О ралли, к ак принято называть автомобильное многоборье, спортивная общественность узнала сравнительно недавно. Впервые оно было проведено шесть лет назад. Несмотря на молодость, ралли получило уже большое признание во многих республиках и областях страны. Советские раллисты вышли на международную арену. До последнего времени организация и судейство соревнований регламентировались «Общими условиями проведения и судейства автомобильных ралли в СССР». Однако по мере накопления опыта и изучения зарубежной практики стало очевидным, что в интересах дальнейшего развития автомобильного спорта ряд положений «Общих условий» необходимо пересмотреть и изменить. Об этом шла речь в статье «О путях развития ралли», опубликованной вжурнале «За рулем» (1963 г., № 5). Авторы статьи — члены общественного совета редакции по автомобильному спорту — внесли предложения, направленные на то, чтобы исключить из ралли ненужные усложнения и сделать их соревнованием, а котором водительское мастерство иштур ­ манская ориентировка наряду с выносливостью и уменьем надежно готовить технику стали бы главным критерием в определении спортивного результата раллиста. Статья «О путях развития ралли» получила широкий отклик. Продолжая начатый членами общественного совета разговор, на страницах журнала выступили со своими предложениями спортсмены и судьи (см. «За рулем» № 8 за 1963 г., №№ 1 , 3 и5за 1964 г.). Статья обсуждалась на собрании участников первенства СССР 1963 г. по ралли. Комиссия ралли н кроссов Федерации автоспорта СССР под председательством судьи всесоюзной категории Г. М. Соловьева провела серьезную подготовительную работу по созданию новых условий ралли. Были запрошены мнения республ иканских федераций, ведущих спортсменов-раллистов, т рене . ров, организаторов и судей. Намеченные изменения всесторонне обсуждались спортивной общественностью. Проект условий принимался на расширенном заседании комиссии при участии представителей многих республик. Президиум Федерации автомобильного спорта СССР утвердил новые «Общие условия проведения и судейства автомобильных ралли в СССР». Они вступают в действие ужев этом летнем сезоне. Ралли включено в программу III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Поэтому знание новых условий и соблюдение их обязательно для организаторов, судей иуча . стников ралли на всех этапах спартакиады.НОВЫЕВ чем существоосновных изменений, что принципиально новое внесено вутвержденные недавно <Общие условия ралли»? Узаконены ралли стакназываемым «звездным» сбором, когда частьтрассы до общего сборного пункта, откуда начин ается совместное движение, идет из разных городов. Это дает возможностьучастникамстартоватьв пунктах, распол оженных недалеко от их местожительства, и значительно сокращаетвремяизатраты на движение к месту соревнований. По принципу «звездного» сбора уже проведено несколько всесоюзных ралли. Новыми условиями оговорено обязательно равное количество пунктов контр оля времени на всех трассах сбора. Дополнительные соревнованияи секретные пункты контроля времени могут орг анизовываться только на участках совместного движения, о бщаяпротяженость которых — не менее 50 процентов всей дистанции соревнования. Трассы «звездного» сбора должны быть примерно одинаковы. Допустимое отклонение от средних величин: не более 10 процентов по длине и не более 5 процентов по суммарному времени движения . Для того чтобы усилить ралли дополнительными (в основном скоростными) соревнованиями и повысить таким образом их значимостьв общем зачете, увеличено с двух до трех число обязательн ых дополнительных соревнований, прих одящихсяв среднем накаждый зачетный (классификационный) день для ралли I—II групп и до двух — для остальн ых групп. В новых Условиях узаконены однодневные командные ралли, где в составе каждого экипажа выступает один участник. Это должно облегчить проведение местных ралли взимнеевремя года, во время весенней и осенней распутицы . Наиболее существенные изменения внесены в раздел дорожных соревнований. Р ежим движения вмаршрутных карт ахуказывается теперь только в виде нормы времени на заданное расстояние. Р ежимы на основании средней скорости без указания расстояния (так называем ые «слепые» участки) отменены. Это исключает всякие недоразумения, возник авшие обычно между судьями и участн иками при малейших расхожденияхвпоказаниях длины таких участков, и приводит кравенству условий для всех раллистов. Независимо от принципа ралли сдвиги расписаний на секретных пунктах контроля времени (СКВ) не производятся, что такжепредотвращает возможность ошибки участника из-за расхождений в определении расстояния до СКВ. Все сдвиги расписаний , когда они предусмотр еныпринципамидорожных соревноваУСЛОВИЯний, о