ШрфВЧтТСуЦД MuSJUvfffl М\Т1ыЗир9*^ даЬвВ"^^^^ ^ ^ ^Р яна заметный спад Движения с наступлением гемноты, водить автомобиль ночью намного сложнее, чем в дневное время. Ухудшаются видимость, условия ориентировки, сильнее сказывается усталость. Большие неудобства создает и ослепляющий свет фар встречных автомобилей. Неудивительно, что на темноевремя суток падает почти половина общего числа дорожно-транспортных происшествий. Н о ездить ночью приводится, 1 довольно часто. Поэтому и несколько советов будут, на наш взгляд, н елишнимикаж ­ дому, « т о отправляется в путь на исходе дня. I ЦIе смотНочью необходимы повышенная внимательность и осторожность во всем, начиная с трогания с места. О тъезжая от тротуара или обочины, а такжеприлюбомманевре , заблаговременно включайте 'указатели поворота, 'чтобы удругих водителей не оставалось никаких сомнений относительно ваших намерений. М ыуже сказали отом , что с наступлением сумереки полной темноты .видимость и обзорность значительно ухудшаются. П ервое , к чему это обязывает водителя, — правильно выбрать скорость движения. Неопытные водители, обманутые «пустынностью» ночной 'Дороги, н ередкопродолжают двигаться с «дневными» с коростями — 7 0 — 9 0 км/час, что поройсовершенно недопустимо. Скорость автомобиля должна быть такой, чтобы его остановочный путь не превышал расстояния видимости. П одумайте теперь, м ожно ли ь двигаясь сближ ­ н им светом фар, который обеспечивает видимость в30 — 50 м, д ержать скорость, с кажем , 6 0 — 7 0 км/час? Ясно, что нет. Ведь остановочный путь в этом случае даже на сухой дороге составит около 50 м . В условиях недостаточной освещенности требуется больш е времени для распознавания предметов, составляющих до ­ р ожную 'обстановку. Водитель позже замечает препятствия, а следовательно, п озжепринимаетрешения . И это такжеод ­ на из причин того, что втемное время суток следует ездить медленнее, ч емднем . В городе водителю легче: .выручает искусственное освещ ение . Н о иногда ионо оборачивается помехой. П риярко освещенных витринах магазинов, цветных рекламах , т руднее различить цвета светофоров. Э тотемболеенелегко сделать, к огдапроезжая часть мокраяина ней масса отраженных ог ­ ней. В трудных случаях, о собенно IB незнакомых городах, лучш е 'всего остановиться, внимательно изучить 'направление движ ения на перекрестке , способы регулирования и лишь затем следовать дальше. Н о главные трудности ожидают водителей на дорогах. Ж изнь на ник незамираети ночью. Вы, к онечно , знаете, к ак надо поступать при встречных разъездах на ночных дорогах. Правила движения предписывают переключать свет фар с дальнего наближний на расстоянии неменее 150 метров до встречных транспортных средств. О тметим , о днако , что на обледенелой или мокройдороге эта дистанция должна быть увеличена, поскольку ослепляющее действие фар усиливается за счет отраженияот поверхности дороги . П ри ослеплении сразуже останавливайтесь. П ричем , т ор ­ м озя , сохраняйте прежнее направление движения. В этом случае тормозной путь будет пролегать по участку дороги , который вы просматривали непосредственно передмоментом ослепления. Н ивкоем случае не сворачивайте вправо, так какможно столкнуться с (незамеченным препятствием. Н ередко причиной столкновений при встречных разъездах является движение «впритирку», б окобоксо встречным авт омобилем . Помните об этом ине испытывайте судьбу. Если заметите на дороге людей, в моментпроездамимо встречного автомобиля правая нога водителя должна находиться на педали тормоза , чтобы он был готов кэкстренномутормо ­ ж ению при внезапном появлении пешехода. В пути возможнаи такая ситуация. Навстречу движется автомобиль, а на своей стороне вы заметили какое - т опрепят ­ствие. В темнотетрудно определить точно расстояние до приб лижающегося автомобиля иего скорость. Вот почемуприодновременномприближенииктакому месту, н евыезжая на левую сторону, остановитесь, включите габаритные огнии пропустите встречного. И начевозможны всякие неприятности. Св'ои особенности имеют встречные разъезды « а поворотах. О диниз водителей при этом всегда 'находится в лучших условиях — тот, кто движется по внутренней кривой (рис. 1). Сеет фар встречного автомобиля ему никак неме ­ шает, д аже наоборот — улучшает видимость. О днакосамондолжензаранее переключить свет наближний , и бо реально угрожает 'ослеплением другому водителю. Дополнительные трудности возникают на горных дорогахчвообще при движении по пересеченной местности. Крутые подъемы приходится преодолевать с небольшой скоростью ( з аранее включив одну из низших 'передач), так как свет фар «упирается» а дорогуи освещает ее на очень небольшом расстоянии. Понятно, что передтаким подъемом разгонять автомобиль нецелесообразно. Приближаясь к вершине подъема, снизьте скорость, включите ближний свет и .возьмите правее : ведь за ней вас может ожидать любая неожиданность. Правда, ч емближе вершина, т ем легче ориентироваться: на освещенном горизонте, на фоненеба или облаков лучше видны силуэты препятствий. Важно отметить также , что на подъеме (рис. 2, А), к аки На спуске (рис. 2, Б), свет фар не ослепляет шоферовимо ­ ж ет быть переключеннаближний только передтем , к акма ­ шины окажутся на одном уровне. Вы помните, к онечно , что стоянка автомобиля на дорогах вночное время запрещена . Поэтому, если возникнет такая необходимость, надо отвести машину за пределыдорожного полотна. Съезжайте осторожно , ибо повороты в темноте — д ело совсем .не простое. Значительная 'часть пути на поворотене освещается фарами автомобиля, а потомуинепросмат ­ ривается. И ногдалучше выйти измашиныи вначале убедиться а полной безопасности маневра . П рикратковременной остановке надороге следует включить габаритные огни. Ненастная погодаусложняет обстановку, В дождь значительно ухудшается видимость. Капли епо образуют на стекле как бы слой маленьких линз, к оторые преломляют и рассеивают свет, вызывая ослепление. Освещенные светом фар, они создаютпередавтомобилеммутно - б елую пелену. В этом случае помогают специальные противотуманные фары, весь пучок света которых вытянут в горизонтальной плоскости. П ривождении автомобиля ночьюлегко потерять ориентировку И выехать на левую сторону дороги или на правую обо ­ чину. Будьте внимательнее. Если не видите линий разметки на дорожном покрытии, ориентируйтесь покаким - л ибо соо ружениямипредметам возле дороги , появляющимся взоне света фар . Н апример , по 'ограждениям, к атафотам на столбиках, зеленым насаждениям . И мейте ввиду, что они являются и своего родадорожнымизнаками , п редупреждающимио повороте, насыпи и т. п.Ночью удобно двигаться за впереди идущим Автомобилем, не слишком приближаясь к нему. П ри этом вам будет достаточно света одних подфарников, а ближний включайте лишь передперекресткамидорог , чтобы на остальных участках пути не мешать водителю машины, и дущей впереди, И еще 'один совет. П ри первых признаках усталости, появлении сонливости, к оторые при движенииночью наступают значительно раньше, ч емднем , остановитесь, выйдите изма ­ шины, проделайте несколько гимнастических упражнений , а еще лучше — совершите 'небольшую прогулку. Если позво ­ ляет обстановка, отдохните один-два часа и только затем продолжайте движение . А. ШУМОВ, з аведующий лабораторией безопасности движения НИИАТа.26