А. МАРЕСЬЕВ, Герой Советского Союза Когда мы узнаем о новом выдающемся спортивном достижении, то часто говорим: «Рекордсмен совершил спортивный подвиг». Слова «рекорд» и «подвиг» по праву стоят здесь рядом. При современном уровне развития спорта, чтобы показать наивысший результат, требуется не только мастерство, трудолюбие и решимость. Огромная воля, несокрушимое самообладание, высокая дисциплина духа и смелость — спутники современных рекордов. Чуть ли не первое место среди рекордов занимают рекорды скорости. В стремительном движении вперед, в высоких скоростях — романтика и главная притягательная сила спорта. В наш век, век моторов, век бурного развития науки и техники, особое положение занимают рекорды в технических видах спорта. Мне в жизни довелось летать на самолетах, водить автомобиль и моторное судно. И везде — «на земле, в небесах и на море» — меня охватывало радостное чувство ощущения высокой скорости, чувство, покоряющее миллионы. Рекорд, установленный летчиком, автоспортсменом, водномоторником, — это •оля и отвага, помноженные на скорость машины. Большой труд, талант и большие знания нужны сегодня, чтобы постичь искусство управления машиной, а последние годы советские водобладающей огромной скоростью. номоторники сделали большой шаг Люди, поставившие перед собой цель вперед. Созданы современные перекрыть существующие высшие поконструкции спортивных судов. Значитолки в технических видах спорта, не тельно возросло <мастерство гонщиков. только расширяют границы человечеИз года в год растут скорости спорских возможностей, но и обогащают нативных судов. В (некоторых классах скуши знания в области техники. Каждый теров <ОИ и СА) и натерев (К-01) мы новый рекорд скорости, дальности, приблизились к высшим международпродолжительности — это и новый шаг ным достижениям. Все это ставит в пов изучении возможностей, заложенных вестку дня вопрос о завоевании совет• двигателе, и дальнейшее совершенстскими спортсменами мировых рекордов вование конструкции машин. скорости на воде. Рекорд как зеркало отражает неутовсе суда 'нашей классификации соотмимое движение вперед конструкторветствуют классификации УИМ — Межской мысли. Наша Родина по праву гордународного союза водно-моторного дится достижениями советских космоспорта. Отличие состоит лишь а том, навтов. В таблице мировых космических что для наших катеров К-02 предельный рекордов по орбитальным полетам все объем цилиндров двигателя принят графы поочередно заполняли советские 1360 см 3 вместо 1300 см 3 по УИМ. Кроспортсмены — покорители космоса. ме того, наши правила допускают больВыдающимися мировыми достиженияший 'объем форсировочных работ для ми прославили нашу страну летчики двигателей мотолодок и катеров, то есть Г. Мосолов, И. Сухомлин и другие. Ни дают спортсмену большую свободу для одно государство в мире не может проявления технического творчества. сравниться с нами по числу авиационв СССР регистрируются следующие ных рекордов. виды рекордов: на 1км — д ля всех Замечательны успехи и автомобиликлассов судов, на 10 км — для судов с стов: Э. Лореит и И. Тихомиров ежегодподвесными мотюрами, на 50 км — для но обновляют высшие международные судов со стационарными двигателями. достижения скорости. Только в водноНа 10 и 50 км рекорды могут быть моторном спорте мы пока не можем установлены как на кольцевых трассах назвать мировых