существляются только на основн ыхпунктах КВ. до которыхв маршрутных картах указано расстояние и время на прохождение этапа. На СКВ пенализируются не опоздания, а толькоопережение действующего расписания, причем в тех случаях, когда оно превышает установленную льготу. Это позволяет участникупри непредвиденной задержкенатрассе или кратковременной остановке по собственной инициативе входить внормальный реж имдвижения постепенно, не подвергая излишнему риску себя иокружающих . Изменению подверглась и величина самого льготного времени . Как ираньше , при опоздании на основной контрольный пункт льгота не предоставляется. Она устанавливается только на опережениерасписанияирекомендуется для основн ых пунктов KB: 5 минут — для соревнований I—III групп (кроме командных) и всех однодневных (ранее для Iгруппы давалось 3 минуты); 8 минут — для соревнований IV—V групп икомандных (ранее для IV группы было 5 минут). Однако льготное время может быть уменьшено или даже отменено организаторами соревнований, что оговариваетсяв Положении. Во всех случаях, когда оно не предоставляется, участник, предъяв ившийкарту на одну минуту раньше расчетного времени, с читается прибывшим по расписанию . На СКВ предоставляется 10-процентная льгота наопережение , п ропорциональная по времени расстоянию от предшествующего пункта (но не меньше, чем льгота на основном KB). При исчислении льготы любая дробь увеличивается до полной минуты. Например, если на основных KB льгота установлена в5 минут, то за перв ые 50 минут движения от KB участник имеет этуже льготу и на СКВ, а дальше, в течениекаждых 10 минут движения, п рибавляется1 минута. Так. после движения по расписаниюсверх 51 минуты он имеет б минут льготы, с верх 61 минуты — 7 и т. д. Это условие способствует большей безопасности движения. особенно, когда KB расположеныв городах или вбольшихнаселенных пунктах. Следует все жеиметьв виду, что льгота на опережение ни вкоем случае не может превысить 30 минут (даже если расчетные 10 процентов после 5часовдвижения больше этой цифры). За это участник исключается из соревнования так же, к акиза опоздание свышечаса от основного расписания . В отдельных случаяхорганизаторы могут оговорить в Положении, что льготана СКВ устанавл иваетсятакойже . к аки на основныхпунктах КВ. В новых «Общих условиях» несколько повышеныминимальныеи максимальные скорости: с 35 до 4Q км/час ис 75 до 80 км/час. Принципы ралли не подверглись суще-РАЛЛИс твеннымизменениям . Они лишь несколько расширены , а названияих уточн ены . По выбору организаторов могут быть использованы следующие четыре принципа, причем на каждом из участков назначенныйпринцип действует до конца (между двумя пунктами обмена контрольных карт). 1. «Основного расписания» — ОР (ранее «Постоянства расписания»). Примен яется для ралли I—III ГРУПП, и сключаякомандныеи зимние по заснеженным дорогам. При этом основное расписание (врученное участнику) не изменяется , а опоздания пенализируются на каждом пункте KB, независимо от штрафаза это же опоздание, полученного на предыдущ ем пункте. 2. «Нового расписания» — HP (ранее «Постоянства скорости»). При опоздании на любой основной пункт KB расписание дальнейшего движенияизменяется (сдвигается) на величину опоздания, то есть норма времени, отведенная на прохождение последующих этапов, с охраняется . На дальнейших основных пунктах KB пен ализируется опоздание против нового, измененного расписания или опережение . п ревышающее установленную льготу, а на СКВ — опережение нового расписания, п ревышающее льготу. Этот принцип, не требующий превыш енияустановленных скоростей, рекомендуется для ралли новичков изимних ралли (по заснеженным дорогам). 3. «Двойного расписания» — Д р . Все положения этого применявшегосяранеепринципа остаются неизменными, з а исключением пенализацииза опоздание и сдвигов расписаний на СКВ. что теперь отменено. 4. «Скользящего расписания » . Это новый принцип , н есколькоотличающийся от «нового расписания». Здесь изменениерасписания на основныхпунктах KB производится как при опоздании, т аки при опережении , то есть напунктах KB пенализируется и увеличение времени против нормы (для данного этапа) и его уменьшение без предоставленияльготы . На первый взгляд, принцип «скользящего расписания » более сложен. Он факт ически полностью лишаетучастникаправаопережениявпределах льготы, что разрешенотремя другими принципами , и требует, чтобы расстояние между двум я KB было пройдено в точно установленное время . Однако вопределенныхусловиях он может быть благоприятен для раллиста. Скажем, при движении по трассе, где участник едва укладывается во время или опаздывает, причем знает, что впереди будут еще более трудные участкиионврезультате все возрастающего