ТЕХНИКА /ТЮНИНГ«ДЕСЯТКЕ» ДАЛИ «АВТОМАТ»ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫЕ МОДЕЛИ ВАЗ ВООРУЖИЛИ ВАРИАТОРАМИТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ\Специалисты Центра автоматических трансмиссий МАИ, набившие руку в установке гидромеханических коробок передач на задне- и полноприводные автомобили ВАЗ и ГАЗ (ЗР, 2001, № 3), решили поэкспериментировать на моделях с передним приводом. Выбрали «десятое» семейство; о покупке «автоматов» договорились с бельгийским филиалом известной фирмы ZF - «Цанрадфабрик», которая разрабатывает коробки передач для большинства европейских моделей.Место рычага механической коробки передач занял селектор вариатора. Шестнадцатиклапанный двигатель ВАЗ-2112 и бесступенчатая коробка передач VT1.ЗДРАВСТВУЙ, ОРУЖИЕ! Гидромеханическая коробка «десятке» не подходит - поперечно расположенный двигатель требует компактной трансмиссии. Из гаммы ZF подобрали бесступенчатый вариатор VT1 с гидравлическим управлением. Кстати, аналогичные узлы, только под контролем электроники, работают на автомобилях «Мини». На первичный и вторичный валы вариатора насажены разрезные шкивы, связанные гибким стальным ремнем. Раздвигая и сближая диски, можно изменятьпередаточные отношения от 2,416 до 0,443 (см. рис.). Момент от коленвала передается через муфту, играющую роль автоматического сцепления, на валы и далее на главную передачу с дифференциалом. Чтобы на скользкой дороге притормозить двигателем, водитель переводит рукоятку селектора в положение «L». Вариатор как будто плавно включает пониженную передачу. О других режимах упоминать не стоит они хорошо знакомы владельцам автомобилей с «автоматами». Максимальный момент, который безболезненно перенесет VT1, не превышает 145 Нм , а мощность - 80 кВт.Самый мощный на сегодня шестнадцатиклапанный мотор ВАЗ-2112, который устанавливают на автомобили «десятого» семейства, выдает, соответственно, 127,5 Н-м и 66,7 кВт/90,7 л. с. Так что должны сработаться. КАК ДЕРЖАТЬ «АВТОМАТ» Подобрать подходящий узел - полдела. Важно грамотно вписать его в автомобиль. Вариатор соединили с двигателем через оригинальный переходник. Кроме того, перенесли крепление одной из опор коробки. А чтобы агрегаты лучше понимали друг друга, поколдовали с настройками «автомата».В приводах колес сохранили только наружные шарниры. Правый вал позаимствовали от «Самары», а левый еще больше укоротили. Внутренние ШРУСы - оригинальные, иначе понадобилось бы вносить изменения в ответную часть коробки передач. «Досталось» и системе охлаждения. Вариатор выше штатной коробки, поэтому положение патрубков изменили. Перед водяным радиатором двигателя появился дополнительный - масляный для автоматической коробки. ЗАРЯЖАЙ! Сейчас ВАЗ-2112 с вариатором проходит доводочные испытания в МАИ. Его двойник (правда, с немного иной компоновочной схемой) наматывает километры в Тольятти. Скорее всего, в МАИ начнут переделывать «десятки» в первой половине следующего года; о конвейерном выпуске пока говорить рано. Наверное, многие покупатели ВАЗ-2110 предпочли бы автомат механике - вопрос в цене... Пока называют $3000, но стоимость переделки может быть меньше или больше. Конечно, на фоне цены новой машины совсем немало. С другой стороны, сколько ездит по улицам «десяток», в которых красуется, светится, рычит пара-другая тысяч долларов. Вот они - потенциальные клиенты. 1»1Ведущий валВедомый вал Схема работы клиноременного вариатора: а - максимальное передаточное отношение (на низкой скорости); б - минимальное передаточное отношение (на максимальной скорости).