12
13
14
Инж. С. НОТОВРЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ НОВЕЙШИМ ОБОРУДОВАНИЕМСОВЕТСКОГО ПРОИЗВОДСТВАСТАТЬЯ 7 ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПО ПРОВЕРКЕ И ПРАВКЕ ШАТУНОВРемонтируемые детали поступают на обследование после промывки и просушки. Для хорошо организованного контроля кроме индикаторов, микрометров, приборов и аппаратов нужно иметь разные приспособления для определения состояния деталей. К числу актуальных приспособлений надо -отнести выпущенное трестом ГАРО приспособление для проверки и правки шатунов и для проверки шатунов в сборе с поршневыми кольцами ис поршнями. Помимо проверки прямолинейности или скрученности шатуна этим приспособлением производится проверка перпендикулярности шатуна к шейке коленчатого вала, параллельности поршневого пальца коленчатому валу и положения поршня в цилиндре. Надо помнить, что самое ничтожное уклонение от нормы, допущенное при сборке перечисленных узлов, вызывает стуки в моторе,' неправильную выработку поршневых колец, стенок поршней и цилиндров, пропуск газов в картер двигателя, преждевременный нагар на поршнях . и клапанах, перерасход горючего. На рис. 1 наглядно показано неправильное положение поршней в цилиндрах: А вследствие погнутости шатуна и Б—перекоса во втулке верхней головки шатуна. РИС. 2 иллюстрирует, как из-за неправильной проточки или пришабровки подшипника правый шатун уклонился с поршнем в сторону от левого, правильно стоящего шатуна. В результате такого положения поршень одной частью юбки трется о стенку цилиндра, вырабатывает и даже зами-Рис. 2. Уклонение правого шатуна в сторону вследствие неправильно подогнанного подшипника нает ее, противоположной же стороной юбки — ближе к днищу поршня—может проломить стенку цилиндра у камеры сжатия. Пишущему эти строки приходилось присутствовать в качестве эксперта при обследовании пролома стенок цилиндров кромкой днища поршня, неправильно посаженного на шатуне. При умелом пользовании приспособлениями ГАРО этих явлений не должно быть. Прямолинейность шатуна и правильность положения на нем поршня проверяются способом, приведенным на рис. 3. Само собой разумеется, что при определении зазора между поршнем и проверочной плитой приспособления должен быть учтен конус юбки поршня, идущего от низа до поршневого кольца. На этом же приспособлении производится правка погнутого или скрученного шатуна (рис. 4). Для этой операции Авторемснаб вместе с приспособлением дает соответствующие ключи с длинными рычагами. Один из таких ключей показан в действии на рис. 4. Проверка правильного положения поршневого пальца в верхней головке шатуна производится без поршня. Для этого шатун в сборе с поршневым пальцем устанавливается на валик приспособления. Диаметр валика должен строго соответствовать диаметру подшипника шатуна. На оба конца поршневого пальца ставится своими обработанными углами прибор А (рис. 5). По степени соприкосновения в вертикальном положенииРис. 1. Неправильное положение поршней в цилиндрах: А—вследствие погнутости шатуна, Б—вследствие перекоса во втулке верхней головки шатуна с обработанной и тщательно выверенной плитой Б термически обработанных двух шашек прибора А определяется правильность положения поршневого пальца в головке шатуна. Эта операция отчетливо воспроизведена на рис. 6. При повороте стержня и установке обеих шашек прибора и горизонтальное положение определяется состояние шатуна на скрученность. Кроме прибора А (рис. 5) с приспособлением даются валики В по диаметрам, соответствующим разным подшипникам. После заливки шатунных подшипников необходимо производить проверку смещения в одну сторону заливки торца подшипника нижней головки шатуна. Для этого шатун нижней головкой подшипника монтируют на соответствующем валу, который устанавливается в приспособлении с таким расчетом, чтобы торец верхней головки шатуна еле касался контрольной плоскости плиты приспособления. Двигая шатун из стороны в сторону и убеждаясь, что его не заедает о плиту, затягивают болты и зажимы. Кондуктор приспособления а (рис. 4) должен касаться торца заливки подшипника. После этого шатун снимают с валика приспособления и устанавливают к плите противоположной стороной с таким расчетом,Рис. 4. Правка шатуна специальным ключом на месте проверки; „а"—кондуктор приспособлениякоторому даются литники для шатунных подшипников двигателей ГАЗ, ЗИС и тракторов ХТЗ и Фордзон.Конструкция прибораВерхняя крышка а (рис. 7) опускается и поднимается рычагом—рукоятки б. Степень прилегания крышки к заливаемой половинке подшипникаРис. 