опоздания может быть исключен изсоревнования . В этом случае спортсмен можетпринятьрешение ликвидировать часть опоздания на предыдущ их KB, получив один раз штрафные очки, но оставив себе запас резервного временина трудные участки. Если быв6 данной ситуации действовал принцип «нового расписания», у частник получал бы штрафные очки на каждом КВ. Как уже было сказано, во всех случаях. независимо от применяемых принципов ралли, н асекретных пунктах контролявременипенализируется только опережение действующего расписания. превышающее установленную льготу, и никаких сдвигов расписания не производится. Следует остановиться еще на одном вопросе. П рактика проведения ралли пок азала . что нередко участники задержив аются на каком-то участке по не завис ящим от них обстоятельствам (из-за атм осферных явлений, по организационным и другим причинам). В таких случ аяхвозникали споры: обязан участник нагонять опоздание или нет? И раллисты и судьи вразныхслучаях принимали различные , иногда противоречивые реш ения . Новые «Общие условия» регламентируют действия в подобных ситуациях. Если экипажзадержанна трассе орган изаторами или судьями или направлен по более длинному пути, он обязан в возможно короткий срок ликвидировать .опоздание. При этом на ближайшем * пункте KB расписаниеизменяетсяв соответствии с временем прибытия на этот пункт без пенализации опоздания (если оно не превышаетвремя задержки). Дальше участник движется по «двойному расписанию», независимо от принципа ралли, объявленного для данного этапа. При этом он обязан сокращать опоздание, у меньшая не менее чем на 10 процентов время прохождения каждого последующего этапа, против отведенного по графику. Если имеется спецучасток, то отведенное на него время исключаетс я из нормы времени на данном этапе. Приведем пример. На этапе между КВ-6 и КВ-7 зафиксированазадержкана 20 минут. Значит, на КВ-7 участник мож ет отметиться без пенализации с опозданием, не превышающим 20 минут. Если норма времени на участке между КВ-7 и КВ-8 составляет 1 час 50 минут, а между КВ-8 и КВ-9 — 2 часа 30 минут, то участник обязан нагнать не менее 11 минут на этапе КВ-7—КВ-8. а на КВ-8КВ-9 после первых полутора часов движ ения войти в основной график (нагнать еще 9 минут). После ликвидации вынужденного опоздания полностью восстанавл иваютсянормы времени и принципы движения, установленные для участника вмаршрутных документах. Если же спортсмен не смог на каждом этапе на 10 процентов сократить время, его будут пенализировать на основных пунктах KB какза каждое увеличение опоздания по сравнению с предшествующим основным KB, т аки за то. что он не уменьшил опоздания. Некоторые уточнения введены ив отметку карт во времядорожных соревнований. Временем прохождения пункта считается момент подачи контрольной карточки, но в случае умышленной зад ержки (остановка или снижение скорости) отмечается фактическое время прибытия на пункт. После получения отметки экипаж (команда) обязан в течение 1 минуты отъехать от пункта KB или СКВ на •расстояние не менее 20 метров. Лишь после этого участник имеет правовозвратитьсякпункту для переговоров с судьями. Нарушение такого порядка штрафуется одним очком. Случайный проезд СКВ не пенализируется. если участникивозвратятсяна него в течение трех минут. Однако прохождение контрольного пункта вкарте отмечается по времени первоначального проезда, причем указываетсяи время возвращения. Дорожные соревнования на участке РД (равномерность движения), предусмотр енныевстарыхобщих условиях, т еперь отменены. Таковы основные изменения, внесенные в дорожные соревнования. Они несколько упрощают их и исключают возможность получения «случайных» ш трафных очков. В связи с этим совершенно правомерно предусмотренное новыми Условиями увеличение количества очков за наруш ениявдорожных соревнованиях. Теперь за каждую полную минуту опоздан ияна пункт KB начисляют 5 очков на «звездном» сборе и 10 — на этапах совместного движения. З а каждую начавш уюся минуту опереженияна пунктах KB или СКВ (сверх установленной льготы) начисляют на «звездном» сборе 5 очков ина этапах совместного движения — 10 очков. З а безостановочный проезд СКВ ивозвращение на него позже 3 минут с момента проезда — 50 очков, а при невозвращении для отметки — 100 очков. Незначительным изменениям подвергся раздел «Общих условий» о дополнительных соревнованиях. В дополнительные состязания (программу и количество их определяют судейские коллегии) можно включать нов ый элемент — «специальные участки» — отрезки основной трассы, проходимые с повышенной скоростью. Для каждого такого участка судьи устанавливают норматив времени, и спортсмены, уложивш иесяв него или улучшившие норматив, получают 0 очков. Опоздание пенализир