рекордсменов. протяженностью 2 или 2,5 км, так и на За последние годы результаты гонщикилометровых. Рекорды регистрируются ков-водномоторников поднялись. В оти * ходе соревнований ие специальных дельных классах судов всесоюзные резвездах на их побитие. корды вплотную приблизились к мироМеждународный союз вод'но-'моторновым. И сейчас, когда III Всесоюзная го спорта региотрурует значительно спартакиада по техническим видам спорбольше рекордов. та день ото дня набирает темпы, много1. На скорость. Заезды 'проводятся на численная армия любителей спорта и1км , 1 морскую милю (1,852 км) или техники ожидает от наших скутеристов, 1 статутную милю (1,609 км). Эти рекорводителей мотолодок и катеров успешды обозначаются «V». ного штурма мировых рекордов. 2. Рекорды «фонд» (обозначаютсяОт всесоюзных к мировым«F»). Для судов с подвесными моторами на дистанцию 12 морских миль (22,224 км) и со стационарными двигателями—на 24 морских мили (44,448 км). Трасса 'кольцевая, протяженностью по периметру не более 3 морских миль (5,556 км); допускается использование трассы для рекордов V. 3. На время. Для судов с подвесными моторами на 1; 2; 4; 6 часов и для всех других ппипов и классов судов — на 1; 3; 6; 9; 12 часов; протяженность трассы по периметру — н е более 12 морских миль. 4. Рекорды в соревнованиях. Регистрируются только а официальных соревнованиях УИМ, причем число стартовавших судов должно быть не менее четырех. Дистанции 5; 10; 15 статутных миль (8,0465 км, 16,093 км, 24,1395 км) при трассе протяженностью от 1 до 2,5 мили (от 1,609 до 4,023 км) для всех классов судов. Каков же на сегодня уровень высших достижений < водно-моторном спорте ув нас и за рубежом? Скутера СИ (175 см 3 ) пользуются среди наших спортсменов наибольшей популярностью. Они оснащены моторами «Дельфин RM-175», которые выпускаются народным предприятием IWL («Индустриверке Людвигсфельде») а ГДР. Рекорды в этом классе, надолго замершие было на уровне 1952 г., с 1958-— 1959 гг. начали бурно расти. Спортсмены многих городов —. Москвы, Ленинграда, Тулы, Тарту, Таллина, Херсона, Каунаса, Николаева—внесли свой вклад в развитие этого класса скутеров. С 1959 по 1963 г. 14 раз улучшался рекорд не километровой дистанции. В минувшем сезоне московский мастер спорта В. Roll аснимке - рекордный заезд. Фото В. Бровко.З8 чергин достиг 99,027 км/час, что лишь на 3,8 км/час нижемировогорекорда (102,78 км/час) шведского гонщика Г. Ф алея . Принадлежащий мастеру спорта А. Шлапикасу (Каунас) рекорд на 10 км — 78,947 км/час — достаточно высок, н о уступает мировомудостижению спортсменки из ФРГ 3. Кнуббен (90,58 км/час). О традно , что группа, из 8—10 советских .гонщиков показывает сейчас ре ­ зультаты, п ревышающие 85 км/час на 1 'км и 70 км/час на 10 км . О т этих спортсменовужевпериод Ml Всесоюзной спартакиадыпо техническим видам спорта можно ожидать превышения скорости 100 км / ч ас на дистанции 1кми 90 км/час на 10 км . Рекордные достижения 'растут ивклассескутеров СИ (250 см3 ) , н есмотря на малоеколичествомоторов . Всесоюзн оедостижение на 1 км принадлежит москвичу мастеруспорта Л. Грацианову и равно 110,917 км/час (против 126,56 км / ч асшведа Г. Ф алея ) , а на 10 км — е гоземлякумастеру спорта Е. Ваваеву. О норавно 87,469 км/час, что всегона5км / ч ас уступает мировомуре ­ к орду В. Ш римпфаиз ФРГ (92,08 км/час). •Надо надеяться , что