Д ВАДЦАТЬ ЛЕТ21 июля Крайова Рада Неродова, созданная еще во время оккупации и исполнявшая роль польского парламента, учредила в Хелме Любельском свой исполнительный орган — Польский Комитет Национального Освобождения—первое правительство 'народной Польши. Товарищи ознакомили нас с Июльским манифестом — п ро ­ граммным документом, принятым 22 июля 1944 года, который провозглашал социалистические основы нового общественноэкономического строя страны. Этот день и стал днем рож ­ дения народной Польши — первого в истории польского го ­ сударства трудящихся. Рано утром «а следующий день во многих частях нашего корпуса прошли короткие митинги, на которых воины-танкисты, узнав о 'программе нового польского правительства ио том, что рядом с нами против гитлеровцев воюет регулярная польская армия, поклялись еще самоотверженнее и беспощаднее бить врага, не давая ему передышки. Слово свое танкисты держали крепко. Сразу же после ми ­ тинга они садились в боевые машины и шли в наступление. Июльские дни 1944 года были жаркими ив прямом ив переносном смысле слова. Особенно ожесточенный характер носили бои за город Седлец. Этот крупный узел шоссейных и железных дорог на подступах iK 'Варшаве гитлеровцы 'обороняли отчаянно. Они стянули сюда части нескольких пехотных дивизий, < также 3-ю а танковую дивизию СС «Мертвая голова» и 5-ю танковую дивизию СС «Викинг», в городе курсировали три вражеских бронепоезда. Окраины были приспособлены к обороне: м е ­ ста перекрестков противник прикрывал огнемиз врытых в землю танков, самоходных орудий и противотанковой артиллерии; на площадях ив парках появились окопы, траншеи, опоясанные проволочным заграждением; в подвалах каменных зданий гитлеровцы оборудовали доты. Но ничто не могло удержать наступательного порыва наших воинов. 31 июля Седлец был взят. Освобождая польскую землю, 'отличились в боях тысячи наших воинов. Их влекли в бой неукротимая ненависть к врагу, любовь > жизни, стремление избавить человечество от ко ­ к ричневой чумы — ф ашизма . А постоянными спутниками в ратн ом воинском труде были смелость, мужество, отличное знание техники иоружия , умелое применение их в бою. Сейчас, когда мы говорим молодым: учитесь, овладевайте техническими знаниями, упорно занимайтесь техническими видами спорта — о то не для красного словца. Мы вкладываем в эти понятия совершенно конкретный смысл. В будущей войне, если ее развяжут империалисты, технических знаний понадобится воинам куда больше, чем в прошлой! ...В моем блокноте того памятного лета 1944 года сохранилось много записей о героизме и умении управлять техникой наших воинов-танкистов. Командир 65-й танковой бригады полковник А. Т. Павлушке на подступах к Седлецу решил частью сил преследовать отступавших гитлеровцев. Первым в атаку пошел танковый взвод комсомольца лейтенанта И Бондаренко. Он с ходу вел прицельный огонь .по врагу, не давая ему увести танки с поля боя. Механик-водитель сержант Абайдулаев, умело маневрируя машиной, смял две противотанковые пушки врага. Ранило командира. Но он .не покинул машины. В тот день экипаж Бондаренко уничтожил четыре вражеских танка. Другой комсомолец механик-водитель Я. Прищепа, когда ранило командира, принял на себя командование. В бою он подбил «пантеру» и два противотанковых орудия... Механикводитель старший сержант М. Мантуров гусеницами своей машины раздавил вражескую пушку и несколько пулеметов с расчетами. Сколько таких записей! Не всем героям посчастливилось дожить до радостного дня победы. Н о их дела, их мужество, беззаветная борьба за свободу и счастье людей останется вечно в нашей памяти. Не так давно группа советских и польских военнослужащих, побывав в Седлеце, возложила венок и на могилу наших воинов-танкистов. — Вечная вам слава!—сказал один из польских офицеров.—Вы были настоящие герои. И, обращаясь к нашим воинам, добавил: — Могу вас заверить как клятвой: за .