КОЭФИЦИЕНТ инж. ЯРАЙДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВ АВТОМОБИЛЯЗа последние двадцать лет в области самолето и дирижаблестроения получил широкое распространение так называемый коэфициент немецкого инженера Ярай (Jaray), который дает возможность практического определения механических и аэродинамических качеств самолета. Этот коэфициент оказывает помощь при проектировании и последующей проверке самолета. В частности, с помощью коэфициента инж. Ярай была однажды проведена (инж. Визеринг, Англия) сравнительная характеристика американских, французских, английских, итальянских и немецких самолетов. С появлением проблемы обтекаемости в автомобилестроении коэфициент инж. Ярай приобрел также громадное значение и при проектировании автомобиля как единый показатель механических и аэродинамических его качеств. Следует, однако, заметить, что коэфициенты, применяемые для самолетов, непригодны для автомобилей, так как в последнем случае приходится учитывать сопротивление грунта. Основываясь на предпосылках инж. Ярай, этот коэфициент для автомобилей был выведен в следующем окончательном виде.V (G ВНУЛ Следует отметить, что наименьший приведенный коэфициент сопротивления воздуха (0,10) еще практически не достигнут, хотя это не представляется невозможным. Для наилучших современных кузовов этот коэфициент колеблется от 0,12 до 0,14. Из уравнения видно, что чем выше коэфициент инж. Ярай, тем лучше аэродинамические качества машины. Приводимая таблица наиболее известных советскому читателю фирм, выбранных автором по своему усмотрению, дает сравнительную характеристику машин по коэфициенту инж. Ярай. МощКоэфициент ностьвл.с. инж. ЯрайМарка машиныФиат 22 2,8 Опель 24 3,3 Рено 30 3,1 30 Ситроен-8 3.2 32 Штейер 3,5 Мерседес-Бенц 200 (нор40 мальный кузов) . . . . 2,6 Мерседес- Бенц 200 (обтегде V — скорость автомобиля в км/час каемый кузов) 40 5,6 N — мощность мотора в л. с. Тетра-77 (см. „За рулем" G — общий вес машины в кг № 12) 60 4,4 а — коэфициент сопротивления воздуха 65 Шевроле . 3,5 В — габаритная ширина машины вм 80 Роллс-Ройс . . . . . . 3,4 Н„ высота „ „ 120 2,9 Приведенные на рис.. • 1, 2 и3 схематические Паккард 100 2,9 изображения основных типов кузовов, применяеБюик мых в настоящее время, облегчают оценку их аэроМайбах (нормальный ку120 зов) 2,8 динамических качеств. (полуобтекаеНа рис. 1 изображен обтекаемый кузов, очень Майбах 200 мый кузов) 3,6 хорошо отвечающий требованиям аэродинамики. 5,5 2,7 Здесь коэфициент сопротивления воздуха очень Голиаф • невысок ( р = 0,Ю — 0,16). с Рис. 2 изображает очень распространенный теперь .псевдообтекаемый" кузов, который многие Из таблицы видно, что коэфициент инж. Ярай фирмы считают удовлетворяющим требованиям дает возможность безукоризненного сравнения аэродинамики благодаря скосу задней части, намашин любой мощности — от 5-сильного Голиафа клону переднего стекла и закруглению крыльев. до 200 сильного Майбаха. Здесь коэфициент сопротивления воздуха гораздо Таким образом этот коэфициент может служить выше (ср2 = 0,28). масштабом для автомобилей, в коИ, наконец, на рис. 3 показан традиционный сравнительнымпор часто ощущалась потребность. ящикообразный лимузин, имеющий очень высокий тором до сих коэфициент сопротивления воздуха. Ю. Клейнерман Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3^За Рулем" JG 23 .