скутера класса СА станут столь же популярны, к аки СИ, так как предприятиеIwL выпустил овпродажу новый гоночный мотор этого класса 'Мощностью 39 л . с. Пока что оченьмалоу iwac моторовдляскутеров СВ (350 см3 ) и СС (500 ом3 ) . О днакоблагодаря тому, ч тоони наход ятсяу подготовленных, опытных спортс ­ м енов , р екорды СССР в этих классах также растут. Р екорд СССР на 1кмвклассе СВ принадлежитмастеруспор ­ та В. Ж ирову (Москва) и равен 112, 149 км/час (против 131,94 км/час финна С. Ф агерстрдма ) , а на 10 км — л е ­ нинградцу мастеруспорта Э. Индрицан у — 87,188 км/час (против 111,14 км/час спортсменаиз ФРГ Д. Хельвига). Р екордыв (классе СС -—111,454 км/час на 1кммастераспорта В. Эаяц (Волгоград) и 88,192 км/час на 10 кммастераспорта А. Д обрынина (Москва) пока зам етно уступают мировым доотижвнмям финского 'спортсмена С. Ф агерстрёма (149,41 км/час 'на 1км ) и известного конструктора подвесных моторов из ФРГ Р. Гётце (109,27 км/час на дистанции «фонд»). З а ' п оследнеевремянаметились сдвиги ив классах мотолодок МИ (175 см3 ) и МА (250 см3 ) . На мотолодках МИ ре ­ к ордамипока ч.то монопольно «влад еют » тонщики Литовской ССР — к аунас ­ ский спортсмен С. Купрявичус (1 км — 43,031 км/час) и егодочь Ю. Купрявичуте (10 км — 42,303 км/час). Эти достижения уступают мировым рекордам шведа Г. Ф алея (54,96 км/час) и гонщика из ГДР Ф. Вале (50,93 км/час). С овнархоз РСФСР запланировал на 1964—1965 гг. выпуск новогоподвесногомотора «Ветерок». С появлениемего , видимо, следует ожидать роста рекорд ­ ных скоростейвклассемотолодок МИ. Н аиболеемассовым является класс мотолодок МА, 'оснащенных моторами «Москва». З аметных успехов добилась здесь группа гонщиков во главе с 2. «За рулем» J * 7.Заводы спортивного судостроения «Дзинтарс», К раснодарскогосовнархоза , О собоследует остановиться на достиленинградский заводспортивногосудо ­ ж енияхагруппекатеров . Р екорд на строения ДОСААФ и ленинградская 1кмв классе К-01 с 1956 г. в ырос верфь Спортсудостроитель в состояпочти в два раза . М астер спорта Э. Иннии обеспечитьспортсменоввполнесо ­ д рицан (Ленинград) с умел поднять еговременнымисудами . Нужно лишь поза ­ д о 67,290 км/час, что всего на 3 км/час ботиться оразработкепроектовре ­ н ижемировогорекордаспортсмена из кордно-гоночных судов. С ледуетболее ГДР К. Клара (70,46 км/час). Р екорд на глубоко изучить опыт, н акопленныйв 50 км , п ринадлежащиймастерамспорта ГДР, Италии, Австрии, Швеции, США. А. Васильеву и Э. Индрицану (ЛенинН аибольшее отставание у нас наблю ­ г рад ) , — 44,624 км/час значительно нид аетсявсозданиидвижителей —- г реб ­ ж е мирового рекорда «фонд» спортсменым 'ВИНТОВ для гоночных судов . До. сих на В. Рексе из ГДР (65,09 км/час). п орнеосвоеныполупогруженные вин'Катера класса К-01 перспективны в ты типа «Радиче» (Италия) и «Мичиган» связи свозможностьюширокогоприме ­ (США), д ающие существенный выигрыш нения на них двигателейавтомобиляв скорости. «Запорожец», Спортивная .