УСПЕХИ ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫХАВТОМОБИЛЕЙНАДо сих пор многие автоработники продолжают сомневаться в рентабельности эксплоатации автомобилей ра твердом топливе. В лучшем случае они соглашаются," что' транспортный газогенератор может быть' более или менее рентабельным только на грузовиках высокого тоннажа,. на считают абсурдным устанавливать его на легковых автомобилях или автобусах. Однако заграничная практика показывает совершенно иную картину. Особенно много внимания газогенераторному автомобилю уделяют во Франции, где нет собственной нефтяной базы. Французское правительство 3 августа 1926 г. издало закон, снижающий на 50 проц.1 налог на все автомобили, работающие на твердом топливе. Снижение налога и внимание к этому вопросу со стороны военного ведомства послужили большим стимулом для развития техники применения газогенераторов. В настоящее время во французской армии имеются моторизованные части, целиком газифицированные. В состав таких частей входят машины, перевозящие аппаратуру для подготовки! топлива, состоящую из специальных разборных углеобжигательных печей. Имеются сведения, что в японской армии также начали уделять серьезное внимание автомобильному газогенератору. Итальянское правительство принимает энергичные меры для; замены бензина твердым! топливом. Недавно там издан закон, дающий значительные льготы владельцам газогенераторных автомобилей. Большой сдвиг в пользу автомобильного газогенератора наблюдается за последние 2 года ив Германии. Наконец, почти все наши соседи в той или иной мере проявляют интерес к газогенераторному автомобилю, всеми мерами способствуя его внедрению в хозяйство. Субсидии, льготы, премии покупающим газогенераторные автомобили и даже принудительныеЗДПДДЕмеры (как, например, в Италии), обязывающие учреждения и организации, которые имеют не менее 10 автомобилей, один эксплоатировать на твердом топливе,—все это выдвинуло газогенераторный автомобиль на видное место. Сейчас на улицах европейских городов газогенераторнаяРис. 1. Спортивный автомобиль Альфа-Ромео с древесноугольным газогенератором Дукс-Барбье. 1 — газогенератор, 2 — очиститель газа автомашина обычное явление. Можно встретить грузовики высокого тоннажа и коммунальные автомобили, мощные автобусы и мотоциклы, с различными конструкциями газогенераторов. •Современный газогенераторный автомобиль главным образом работает иа древесном угле или измельченной древесине, но можно встретить автомашины, работающие и на каменном угле или брикетах бурого угля. Развитию газогенераторных автомобилей, работающих на древесном угле, способствовалоРис. 2. Малолитражный автомобиль профессора Феррагути, имеющий газогенераторную установку Рис. 4. Мощный автобус конструкции инж. Дейтерс с дровяным газогенератором фирмы Имбертпоявление легких переносных углеобжигательных печей. О легкости обслуживания подобных печей свидетельствует работа; двух французских газогенераторных автомобилей, для которых древесный уголь выжигался самими водителями в выходные дни, причем этого угля ..хватало на всю.рабочую неделю. В вопросе топлива мнение специалистов и хозяйственников раздваивается: одни считают, более рентабельным работать на древесном угле, другие—на древесных чурках. И те и другие имеют много сторонников. Так, для доказательства рентабельности использования древесного угля в условиях Италии генерал Агосгини и профессор Феррагути установили' на гоночном автомобиле Альфа-Ромеа газогенератор фирмы Дукс (рис. .1). На гонках 1933 г. этот автомобиль прошел в течение 24 часов расстояние в1 650 км (средняя скорость' 64 км/час). Удачные пробеги автомобиля проф. Феррагути, а также легковой машины Снайп - с английской установкой фирмы Кола (см. «За рулем» № 14) с-достаточной очевидностью характеризуют древесный уголь как топливо для легковых автомобилей.Франции и Германии. Фирма Имберт ставит свои установки на самых разнообразных машинахот мощных грузовиков до мотоциклов включительно. На рис. 3 изображен мотоцикл, имеющий объем цилиндров 500 куб. см и работающий на 'древесных чурках, газифицируемых в генераторе, подвешенном позади седла. Попытки установить газогенератор на мотоцикле делались иу нас инж. Каргополовым в г. Томске, примерно в 1923—1924 гг. Мысль Каргополова в то время не была поддержана, и ело опыты! умерли вместе с -шщ, не получив должной оценки. Успех конструкции Имберт и эффект эксплоатации автомашин на. древесном топливе заинтересовал ряд крупных автомобильных фирм Германии. Так, известная фирма «Геншель» и сын» стала монтировать- газогенераторы на ряде выпускаемых ею машин.; На рис. 4 показан общий вид мощного автобуса, специально приспособленного под газогенератор. Автобус (конструкции инж. Дейтерс) не имеет шасси, а представляет собой цельносварную конструкцию, изготовленную кузовной фирмой Висмар. Большая прочность безрамного кузова дала возможность монтировать газогенератор вместе с очистительной аппаратурой в задней части кузова. На крыше кузова, около генератора, помещается дополнительный запас топлива, создающий радиус действия машины около 300—400 км. Загрузка шахт газогенератора производится в зависимости от характера пути через 70—8Q км пробега. Специально приспособленный фирмой Геншель1 двигатель дает хорошие динамические качества автомобиля при расходе древесных чурок около 1,2—1,5 кг на 1 км пробега. Ископаемое топливо—каменный уголь, антрацит, бурый уголь и т. д.—до -сих пор имеет сравнительно малое распространение в автомобильном транспорте. На этих топдивах работают установки фирмы Торникрофт' в Англии, Юлиус Пинч в Германии и Гохин-Подленс во Франции. Фирма Гохин достигла наиболее ощутительных результатов, которые дали возможность уста-. повить газогенераторы даже на легковых авто-. мобилях, заменяя бензин антрацитом. Приведенные установки показывают, что газогенераторный легковой автомобиль наравне с. грузовиком и автобусом •може[г1, а в некоторых райанах уже должен эксплратироваться не на дефицитном жидком горючем, а на местном, подчас бросовом, топливе. Инж. Д. ВведенскийРис. 3. Мотоцикл с газогенератором фирмы ИмбертДревеснсугольный газогенератор был установлен проф. Феррагути и на малолитражном (1 л) автомобиле Фиат-Баллила (рис. 2), который тоже успешно участвовал! в пробеге по маршруту Рим—Майланд—Будапешт и обратно. Автомобиль шел исключительно на древесном угле, показав среднюю скорость 77 км/час. Из дровяных газогенераторов наиболее известна конструкция Имберт, распространенная во