10
11
КАК УСТРОИТЬ ВОДООТВОДНЫЕ КАНАВЫДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНАДождевые, снеговые и грунтовые воды—самые опасные враги дорожного полотна. Вода размягчает дорогу, делает ее менее прочной, вследствие чего на полотне легко образуются колеи и выбоины. Исключение составляют лишь дороги с песчаным грунтом, который под влиянием влаги становится более устойчивым. Большинство низовых дорожных работников недостаточно уделяет внимания вопросу правильного отвода воды от дороги. Канавы делаются небрежно, без достаточного уклона, с извилистым дном и т. д., в результате в канавах застаивается вода и они быстро засоряются и перестают работать. Между тем исправно сделанный водоотвод должен собирать воду с полотна, отводить ее и осушать полотно в тех случаях, когда на него влияют грунтовые воды. В практике дорожного строительства есть много случаев,, когда отдельные участки дорог до правильно устроенного водоотвода оставались непроезжими, а после исправления водоотвода превращались в вполне удобные для езды. Работы по устройству водоэтвода заключаются в проведении канав определенных размеров и направлений и придании полотну ровной плотной и выпуклой поверхности. Водоотводные канавы подразделяются на боковые, отводные, нагорные и дренажные. Б оковыеканавы идут вдоль обеих сторон полотна (рис. 1). Вода, скатываясь с выпуклого полотна, попадает в эти канавы и благодаря продольному уклону их стекает в пониженН агорныеканавы (рис. 3) предохраняют дорогу, проходящую по косогору, от стока поверхностных вод. Располагают нагорные канавы не ближе 5м от| верхнего откоса выемки. Нагорную канаву не следует выводить в боковую канаву, а надо спускать самостоятельно в пониженные места (ложбины и т. п.) и возможно дальше от полотна.НАГОРНАЯ КАНАВАРис. 3. Расположение нагорной канавы Дренажныеканавы (рис. 4) понижают грунтовые воды или перехватывают грунтовую воду, идущую до водоносному слою (например, песчаному) при работах на косогоре. Размеры дренажных канав! (рис. 5): глубина0,8—1 м, ширина по низу—0,25 м, ширина по верху—0,5 м. Заполняются они на одну треть щебнем, на вторую треть—крупным песком, затем—слоем дерна, травою вниз, а сверху местным грунтом. Располагают их обычно под боковыми канавами. К хорошо устроенной канаве предъявляют следующие основные требования: размер канавы должен соответствовать количеству пропускаемой воды без чрезмерного ее наполнения, обязательно должен быть выход воды в пониженное место, соблюден правильный продольный уклон, чтобы-не происходило размыва дна канавы или отлож.ения наносов ив то же время нигде не задерживалась вода.!T^^E?3Si60КОВАЯ ИАМШ Рис. 1. Поперечный вид дороги ные места. Боковые канавы не нужны в тех случаях, когда насыпь дороги выше окружающей поверхности на 0,5 м или когда полотно устроено на песчаном грунте. В топких и ' болотистых местах боковые канавы следует отодвигать от подошвы насыпи на 2—4 м для осушки полотна. О тводныеканавы (рис 2) отводят воду из боковых канав к пониженным местам в сторону от дороги.-мрвтРис. 4. Расположение дренажных канавРазмеры канавОГВШШАЯ КАНАВА^ Г КАНАВА шковая10Рис. 2. Расположение канав (вид дороги сверху)Глубина баковых канав зависит от характера грунта. В обычных условиях эта глубина принимается: для легких суглинков 0,6 м,; для глинистых—0,6—0,8 м, а в тяжелых глинистых грунтах даже до 1 м. Большая глубина в этих грунтах способствует лучшему вытягиванию влаги из полотна и просыханию последнего. Ширина по дну) берется 0,4 м. Нагорные канавы должны иметь глубину не менее 0,7 м. Как выправить уклон дна канавы Если общий уклон дна канавы достаточный, но имеются местные повышения и заплывы, необходимо дно выправить. Для этого две визирки ставят по концам участка канавы, а третью передвигают по дну.. Верх третьей визирки должен находиться на одной линии с. остальными двумя визирками (рис. 6), поэтому на возвышенных местах ее отпускают (напр., точка Аи Б), подрывая под нее ямку. По оставшимся ямкам затем выравнивают дно канавы. Канавы следует копать с нижней стороны, чтобы в случае дождя вода могла свободно уходить. Вынутый грунт надо отбрасывать на расстоянии примерно 0,3 м от канавы, чтобы он не•МЕСТНЫЙ ГРУНТ•ДЕРН,ЩЕБЕНЬ, ГРАВИИ, ПЕСОК. <—0,25—> Рис. 5. Дренажная канаваПродольный уклон канав Канавы могут иметь продольный уклон только в определенных пределах. При слишком малых уклонах канавы быстро заплывают и заливаются. Для избежания этого наименьший уклон их должен быть 0,002 (т. е. на каждые 10 м по- длине канава должна иметь падение 2 см, лучше 5 см). При больших уклонах наблюдается другое явление—начинается размыв дна и откосов канав. Предельный уклон для обыкновенных грунтов без укрепления дна не должен превышать 0,01 (т. е. на; каждый 1м длины канавы падение ееРис. 8. Деревянный шаблон для канав сползал обратно в канаву. Нельзя также складывать грунт валом, его надо разравнять, ибо вал будет задерживать снег и послужит причиной образования на дороге, заносов (рис. 7). Для проверки правильности поперечного очертания боковой канавы применяют деревянный шаблон (рис. 8). Такой шаблон сколачивается из тонких 2-см досок шириной -5—6 см. Шаблону придают форму поперечного очертания канавы. Для удобства одна из наклонных его сторон делается длиннее, выступает за очертания шаблона и служит как бы его ручкой при установке. Инж. Менгел Н. П.ВИЗИРХАi~~~4ДНО КАНАВЫ4^—4Рис. 6. Выправление уклона дна канавы должно быть не более 1 см), при уклонах канавы круче 0,01 ее! следует укреплять дерновкой. Чтобы придать канаве] действительно правильный уклон от переломной ее точки до пониженного места, надо заранее произвести разбивку канавы ив процессе копания проверять, соответствует ли падение разбивке. При разбивке канав пользуются тремя одинаковыми визирками. В изирка сколачивается из двух деревянных реечек толщиной 1,2 см и шириной 10 см в виде буквы Т. Высота визирки—1 м, длина верхней перекладины—0,4 м.ПОПРАВКА В статье инж. Н. Менгел «Как колхозу, совхозу и МТС построить и содержать свои дороги», попущенной в журнале «За рулем» № 14, (некоторые указания расходятся с принятыми стандартами. Поэтому приведем указания, взятые из утвержденных стандартов. 1. Полосы на .километровых знаках следует окрашивать не красным, а синим [цветом. 2. Если дорога проходит через ряд населенных пунктов, между которыми желательно показать расстояния, то километровый знак должен иметь три дощечки. На средней дощечке в этом случае указывается количество километров от начального пункта до ближайших населенных пунктов. 3. По стандарту ОСТ оградительные знаки (тумбы, надолбы и т. п.) следует ставить при насыпях выше не 1,5 м, а 2ми диаметр их должен быть не менее 18 см, расстояние между ними 2—8 м, в зависимости ет расположения дороги. • Высоту-'прикрепления надписей на пересеченши дорог следует считать от 1,4—2,5 м.БОКОВАЯ КАНАВ,ВЫБРОШЕННЫЙ ГРУНТPic. 7. Разравнивание выброшенного из канавы грунта11