1втомотоспорт в Польской Народной Республикепринадлежитк числу сам ыхлюбимыхипопулярных видов спорта. Так же, к ак футбол илегкая атлетика, а втомобильные и, особенно, мотоциклетные гонки привлекают огромное количество зрителей . Тысячи людей посвящают свой досуг занятиям автомотоспортом. В Польше активно работают многочисленные спортивные автомотоклубы и секции, построены специальные спортивные сооружения. Лучшие гонщики страны стали грозной силой на международной арене. Но такбыло далеко не всегда. В панской Польше автомотоспорт был спортом избранных , спортом одиночек. Основы для массового развития мотоциклетного и автомобильного спорта былизаложены только после освобождения страны , когда власть перешлав руки народа. За 20 лет в Польской Народной Республике автомотоспорт шагнул далеко вперед. Особенно значительны успехи мотоциклистов, в ыступающихвгонкахнагаревойдорожке — « ж ужеле » , к ак принято называтьэтисоревнованияв Польше. В послевоенные годы за короткое времявразных городах были сооружены гаревые треки, з акуплены специальные Мотоциклы, о рганизованы многочисленн ые клубы жужловцев. В стране ежегодно разыгрываются личное и командное первенства, причем командыгаревиков (по 8 человек) объед иненыв две лиги. В прошлом году чемпионами первой (высшей) лиги стали спортсмены клуба «Гурник» из города Рыбник , а среди 11 команд второй лиги лучшейбыла «Уния» и з Тарнува. Кроме двух первенств, р азыгрываетсяприз «Золотой шлем» для сильнейших гонщиков. Сумма очков, н абранныхвв — 8 этапах , о пределяет победителя этих интересных соревнований. В прошлом году приз завоевал известный гаревик И. Май. В Польше выросли спортсмены международного класса. Не паз выходили они вфинал личного чемпионата мира. В 1961 году польская команда в составе Ф. Капалы. М. К айзера . Г. Жито и М. Пол укарда стала чемпионом мира, опередив англичани шведов. Не меньшей популярностью, чем гарев ые гонки, пользуются в Польше мотоц иклетныекроссы . Три изчетырех мотоц иклетных заводов встране имеют свои команды, к оторыеучаствуют во всех крупнейших соревнованиях. Кроссмены мотозавода СХЛ — с ильнейшиев Польше. Г. Харазим и Е. Ф релихвыиграли первенство страныв прошлом году в классах 125. 175 и 250 см 3 . Чемпионат страны по кроссу проводится в несколько этапов (в прошлом году их было шесть) и разыгрываетсявпяти классах.АП ОЛЬШАРАСТИТ СПОРТСМЕНОВОбзор составлен по материалам польского журнала ,,Мотор"Что жекасается многодневных соревнований, то можно смело сказать , что польские гонщики — о пасные соперники на любых международных встречах. Представители завода СХЛ Г. Харазим и 3. Вечорек на шестидневке ФИМ 1963 года завоевали золотые медали. Непременным участником международных соревнований является завод СФМ, н аходящийсяв Щецине. На заводе большаяспортивная секция, здесь создан специальный мотоцикл «Юнак» с чет ырехтактным двигателем для многодневок. Подготовка мотоциклов для этих сор евнований ведется не только на заводах. Центр технической подготовки при Мотоспортивном союзе Польши вВаршавев этом году выпустит целую серию спец иальных мотоциклов вклассе 175 см 3 . Впоследствии их количество возрастет до 40. Польша — страна-организатор одного из самыхизвестныхв Европе многодневн ых соревнований: «Татранского рейда». В этом сложном трехдневном испытаниичаще всего победа доставаласьхозяевам трассы. После некоторого затишья снова нач ался бурный подъем кольцевых мотогонок. Р аньше можно было заранее предс казать исход чемпионатастраныв каждом классе. Специальные гоночные мотоциклы насчитывались единицами, а участвовали они всоревнованиях вместе ссерийнымимашинами . Теперь гоночные мотоциклы выделеныв отдельную группу. Первенство жереспубликиразы -унас1в гостямг рываетсявклассах 125. 