ОТ ГИМАЛАЕВДа, это Бомбей, без стройных пальм и раскидистых тамариндов, украшающих центр города и его великолепные набережные. А буквально рядом, в каких-нибудь 7—8 милях отсюда, на берегу, озера Павой растет и ширится новая часть города. Центром ее стал недавно выстроенный с помощью Советского Союза технологический институт. Здесь готовятся столь нужные сейчас Индии квалифицированные технические кадры. Предметом особого интереса были для нас бензозаправочные станции. На шоссе и городских улицах в них нет недостатка. Яркие разноцветные вывески то и дело мелькают сквозь пышные купы пальм. Повторенные десятки раз указателями и рекламными щитами, надоедливо лезут в глаза одни и те же названия: «Мобилгээ», «Шелл», «Варна Шелл». Компании английские, а бензин продают индийский, выработанный из нефти, добытой здесь же, в штате Ассам, но переработанной на английских заводах. Вот и получается, что индийцам их собственная нефть обходится так же дорого, как и импортируемая из другихОсевая линия разделена бочками. Такое можно часто увидеть в городах Индии.В центре Бомбея.+о обе стороны дороги — кусты, усе""янные яркими цветами, и стройные пальмы. Узкая полоса асфальта пляшет перед радиатором, огибая то густые заросли плантаций сахарного тростника, то водоемы с густой темно-желтой жижей. Наш видавший виды «Рено» движется на север, повторяя причудливые изгибы дороги, вьющейся вдоль обрывистых берегов верхнего Ганга. Отвесные склоны ущелий, покрытые буйной растительностью. сходятся все ближе и ближе, вынося вверх крутые серпантины горной дороги. Перебравшись на другую сторону реки Джамны и проколесив несколько миль, мы вырываемся на улицы Дели, Навстречу несутся автомобили разнообразных моделей, моторикши, извергающие клубы сизого дыма, легкие двухколесные тонги и вереницы энергично нажимающих на педали велосипедистов. Мы чуоствовали себя в машине первое время не совсем уверенно, особенно когда маршрут пролегал по окраине города. Если в центре Дели есть светофоры и регулировщики, которые следят за порядком на улицах, то ближе к окраинам каждый едет как ему заблагорассудится. Иногда казалось, что авария неминуема: пешеходы в Индии обычно не торопятся и не уступают дорогу транспорту; приходится все время лавировать. Но скоро мы свыклись со столь необычными правилами, вернее с их полным отсутствием, хотя, впрочем, одно выполняется здесь неукоснительно: ездить нужно только по левой стороне. Велотакси на улицах старого Дели.АО АРАВИЙСКОГО МОРЯМадрас очень своеобразен. Здесь нет высоких ультрасовременных зданий, меньше внешнего блеска и рекламной мишуры, .чем в Дели, зато много еще ринш и грузовых кули. Тяжелая тропическая зелень плотно окутывает город, расступаясь только перед гладким асфальтом улиц. Осевая линия на многих улицах отмечена... пустыми бочками изпод бензина, выкрашенными наполовину известкой. На перекрестках — вавилонское столпотворение. Никаких знаков или линий «стоп» здесь нет. Очевидно, это «чувствуют» и коровы — они лениво бредут по проезжей части, создавая иногда заторы, а если устанут — то ложатся, даже если это трамвайные пути. И все ждут. Никто не волнуется. Один за другим останавливаются трамваи, спокойно сидят пассажиры. И когда я спросил вагоновожатого, почему он хотя бы не даст сигнала, тот с философским спокойствием ответил: «А зачем спешить? Все равно позади уже тысячелетия, а впереди еще целая вечность...» Широкие улицы и скверы, высокие здания банков, многочисленных отелей и магазинов придают центральной части Бомбея европейский вид. Но настоящий Бомбей, огромный, шумный многомиллионный город, «индийский Париж», как называют его туристы, не здесь. Он там, в районе Кроуфорд Маркет ив фабричном районе Порель, там, где узкие улочки, по которым медленно плетутся, покачивая рогами, буйволы. запряженные в тяжело нагруженные двухколесные арбы. Так выглядит Мадрасе.перекресток в старомстран. Не удивительно, что счетчики топлива на колонках проградуированы с точностью до четверти пинты (около 150 г.), а шофер при заправке никогда не прольет на землю ни капли. Бережливость — дело хорошее, но нам показалась странной броская реклама все той же вездесущей компании «Мобилгэз»: «Хотите сэкономить — заправляйтесь у нас». Вот уж поистине экономия а чужой карман. ...Спидометр отсчитывает последние мили нашей поездки по индийской земле. Впереди показалась и уже бежит навстречу безбрежная синь Аравийского моря. Еще несколько минут езды — и волны, кажется, захлестнут прибрежное шоссе. Вот и закончилось наше путешествие, начавшееся так далеко отсюда. в предгорьях суровых Гималаев. Е. ВОЛКОВ. Цели — Мадрас — Бомбей.