Бугом у вас настоящие братья. М ы не дрогнем под общим знаменем. Да, наша дружба, 'наше 'братство нерушимы. Они омыты и скреплены кровью в общей борьбе! Полковник К. ПОРТНЯГИН, преподаватель Военно-политической академии имени В. И. Ленина, участник боев аа освобождение Польши.ПОЛЬСКИЕ АВТОМОБИЛИ СЕГОДНЯ И ЗАВТРАОбзор составлен по материалам польского журнала ,,Мотор"В1938 году автомобильный парк Польши едва насчитывал 50 тысяч машин. Промышленность выпускала всего лишь около 4 тысяч автомобилей в год, причем львиная доля производства находилась в руках польского филиала итальянской фирмы «Фиат». После окончания войны народная Польша фактически заново начала создавать автомобильную промышленность. В Страховицах вырос завод грузовиков, с помощью СССР были построены современные автозаводы в Жерани и Люблине. Сейчас, когда польский народ отмечает двадцатую годовщину освобождения от фашистских захватчиков, в стране существуют б автомобильных заводов, выпускающих в год около 50 тысяч машин. Польша теперь сама изготовляет автомобильные карбюраторы и приборы зажигания. В 1964 году даст бензин большой нефтеперегонный завод в Плоцке. начато строительство крупнейшего в Польше Ольштынского шинного завода, расширяется завод по производству автомобильных поршней в Познани. За минувшее двадцатилетие построено около 18 тысяч километров новых дорог и реконструировано около 22 тысяч километров старых. Сейчас польская автопромышленность стоит на пороге новой пятилетки 19641968 гг . Основное внимание будет уделено реконструкции и расширению существующих заводов, чтобы к концу пятилетки они смогли выпускать до 120 тысяч автомобилей в год. Будет радикально решена проблема запасных частей, возникнет сеть специализированных предприятий, расширится сотрудничество с автопромышленностью других социалистических стран. Что же сейчас выпускают автомобильные заводы Польши и каковы их планы на пятилетку? Завод ФСО в Жерани под Варшавой начал свою деятельность в 1952 году с автомобиля «Варшава М-20». Первоначальная модель ныне значительно модернизирована. Теперь «Варшава-202» выпускается с 70-сильным верхнеклапанным двигателем, усовершенствованной передней подвеской, главной передачей и измененной облицовкой радиатора. Помимо пятиместного седана из ворот завода выходят пикап и санитарная машина. В апреле 1962 года был изготовлен стотысячный легковой автомобиль. Недавно разработана конструкция новой санитарной машины (модель 202-А), и в 1965 году начнется ее выпуск, В нонце 1964 года завод намерен освоить «Варшаву-203» с совершенно новым кузовом, гнутыми стеклами, увеличенным багажником. Двигатель сохранится от модели 202. Что касается другой модели завода — малолитражки «Сирена-102», то основы ее конструкции (двухтактный двигатель, передние ведущие колеса, двухдверный кузов) сохранятся до конца пятилетки. Но автомобиль станет на 150 кг легче, появится новый трехцилиндровый двигатель, а с 1965 года — полностью син-хрониэированная неробка передач. Производство «Сирен» значительно расширится, и завод сможет выпускать к концу пятилетки до 40—50 тысяч автомобилей ежегодно. С 1949 года сходят с конвейера завода в Страховицах грузовые автомобили. Продукция завода — четырехтонные машины «Стар С-27» с кабиной над двигателем, самосвал В-27, тягач Ц-27 и грузовик 3-27 с удлиненной базой. Помимо этого, недавно освоены трехоски А66 повышенной проходимости и шестицициндровые дизели для Ельчансного автозавода. Взамен нынешнего бензинового двигателя завод разработал для своих грузовиков шестицилиндровый дизельный С-53 мощностью 110 л. с. С каждым годом их выпуск растет, и в этом году из ворот завода выйдет уже 3000 машин с дизельными двигателями. Модернизируется и «Стар А-66», на котором появятся герметизированные тормоза, улучшенная подвеска и новый передний мост. Сейчас завод работает над пятитонным «Стар-200», производство которого намечается начать в 1968 году. У этой.17и .госжаджiHffor