УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ - СВОИМИ РУКАМИт ак давно изобретательская и рационализаторская в учебных организациях ДОСААФ Куйбышевской области носила случайный характер ; ею увлекались лишь отдельные энтузиасты. Оснащение классов в клубах и автошколах проводилось, к ак правило, за счет фондов областного комитета Общества. Внутренние же ресурсы и возможности учебных организаций использовались крайне слабо. Ж изнь , опыт отдельных инициаторов рационализации и изобретательства наглядно убеждали: многие учебные пособия — отдельные узлы, а грегаты , детали, макеты в помощь изучающим автомобили и мотоциклы — м ожно делать своими руками . Три года назад обком ДОСААФ принял решение об улучшении рационализаторской работы, в котором было предусмотрено широкое использование внутренних ресурсов, привлечение к этому делу общественного актива , ш татного состава, у чащихся клубов ишкол . Выла объявлена тематика для рационализаторов учебных организаций , определен порядок и срок проведения итоговых конференций рационализаторов и выставок ихлучшихдостижений . Прошло три года. За это время рационализаторская и изобретательская "мысль шагнула далеко вперед. Определились целые коллективы преподавателей, инструкторов и нурсантов, проявившие ценную инициативу в разработке и внедрении учебных пособий впрактику обучения. Л учшимпризнан коллектив Ставропольского автомотоклуба. За ним следуют коллективы Сызранского, Чапаевского автомотоклубов иЖигу левской автошколы. Ежегодные итоговые конференции изобретателей и рациоанлизаторов с организацией выставок лучших достижений стали у нас традицией. Они проводятся обычно в период областных учебно-методических сборов. С достижениями рацио, нализаторов и изобретателей, т аким образом, знакомится А большой круг преподавателей, инженеров-инструкторов, а кти вистов райкомов, горкомов ДОСААФ, сотрудников госавтоинс пекции . Для просмотра выставок мы приглашаемтакже представителей партийных, комсомольских, профсоюзных и друще не Е работа гих общественных организаций . Это дает возможность привлекать к творческой работе все новые силы. Не случайно дос тижения рационализаторов из года в год растут. Если три года назад на выставку было представлено 26 экспонатов, то в 1963 году их было вдвое больше. Материальная база автомотоклубов и школ пополнилась 134 ценными наглядными пособиями, приборами и приспособлениями по обслуживанию и ремонту учебной техники . Более ста человек у нас сейчас постоянно занимаются рационализацией и изобретательством. Среди них активисты И. Сулацков, М. Пригорин, В. Новичков, А. Д аньшин . М. Х аки мова и многие другие. Для руководства изобретательской и рационализаторской работой в учебных организациях при областном комитете ДОСААФ создан организационный комитет, возглавляемый на общественных началах опытным методистом офицером запаса Михаилом Логойдо. Рационализаторская и изобретательская работа в учебных организациях способствует повышению качества обучения водителей автомобилей и мотоциклов, дает возможность значительно сократить расходы на приобретение учебных пособий. На наш взгляд, э ту работу нужно активизировать во всех учебных организациях оборонного Общества, ш ире распространять положительный опыт, оказывать методическую помощь изобретателям и рационализаторам, об интересных предложениях сообщать в печати, давать ихкраткие описания сэски зами. ч ертежами . П. Г РЕШНЯКОВ , председатель областного комитета ДОСААФ. г. Куйбышев. Получив 'Корреспонденцию тов. Грешнякова, р едак ция обратилась в Сыэранский автомотоклуб иЖигулев с кую автошколу с просьбой рассказать о лучших посо биях, подготовленных руками рационализаторов. П ред л агаем присланный материал вниманию читателей.С истема подачи топливадизеля50 мм и окантован. Для предотвращения деформации щита и нарушения соосности валов привода стенд с обратной стороны усилен тремя шпунтами. На щите смонтированы 3-литровый топливный бачок 1; фильтр предварительной очистки топлива 22; топливоподкачивающий насос 15 шестеренчатого типа; ведущая шестерня 13 топливного насоса, установленная на кулачковом валу (38 зубьев); ведомая шестерня 20 топливного насоса, установленная на валике насоса (20 зубьев); фильтр тонкой очистки топлива 21; насос-форсунка 5, закрепленная в специальном ^кронштейне 6; стеклянный сосуд Л йбя распылителем насоса-форсунки. „ Привод насоса-форсунки осуществляется кулачковым валом 18 двигателя ЯАЗ-204, установленным На тр^х опорах 2, 3 и 16; вал вращают вручную при помощи рукоятки 14, закрепленной стопорным болтом в торце кулачкового вала. Над кулачком привода 19 насоса-форсунки в кронштейне 12 находится роликовый толкатель 17 о направляющей втулкой; валик коромысла 9 установлен и застопорен в стойке." как и на двигателе, а сама стойка прикреплена к щиту хомутом; коромысло 10 и штанга 11 установлены, как на двигателе. Кроме того, на стенде помещен прииз Щит стенда изготовлендосокхорошо обработанных сухих толщиной вод рейки насоса-форсунки, который состоит из укороченного валика 8, на конце которого с лицевой строны стенда закреплен рычаг 7 привода насосафорсунки с регулировочными винтами. Другой конец валика выведен за щит, и на нем установлен рычаг, при помощи которого валик поворачивается н изменяет положение рейки насоса-форсунки. Все приборы соединены между собой топливопроводами. Как помогает стенд в учебной работе? Прежде система подачи топлива к дизельным двигателям изучалась, как правило, на разрозненных приборах и деталях. Такой метод не обеспечивал хорошего усвоения материала и ясного представления о взаимодействии всех частей системы питания. Стенд не только демонстрирует работу системы в целом, но и позволяет рассмотреть вопросы технического обслуживания и регулировок. На нем. например, можно проверить насосы-форсунки на качество распыла топлива при разных положениях рейки, проверить и отрегулироватьмомент начала подачи топлива и др. Автор этого учебного пособия — инженер-инструктор Жигулевской автошколы ДОСААФ Мира Захаровна Хакимова. м. логолдо,г. Жигулевск. начальник автошколы.Центральный регулятор движенияД тот наглядный макет "центробежного регулятора дизельного двигателя я изготовил вместе с курсантами автомотоклуба Н. Скрябиным и В. Новиковым. Он состоит из самого центробежного регулятора (в разрезе), электромотора с реостатом ползункового типа, регулирующим число оборотов, и тахометром, четырех насосов-форсунок и валика управления рейками. Устройство включает также систему тяг и рычагов, связанных с педалью управления подачей топлива, и кнопку служебного останова. Работает регулятор от электромотора. Передача осуществляется при помощи приводного ремня и двух шкивов (передаточное отношение соответствует действительному — 1: 1.95). Макет собран на каркасе, сваренном из углового железа (25X25). Пользуясь им, можно не только изучить устройство регулятора, но и увидеть его работу, проследить за перемещением деталей и их взаимодействием, отрегулировать механизм на малые обороты холостого хода двигателя. Учебное пособие позволяет также провести в ходе занятий такие практические работы, как проверка и регулировка насоса-форсунки, привода служебного останова двигателя и управления форсунками.А. Д АНЬШИН , преподаватель автомотоклуба.г. Сызрань.