ереполненный автобус, пыхнув голубым облачком, 'оставил позади полосатые шлагбаумы ОреховоЗуева и, урча, выехал на шоссе . Время еще раннее, но солнце уже разогнало утренний туман с блестящего, словно антрацит, ш оссеи только опаловые хлопья его, б удто зацепившись за ветки, повисли в сосновых и березовых рощицах, мелькающих По сторонам. В автобусе стоит неумолчный гуд. Вглядываюсь в лица: преимущественно молодые , задорные, смеющиеся.. Едет смена. Если бы несколько лет назад любого из жителей Ликина спросили, чем славен их город , то каждый с гордостью начал бы 'рассказ о знаменитейшем Ликино-Дулевском фарфоровом заводе. Д ругоедело сейчас. Новые времена — новая слава у города. Бросается в глаза огромное количество автобусов, котор ые колесят повсемдорогами шоссе этого небольшого городка иего округи. Однако удивительного в этом ничего нет. Просто здесь находится самый мол одой автобусный завод нашей стран ы — ЛиАЗ. Красные, желтые, голубые машины, п режде чем покинуть родной дом , как бы набираясь сил, совершают свои первые шаги-километры, проходя обкатку. А сила и выносливость у этих машин должна быть отменной — в едь им предстоит «накатать» тысячи километров: о д ­ ним всуровом Мурманске, другим в знойной Гаване. Наш автобус плавно вписывается вочередной поворот, и «от уже впереди видны солнечного цвета корпуса, раскинувшиеся на огромной площади, слева пробегает поле заведского стадиона. А вот и цель нашего путешествия — проходная Ликинского автобусного завода. Завод молод . Н о «молодо» н е всегда означает «зелено». О б этом говорят де ­ ла завода. Первая мысль, возникающая при знакомстве с цехами, конструкторским бюро , лабораториями: з десь идет поиск. Поиск всего нового, рационального, будь то производственный процесс или применяемый для изготовления детали материал. Над столом заместителя главного конструктора Евгения Степановича Майорова 'висит любопытный чертеж. На нем изображен автобус вразрезе . Поглаживая разноцветный ватман, Евгений Степанович говорит: — На этом листе показаны различные автобусные детали, которые изготовляются или будут изготовляться из пластмассы. В серийном автобусе З'ИЛ-158В применяются 108 деталей из текстолита, riouwстирола, этрола и полиэтилена и 62 — из полихлорвинилового профиля. Сейчас подготовлены к производству еще шесть деталей. Чем же нас привлекают пластмассы? Тем, что их применение чрезвычайно выгодно. К такому единодушному вывод у приходят и конструкторы, и технологи, И ЭКОНОМИСТЫ. Евгений Степанович открывает стеклянную дверцу шкафа, на полках которого лежат детали, достает длинный полупрозрачный предмет и подносит егок окну. Солнечный луч, д робясьоде ­ сятки внутренних рассеивающих граней, засиял мягким молочным светом. Это потолочный плафон. Если его изготовлять из полистирола, то годоваяПРепортам С Мининского автобусного заводаХИМИЯ НАСТУПАЕТэкономия стали, меди, никеля и хрома составит свыше двадцати семи тонн, что впереводе на деньги означает двадцать с лишним тысяч рублей. — Внедрение подготовленных шести деталей, которое дало бы выигрыш в 46 070 рублей, задерживается из-за того, что Мособлсовнархоз не выделяет заводу необходимых материалов, — заключает Евгений Степанович. ...Среди корпусов-громадин затерялся маленький ломик — заводская лаборатория пластмасс. Именно здесь создаются новые детали, которые затем уходят в производство. В небольшой комнате много интересного. Вот, например, на возвышении стоит кресло, которое чем-то напоминает сиденье 'Наших воздушных гигантов. В нем мет ни одной металлической де ­ тали. Изящное, прочное иудобное , о но сделано из стеклопласта. Оклейка из поролона и синтетическая ткань придают ему элегантность. . В серийных машинах ив новой моде ­ ли применяются металлические двери, весящие по 40 килограммов. Энтузиасты пластмасс П. Чурбанов, Е. Брызгалин и Г. Ульянов сделали и подготовили к испытаниям двери из стеклопласта вес омв 12,5 килограмма, очень прочные и 'не боящиеся коррозии. Железный крутой трап, словно на капитанский мостик, ведет на антресоли. У окна стоят два кульмана, на которых наколоты какие-то чертежи, на стене стенды с деталями из пластмасс. З десьне только конструируют, изготовляют чертежи, п о которым будут делаться новые детали из полистирола, капрона, этрола и других пластиков, но и тщательно изучают практическую и экономическую эффективность каждого изде ­ лия. Вот и сейчас над цифровыми выкладками склонился Женя Брызгалин. Совсем 'недавно он окончил техникум и теперь с увлечением занимается внедр ением волшебного материала в производство. — Несколько лет назад, — говорит Женя, — м не довелось увидеть на ВДНХ «Москвич» с кузовом из стеклопластика. Экскурсовод объяснил, что такой кузов 1ке боится ни воды, ни солнца, ни механических повреждений. Даж е столкновение такому автомобилю не страшно: кузов не искорежится, а небольшие вмятины выправит сам водитель. Тогда это выглядело настолько фантастично, что трудно было поверить. А сейчас мы сами всерьез подумываем о таком кузове, только для автобуса. М олодые инженеры кузовного отдела В. Ершов, Е. Григорьев, В. Кашин, Е. Майоров во главе с Н. Куликовым объединились вобщественное конструкторское бюро, которое решило соз ­ дать пластмассовый автобусный кузов. Свои догадки энтузиасты хотят проверить, •построив микроавтобус с максимальным применением полимеров. Ожидается, что будущим летом эта машина пройдет заводские испытания. А пока все достижения заводских умельцев воплотились в новом автобус е ЛиАЗ-677. Это машина ссовремен ­ ными формами. Главная особенность ее — широкое применение пластмасс. Внутри она напоминает салон воздушного лайнера, только кажется здесь больше воздуха и сверкающей чистоты. Э ф ­ фект достигнут вмешательством химии. Внутренняя облицовка из красивого слоистого пластика, очень прочного и влагостойкого, пол из полихлорвинилового линолеума, полистироловые светильники с лампами дневного света — все это будет создавать у пассажиров хорошее настроение. Пластики не только в салоне. Педаль акселератора из юолокнита, сигнальные фонари, ручки управления, штурвал — всего около трехсот различных деталей машины сделаны из пластмасс. 325 килограммов этих новейших материалов нашли применение вновомгородском автобусе, то есть а 22 раза больше, чем в том, что выпускается сейчас. ЛиАЗ-677 проходит заводские испытания. Каждая машина уже «накатала» несколько десятков тысяч километров. И, как говорит начальник экспериментального цеха Петр Кузьмич Хепов, нет благородней и надежней материала, чем пластмассе — ускоритель прогресса. Химия наступает повсюду. Ведет наступление онаи на Ликинском автобусном заводе. В. БОРЗОВ,наш спец. корр. г. Ликино.11