| а магистралях, ведущих к югу, с I началом лета появляются мотоL aeU циклисты. Серые от пыли, они, как тени, обгоняют грузовики и уносятся к морю. В южные города мотоциклисты приезжают усталые и первую ночь, как правило, проводят на автостанции. Затем они находят пристанище для себя и для мотоцикла, который в дальнейшем используется только для поездок в столовую и на пляж. Для успокоения совести раз в неделю устраивается пробег, скажем, Мисхор—Севастополь или Лазаревское — Гагра. В итоге от отпуска остается воспоминание как о лежании под палящим солнцем, а мотоцикл ассоциируется лишь с серой лентой шоссе, когда единственное «развлечение»— проколотая камера.•ным в двигателе; если люфты поршневой группы велики, лучше провести ремонт и обкатку. Выходную звездочку двигателя с 17 зубьями стоит заменить на 15-зубцовую от «Ковровца» и хорошенько зашплинтовать крепящую ее гайку. После этого при помощи выжимки укорачивают цепь на два звена. Заодно ее следует внимательно осмотреть, смазать ив дальнейшем каждый день проверять: в горах она сильно вытягивается и изнашивается. Смазывать цепь нужно очень часто, лучше всего при помощи медицинского шприца нигролом через смотровое отверстие в кожухе. Вместо иглы на Шприц надевают хлорвиниловую трубочку. Кстати, смена звездочки вызывает завышение показаний спидометра на 12ТАМ, ГДЕ НЕТ СВЕТОФОРОВТаких «туристов» много, и они упорно делают все наоборот: там, где мотоцикл ни к чему, они в муках накручивают тысячи километров, изнывают от жары в многолюдном курортном городе, а в тех великолепных местах, где мотоцикл незаменим, — даже не побывают. По-моему, часть мотоциклистов просто не знает, какое это удовольствие сворачивать с шоссе. Чем необычнее дальнейший путь, тем интереснее, больше незабываемых впечатлений. Кое-кто думает, что это слишком трудно,—и заблуждается. На самом же деле путь, который можно проехать на мотоцикле более чем за сутки, выгоднее ив тричетыре раза быстрее проделать на Поезде, а мотоцикл везти в багажном вагоне. Но вот дальше — никаких гостиниц и столовых, чистая зелень, голубые горы и кристальные ручьи, тропинки, бегущие по буковым лесам и теряющиеся в скалах. Это и необычайное удовольствие, и спорт, и здоровье, и новые знания о стране и ее природе, и лучший способ познать мотоцикл. Опыт путешествий по горам говорит о том, что «малый транспорт» может пройти почти всюду. Однажды на Караби-яйле в Крыму мне встретился пастух. Я спросил его о дороге. «Не знаю, как вы попали сюда, но зато знаю, что отсюда не выберетесь», — ответил он. Мы выбрались, и я уверен, что через несколько лет пастухи сами будут на мотоциклах объезжать свои огромные стада. И не только они, но и геологи, топографы, лесники и почтальоны станут использовать мотоцикл и мотороллер там, где пока передвигаются только пешком и верхом. Чтобы это произошло поскорее, нужно создать универсальную двухколесную машину высокой проходимости. Пока же любителям горного туризма приходится пользоваться дорожными мотоциклами и мотороллерами. Я предпочитаю «Тулу-200», потому что низкий центр тяжести позволяет избежать падений, а принудительное охлаждение двигателя Т-200 дает возможность ехать без остановок. Для езды в тяжелых условиях мотороллер нужно специально подготовить. Обычные регламентные работы перечислять не будем — они всегда обязательны. Нужно быть абсолютно уверенпроцентов. С новой звездочкой .несколько уменьшается максимальная скорость мотороллера, но зато увеличивается крутящий момент, что в данном случае важнее. Не лишним будет укрепить раму, положив под подножки «боковин» (боковой облицовки кузова) отрезки стальных уголков 20X20 мм. Уголки крепятся болтами 10 мм снизу к чашечкам, о которые опираются резиновые амортизаторы. Для улучшения охлаждения двигателя в «боковинах» сверлят отверстия напротив тех мест, где входит и выходит воздух, охлаждающий цилиндр. Общая площадь отверстий должна быть около 10 см*. Большую пользу в горах может принести термометр, измеряющий температуру двигателя. Для этой цели подойдет старый термометр с автомобиля, имеющего 12-вольтовое электрооборудование. Для размещения багажа на «Туле» можно использовать переднее крыло. К нему болтиками крепят дюралюминиевые скобки. Груз -(палатку, спальный мешок) привязывают к этим скобкам. Разместив часть груза на переднем крыле, одновременно выравнивают нагрузку на оси. Вообще груз нужно крепить возможно ближе к центру тяжести машины. За щитком, у ног, при помощи тех же скобок, неплохо натянуть эластичный бинт, чтобы за него поставить некоторые нужные в дороге вещи. Для мотороллеров не выпускаются кроссовые шины. Но выход из положения есть. Берут старую покрышку 'и привинчивают к ней болты (6—8 мм) с Шайбами (20 мм). Болты должны выступать наружу на 10—15 мм. Располагают- их в шахматном порядке, в 5—7 см один' от другого. Изнутри покрышки головки болтов отделяют от камеры слоем брезента. Такое колесо можно возить на месте запасного и ставить только на крутых подъемах со щебнем, глинистой крошкой и т. п. Что можно сказать о технике езды? Вначале не надо торопиться и забираться в труднопроходимые места. Постепенно на обыкновенном мотороллере начинаешь чувствовать себя в горах почти как на верховой лошади. Двигаться следует на средних оборотах, не нагружая особенно двигатель, а вот на крутых подъемах приходится давать полСпуск с Кара-Дата к Коктебелю. Фото автора. ный газ. При этом главное — не останавливаться. Если почувствуете, что остановка все же неизбежна, быстро соскочите на ходу и бегите до вершины подъема, ведя машину справа от себя на газу и работая сцеплением. Правда, это требует некоторой тренировки. Иногда тяжелые участки — крутые подъемы, каменные завалы — приходится с самого начала преодолевать таким образом. Особенно осторожно нужно ездить поперек крутых склонов. «Днище» у мотороллера широкое, поэтому легко можно задеть подножкой о камень. Тормозить в крутых местах .надо двигателем и обоими тормозами, помня что на спусках наибольшую нагрузку испытывает передний тормоз. При повороте на спуске его надо заблаговременно отпустить, иначе падение неизбежно. Вообще спуск опаснее подъема, и двигаться здесь надо медленно, с таким расчетом, чтобы можно было остановиться в любой момент. В горах не надо торопиться. Во-первых, это гарантирует безопасность, а вовторых, лучше ехать медленнее, чтобы спокойно любоваться природой. Иногда приходится останавливаться и сооружать «дорогу» из камней и палок, чтобы проехать через щель или ступеньку, но при известном опыте удается выбирать маршрут с минимумом подобных остановок. Практически же большую часть пути можно проделать по тропинкам и заброшенным дорогам. Мне еще не приходилось встречать человека, который- не пришел бы в восторг, проехав на мотороллере или мотоцикле по тропинкам горного Крыма. Да и не обязательно Крым — несть числа прекрасным местам в нашей стране! Сворачивайте с магистралей — никогда об этом не пожалеете. Нужно только хорошо подготовить поездку. Счастливого пути! д . ТОНКОНОГОВ, инженер.15