3. Проверка прямолинейности шатуна и правильности монтированного на нем поршня чтобы торец заливки, подшипника также касался кондуктора а. Если заливка имеет одинаковую толщину с обеих сторон торца подшипника и если шатун не погнут, верхняя головка шатуна второй своей стороной также будет еле касаться контрольной точки плиты приспособления. Проверка столь ответственной части двигателя, как шатун в сборе с поршнем, требует высокой точности приспособления. Надо сказать, что первые выпуски описываемого приспособления ГАРО не имеют еще такой точности.Заливка шатунных подшипниковПри капитальном ремонте двигателей ГАЗ шатунные подшипники почти всегда требуют заливки свежим сплавом. Для этой операции Бежецким заводом выпущен прибор (рис. 7), кРис. 5. Прибор Аи валик В для проверки правильности положения поршневого пальца в шатуне и скрученности шатунаили шатуна и высоты поднимания и опускания ^ _ регулируется винтом с рифленой головкой, ко- 1 3 Рис. 6. Проверка поршневого пальца в шатуне торыи помещен под хомутом, держащим чугунный вкладыш прибора. Когда рычаг рукоятки поднимается кверху, два точеных стержня в, проходящие через просверленные отверстия в станине, служат для отталкивания некоторых заливаемых деталей по окончании заливки. , Второе нерезанное отверстие в пустотелом литнике г предназначено для подводки и отвода воды, охлаждающей литник. Регулировка прибора Прибор должен быть отрегулирован так, чтобы верхняя крышка при опущенной ручке не слишком сильно прилегала к прибору, вплотную подходила к обоим крыльям литника,, а нижняя крышка при опущенной ручке находилась на высоте, соответствующей размеру заливаемого подшипника. В том случае, когда заливаемые шатуны имеют шпильки, выталкивающие стержни в необходимо с прибора снять. В зависимости от типа заливаемых шатунов, крышек или вкладышей литник и вертикальная крышка заменяются другими, соответствующими данным деталям. При перестановке верхней крышки на нижнее отверстие вместо длинного винта, на котором установлена крышка, монтируется короткий винт с ушком. j Работа прибором 1. Вкладыши, крышки, подшипники или шатун, очищенные предварительно от старого баббита, нагреваются примерно до| 300° Ц, залуживаются оловом или после смазки нужных мест кислотой опускаются для полуды в расплавленный сплав. 2. Горячая и вылуженная половинка подшипника или шатуна устанавливается в прибор таким образом, чтобы между станиной прибора и краями половинки подшипника или шатуна не было щелей. • ;3. Баббит плавится на сильном ровном и чистом пламени, удаляется с огня при температуре до 450° Ц и быстро заливается. При отсутствии пирометра температуру можно определить по красно-вишневому цвету расплавленного баббита.4,. Составные части антифрикционных сплавов. имеют разный удельный, вес и во время плавления более легкая медь поднимается на поверхность, нарушая процентное отношение составных частей сплава., Для избежания, этого и предохранения баббита от окисления необходимо расплавленный материал перемешивать и посыпать поверхность слоем угольного порошка толщиной окало 1 мм. 5. Баббит заливается ковшом в отверстия опущенной верхней крышки прибора и скошенных выемок в литнике., 6. При заливке необходимо, чтобы баббит быстро остыл. Поскольку тело подшипника из-за полуды приходится держать горячим, то охлаждают литник. Это охлаждение осуществляется проточной водой, подводимой к литнику с расчетом, чтобы залитый баббит остыл в 10 секунд. Для обеспечения абсолютной спайки между заливаемым баббитом или другим сплавом и полудой охлаждение литника водой нужно начинать через 3—4 секунды после заливки. 7. После затвердения баббита (через 10 секунд) рычаг—рукоятка верхней крышки резко поднимается, а точеные стержни при этом должны легко оттолкнуть залитую половинку подшипника или шатуна. Если отделение окажется затрудненным вследствие заливки баббита в щели, прибор нужно прогреть паяльной лампой. Каждый раз по окончании работы прибор следует тщательно очищать и перед каждой новой заливкой регулировать по размерам заливаемых подшипников. Качество баббита зависит от быстрой на сильном огне плавки и от быстроты его заливки, На рис. 8 дан фотомикрографический снимок двух сплавов, составленных строго по рецепту Форда. Порочное строение баббита (рис. слева) [получилось в результате несоблюдения рекомендуемых при заливке правил. Для удобства придерживания) половинки заливаемой головки шатуна и предохранения рук от ожогов имеется простое приспособление Д (рис. 7), которое вставляется своими концами в отверстия, предназначенные для болтов, свертывающих подшипник. Останавливаясь на качестве продукции, нельзя сказать, что выпущенные приборы по заливкеРис. 7. Прибор для заливки шатунных подшипников и крышек коренных подшипников