уется 0,1 штрафного очка за каждую секунду опоздания (так же, к ак оценивается каждая секунда в дополнительных соревнованиях). На всем протяжении специального участка должно быть закрыто встречное движение. На таких участках можно устанавливать различн ый для каждой зачетной группы автомобилей норматив времени, что уравнивает абсолютные показатели для командного зачета. Рекомендуемые соревнования по фигурному вождению предусматривают увеличение их скорости за счет минимального количества внешних ограничителей и улучшенного комплекса фигур. З аразличныенарушенияв последовательности и регламенте дополнительных соревнований (пропуск упражнения , неполное его выполнение и др.) предусматр иваютсяразличные величины пенализации. Однако установлен один общий принцип: ш траф на дополнительных сор евнованияхв баллах или секундах в сумме не должен превышать контрольное время более чем вдвое. В ралли, проводимых по II группе спортивной классификации , к аждый из водителей должен пройти равное количество одноименных дополнительных состязаний. В соревнованияхIгруппы сохранено требование, согласно которому каждый из водителей в отсутствие второго члена экипажа должен в течение 6—8 часов самостоятельно пройти дистанцию, включающую дополнительные состязания. Чтобы поощрить участие в ралли женщин , для них предусматриваются некоторые льготы, оговариваемые Положением. В личном зачете женскиеэкипажи имеют поощрительныйпоправочный коэ ффициент — до 0,95, а смешанные — до 0,97. Допускается начислениештрафных очков в командном зачете командам, не имеющимв своем составе установленного числа женщин-участниц, или снятие таких команд с зачета. Положением может предусматриваться поощрение участников, в ыступающихна собственных автомобилях. В ралли, проводимых по V группе, и на участках «звездного» сбора в других раллиразрешен проезд пассажиров (по одному на каждый автомобиль). Однако пассажир должен быть вписан в маршр утные документы и не может быть допущен куправлению машиной; его выбытие в пути без уважительных причин пенализируетсяштрафными очками, Маркировка прерывателей-распределителей, генератора, аккумулятора, колес сшинами может производиться судейскими коллегиями только таким образом, чтобы участник имел возможность устран ить неисправности в пути без повреждения маркировки . З амена маркированн ых приборов не разрешается . Из таблицыпенализации исключен пункто начислении очков, если какойлибо инструмент или приспособления находятся на полу пассажирского помещ ения кузова. Несмотря на то что действие стеклоочистителей. о сновныхвнешних осветит ельныхисигнальных приборов пола*гается проверять при каждом обмене контрольных карт, у частники при обнаружении каких-либо дефектов обязаны устранитьих — п ри этом они пенализации не подвергаются. Ш трафные очки начисляются в том случае, если неисправности будут установлены при техническом осмотре на Финише ралли. Это нововведение удовлетворяет многочисл енные просьбы участников ралли. По окончании соревнований пенализируются также повреждения кузова. Глав-, ная судейская коллегия вправе снять пенализацию, если найдет, что участн ик не мог предотвратить повреждения, а также вправе переложить штрафные очки на других участников, если сочтет их виновниками аварий. Это заставит призадуматься отдельных не вмеру ретивых раллистов, з абывающих подчас. что они могут повредить машины своих коллег. Отменено правило обязательно глуш ить двигатель за 2 минуты до старта дорожных соревнований, к ак не имеющ ее спортивного значения. Введена пенализации команды за каждый день задержкизаявки , что должно дисциплинировать организаторов и руководителей команд, а также облегчить работу судей. В то жевремя это не будет сказыватьсяна индивидуальных результатах. т аккакштрафные баллы на числяются только на суммарный командный результат. Таковы основные изменения, включенн ыев Общие условия проведения и судейства ралли в СССР. Нет сомнений, что новые условия будут способствовать дальнейшему развитию этого вида автомобильного спорта и повышению мастерства раллистов. Они, безусловно, сыграют положительную роль в организ ациии проведении многочисленных районных, городских, республиканских ралли, предусмотренных программой III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Р. ЧЕРТОВ, член президиума ФАС СССР, чемпион СССР по ралли 1963 года.щжшШшжтм&штЕжегодный праздник спортсменов-досаафовцев столицы в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького на этот раз был посвящен III Всесоюзной спартакиаде по техническим видам спорта. В его программу входили выступления мото- и 'автоспортсменов, картингистов. Н аснимке : одна из районных колонн мотоциклистов уфиниша «звездного» пробега.Фото В. Бровко.