175 и 350 см , где спортсменывыступаюттолькона маш инах серийного производства с форсированными двигателями. Чемпионат Польши по кольцу проводится вшесть этапов. Интерес к этим соревнованиям очень велик. Сильнейшими гонщикамистраныв прошлом году стали Е. Брендлер (125 смЗ), Г. Хеннек (175 смЗ) и А. Гу3 раль (350 см ). Не менее разительныеперемены произошли за 20 лет ивразвитии автомобильного спорта. Уже четвертый сезон проводятсяв Польше соревнования по картингу — новому и наиболее доступному виду автомобильных соревнований. Картинг получил признаниев Ченстохове, Радоме, Червенце, Познани, Слупске и других городах. Все картингисты разбиты на две группы: «сеньоров» (сильнейшие спортсмены) и «юниоров» (куда входят и новички). Соревнования проводятся только в одном классе — 125 смз. Все картыснабжены отечественными моторами ВФМ или ВСК. На большей части машинустановлены тормоза на четырех колесах. Среди силвнейшихкартингистов можно назвать В. Шиманского, Ф. Кукулу и Р. Жидоровича, з анявших первые три места в прошлогоднем чемпионате Польши. Наиболее значительным событием в шоссейно-кольцовых гонках было, пожал уй . создание отечественных гоночных автомобилей РАК формулы «юниор». Эти машины стартовали и на трассах междун ародных соревнований в Ленинграде и Минске. Конструктор их — Ежи ЯнковВ 'первенстве Польши 1963 года по сумме результатов четырех гонок (Белосток. Люблин, Гливице, Тихи) чемпионом стал Л, Б еляк на РАКе. опередивший Я. Кельбания и Г. Тимошека. В труднейшем ралли Монте-Карло ны ­ нешнего года экипаж Л. Б еляк — С. Засада на «Фиат-Абарт» з анялтретье ме-i сто в своем классе . Польские автомотоспортсмены поддерж ивают дружеские связи со спортсменами многих стран. Представители Мотоспортивного союза Польши активно участвуют в работе международных федераций автомобильного и мотоциклетного спорта.КОНСТРУКТОР и гонщикСреди участников автомобильных гонок часто можно увидеть невысокого, слегка прихрамывающего человека в очк ахс толстыми стеклами. Это — Е жи Янковский. Прежде он был мотогонщиком. но попал в аварию и повредил ногу. Неоднократному чемпиону Польши пришлось расстаться с мотоспортом. Но Ежи был не только спортсменом. Он был прирожденным конструктором и, работая сначала на заводе СХЛ в Кельцах, а потом на ВФМв Варшаве, создал несколько конструкций мотоциклов. Известный польский мотороллер «Оса» был разработан под руководством Янковского. У Янковского 24 патента на изобретения и богатый опыт практической работы. Поэтому, когда появилась на свет новая, пятнадцатая по счету, к онструк . ция неутомимого Ежи — гоночный автомобиль РАК , — мало кто удивился. Но когда сам Янковский на этой машине стал одерживать одну победу за другой — т утуже удивлялись и ветераны автоспорта. В 1961 году появился «РАКЮниор», который год спустя был модернизирован. ''Многие наши любители автоспорта вн. дели РАКи Янковского и самого конст-шлем», который разыгрывался тогда впервые. Много лет он был бессменным членом сборной страны, не раз побеждал в крупных международных соревнованиях, несколько раз выходил в финал чемпионата мира. Польша обязана Капале ростом престижа польского гаревого спорта, а Капала обязан народной Польше тем , что она дала возможность простому автослесарю стать гонщиком экстра-класса.Гоночный автомобильРАК.руктора во время международных автогонок в Ленинграде, где в 1962 году он занял четвертое место.ЛУЧШИЙ ГАРЕВИКФлориан Капала. Это имя в Польше знает каждый мальчишка. В 1953, 1956, 1961 и 1962 годах нестареющий Флорек был сильнейшим по гаревым мотогонкам в Польше. В 1961 году он сделал «дубль», завоевав и звание чемпиона и «ЗолотойНа дорогах ив городах народной Польши — всюду машиныотечественногопроизводства.