общественность снетер ­ Н аиболеераспространенысейчас кап ениемждет 'решения этих вопросов от тара, К-02. Они серийно изготовляются Федерации водно-моторного спорта судоверфью Краснодарского совнархоза и Ленинградским заводом ДОСААФ. СССР, с овнархозовизаводов . Р екорд н/а 1кмпринадлежит мастеру Ю. МАНЖОС, спорта К. Ш ирокову (Москва) и равен 69,431 км/час (против мировогорекорда судья всесоюзной категории. итальянца Ф . Джильберти—94,04 км/час), а рекорд на 50 км — экипажу в составе мастеровспорта А. Ф уксаи К. СтепаноЛенинград. ' • нова (Ленинград) — ВСЕСОЮЗНЫЕ И МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ (в км/час) 61,860 км/час (рекорд мира неизвестен). Мировые Большие перспективы Всесоюзные Класс для развития имеют ка10 км1 км судов тера К-02 (с двигателем автомобиля «Волга») и 90.58 102,78 78.947 99.027 СИ (175 смЗ) К-01, о днако эти классы 92.08 126,56 87.469 110.917 СА (250 смЗ) 111,14 еще не включались в 131.940 87,188 СВ (350 смЗ) 112,149 109,27 149.410 88,192 СС (500 смЭ) 111,454 программу первенства 50,93 54.960 42.303 МИ (175 смЗ) 43.031 СССР. Р екордыв клас62,55 65.950 52,386 МА (250 смЭ 57.554 се К-3 значительно вы95,59* 147,55 82,815» ГА (250 кг) 98.901 росли за последние го65.09* 70.460 44.624» К-01 900 смЗ 67.290 ды , н о они ещенамно ­ нет 94.040 61,860» К-02 1360 смЗ 69.431 го уступают междунасведений 72,84* 105,270 родным . Р екорд на 1км 64.189» К-3 4500 смЗ 73.717 ленинградского мастера спорта А. Б ехтеревара ­ * Р екордына 50 км .Ю. Лиллом (Эстония) и Л. О золиньшем (Латвия). Правда, установленные ими ре ­ к орды СССР на дистанции 1км — 57,554 км/час и 10 км — 5 2 , 3 86 км/час пока существенно уступают мировым достижениям итальянца Г. Керена (65,95 км/час на 1кми 62,55 км/час — «фонд»), « о можно надеяться, ч то конструкторы Ржевскогозавода , куда пе ­ р еданопроизводствомотора «Москва», с овместнос 'гонщиками приложатвближайшие годы все усилия, чтобы превзойти рекорды мира. Суда состационарнымидвигателями — глиссеры и катера — н аиболее « м оло ­ дые» а отечественном водно-моторном спорте . Они стали развиваться с 19581959 гг., к огда появились автомобильные двигатели, п ригодныедля установки на такие суда. В классеглиссеров (ГА) в о ­ р онежскиймастер спорта В. Слинков 1 километр прошел со скоростью 98,901 км/час, а 50 км — с оскоростью 82/815 км/час. Эти рекордыеще отстают от мировых (V—147,55 км/час итальянца Ф. Д жильбертииF — 95,59 км/час X. Пробста из ГДР), но показательно , что за 3—4 года всесоюзныедостижения выр ослиболеечемв полтора раза . Судить обуровнерекордоввдругом классе глиссеров — Г В — е щеслишкомрано , ибо тольков 1963 г. они впервые были включены впрограммусоревнований .вен 73,717 км/час (против 105,27 км/час французаСоймала ) , а на 50 км — л енин ­ градских мастеровспорта Н. Михеева и В. Ф иларетова -г- 64,189 км/час ( р е ­ к орд « ф онд » - — 7 2 , 8 4 км/час принадле ­ жит французскомуспортсменуБабола ) . Какие жевыводыможно сделать о возможности превышения мировых рек ордовспортсменами СССР вближай ­ шем будущем? Всесоюзные рекорды на 1кми типа « ф онд » в классах скутеров СИ, СА икатеров К-01 уже вплотную приблизи ­ лись кмировыми находятся асфере достигаемости советских гонщиков. Е щевбольшей степени это относится к не рассмотренным здесь рекордам «на еремя » , к оторыене входят вноменкла ­ туру регистрируемыхвсесоюзных рек ордов . Если Федерацияводно - м оторно ­ го спорта .расширит переченьрекордов , тогда перед нашими водномоторниками откроются ещебольшиевозможностидля штурма мировых достижений. Д олжны быть также приняты мерыдляускорения выпуска мотора «Ветерок», с озданиямоторов «Москва» в спортивном варианте, а также конструир ования двигателя рабочим объемом 500 см3мощностью 25—30 л . с.9