОВ Реклама пензенского издательства "РИК-Эврика" в "Комсомолке" не могла не привлечь внимание. Все - начиная с "ноу-хау" по восстановлению потенции и кончая технологией бесплатной заправки автомобиля поражало воображение и возбуждало желание. К тому же советы можно заказать по почте. Через три месяца бандероль наконец пришла. Правда, ее толщина сразу насторожила: заказанные десять брошюр (всего за 80 рублей!) никак не могли там уместиться. "Эврика" обманула здесь лишь на самую малость: под словом "брошюра" фирма разумела листовки. Самым безобидным оказался рецепт мази для "стопроцентной защиты от ржавчины" на основе... свиного сала и камфары. Главное - дать составу впитаться в кузов! Советы, как безнаказанно управлять автомобилем подшофе, увенчаны бесспорным тезисом: "...еще больше сэкономите, если оставите машину и поедете домой на метро или даже такси - все равно будет дешевле". Но самое актуальное, конечно же, - приготовление бензина на кухне из бытового газа или замена им жидкого топлива. В первом случае - с помощью катализаторов, добытых полукриминальным способом (видимо, за ящик водки), газ в системе змеевиков превращался в метанол. Авторы утверждают, что этот сильный яд для человека - бальзам для мотора, а главное, получается из почти дармового газа прямо на домашней кухне. С применением его вместо бензина, поучают в листовке, "значительно снижается температура давления", а на оборотах выше средних "есть смысл добавлять воду". За год-полтора "заводик" должен окупиться, если, конечно, продавать метанол соседям и друзьям, а не разливать даром. Листовка "Вместо бензина кухонный газ" просто привела в ужас. Авторы предложили установить дома "авиационный" компрессор. снятый с бронетехники (кем? где?) и закачивать бытовой газ под давлением 200 (!) атм в подходящий баллон - от акваланга. танка или самолета! На худой конец - в разрезанный и укороченный кислородный. Впрочем, дано указание по технике безопасности: шов получившейся тары настоятельно советуют просветить гамма-дефектоскопом. Вероятно. там же, на кухне. На каком делении манометра грохнет адский взрыв, не сообщается, но. думаем, с таким компрессором долго ждать не придется... DО.•ЭР 11/эооо97