n WP^TWK-l« WРешает инициативау спех спартакиады зависит от мно** гих условий, и в первую очередь от организаторской работы комитетов ДОСААФ и клубов. В союзных республик ах особенно велика роль республиканс ких спортивных автомотоклубов, призванных стать центрами по организации соревнований спартакиады, пропаганде автомотоспорта, созданию необходимой материальной базы. За последнее время в Средней Азии заметных успехов в спортивной работе добился коллектив Узбекского республиканского автомотоклуба. Когда ознакомишься с его деятельностью, становится ясной причина:здесь создана творческая обстановка, работник и клуба проявляют инициативу, широко привлекают актив из организаций ДОСААФ, умело пропагандируют автомотоспорт, популяризируют чемпионов, рас тущих спортсменов. В клубе на отлично сделанных стендах можно увидеть портреты победителей недавних соревнований и тех. кто завоевал почетное звание мастера спорта. Эти стенды изготовлены руками членов клуба и, конечно, н а общественных началах. Привязанность молодежи к клубу воспитывается и творческим отношением к делу самих работников клуба. Вот тренер по автоспорту Шамиль Муслимов. «Думающий, способный человек, хорош ий специалист», — т ак оценивает его деловые качества начальник клуба Идаят Мамедович Алиев. Он не только растит автомобилистов, не только готовит ихк соревнованиям. Много труда вложил Муслимов ив создание техники . Он ру ­ ководит постройкой картов, спортивных и гоночных автомобилей. Конструкторс кую работу тренер ведет нев одиночку, а вместе с другими энтузиастами автоспорта. Хорошо отзываются о главном тренере республиканского клуба мастере спорта Дмитрие Андриади и его помощниках. При разработке обширного календаря соревнований упор был сделан на то, чтобы пробудить интерес к автомотоспорту по всей республике. Так, состязания по картингу проводились вТашкен ­ те, двухдневные ралли стартовали и финишировали в Фергане, мотоциклисты вели борьбу на трассах Алмалыка и Чирчика. О некоторых соревнованиях стоит рассказать подробнее. Вначале — о нартах. Несмотря на то что гоночные микроавтомобили появились в республике недавно, интерес к ним очень велик. Правильно поступил клуб, организовав гонкикартин ­ гистов на территории центрального стадиона «Пахтакор». Теперь желающих заняться картингом в столице Узбекистана — тысячи. В этом году предстоят массовые соревнования по картингу , и работники клуба помогают строить автомобили. тренироваться спортсменам ряда организаций ДОСААФ. Республиканский клуб многое сделал для того, чтобы в Узбекистане получили развитие авторалли. Почти пятьдесят спортсменов участвовало в весеннем ралли. В личном и командном зачете победили спортсмены автокомбината № 1 . У спехих закономерен. Здесь за редким исключением все водители — спортсмены. Руководство, партийная и профсоюзная организации помогают развитию автомобильного спорта. П о программе спартакиады на автокомбинате проведено первенство по фигурному вождению; 2 7 человек выполнили разрядные нормы. В республике успешно идут личнокомандные соревнования на ГАЗ-51 по двоеборью. По всему Узбекистану проходят соревнования мотоциклистов, посвященные спартакиаде. Республиканский клуб стремится к тому, чтобы спартакиадой были охвачены не только досаафовцы, но и армейские и профсоюзные спортсмены из общества «Мехнат». К ак правило, н а крупные соревнования в Узбекистане приглашают гостей из спех спартакиады, девиз которой — массовость и мастерство, решается сейчас, к огда на старты выходят спортсмены низовых коллективов. С реди столичных мотосекций , у спеш ­ но вступивших в первый спартакиадный год, п режде всего можно назвать кол ­ лектив мотоциклистов Института атом ­ ной энергии имени И . В. Курчатова. Основа их полнокровной, насыщенной спортивными событиями жизни — в энтуз иазме , в умении увлеченно бороться, на трассе и увлеченно трудиться зара ­ б очим верстаком. Прочно вошла спар-,!Уный клуб ЦСКА передал досаафовцам института старые кроссовые машины — два ИЖ - 5 7и один К-125С. К тому вре ­ м ени С. Якупов, прессовщик экспери ­ м ентальною цеха, и А. Кугаевский, начальник этого же цеха, переделали в спортивный еще один, дорожный мо ­ тоцикл. Так и зародился в Институте атомной энергии мотоциклетный спорт. Было это в 1960 году. А сейчас? С членами мотосекции института мы встретились в один из субботних вечеров на квартире у Александра Арефье ­ ва. Это старший научный сотрудник ин -КУРЧАТОВЦЫтакиада вжизнь спортсменов института, наметила перед ними новые рубежи . Когда говоришь об академике И. В. Курчатове или об институте атом ­ ной энергии, н осящемего имя, невольно перед глазами возникают величественный силуэт атомного ледокола име ­ ни В. И. Ленина, атомные электростанции... Н о вот имя крупнейшего физика стало появляться в спортивной печати. Многие любители спорта, очевидно, знают отом , что впрошлом году роди ­ лось ещеодно соревнование — м ото ­ циклетный кросс памяти Игоря Васильевича Курчатова. Инициаторы этого кросса — мотоциклисты Института атом ­ ной энергии. В озможен вопрос: а почемумотоцик ­ летный кросс назван именем Курчатова? Д еловтом , что своим рождением спортивная секция мотоциклистов ин ­ ститута обязана именно академику Курчатову. Выдающийся физик, р уко ­ водитель крупнейшего атомного центра нашел время для того, чтобы помочь спортсменам. П оего просьбе етюртмвститута, человек, сочетающий в себе и физика и лирика. Что это действительно так, нетрудно убедиться, посмотрев снятые им фильмы. Фильмы омотоцик ­ листах института. Киноленты Арефьева — к аждаями ­ нут на двадцать — демонстрировались в институтской библиотеке, в зале Дома культуры. О днаиз них — о кроссе имени Курчатова — отмечена первой премией на конкурсе любительских спортивных фильмов. На небольшом квадрате экрана один за другим сменяются кадры. О ни вызывают то веселье («Гусев, наш мудрец , метлой размахивает, убирает гараж!»), то сосредоточенное внимание («Трасса тяжелая, заносит мотоциклы»). Словом, если говорить языком кинорецензента, контакт со зрителем полнейший. ...Из ворот института, закончив сме ­ ну, выезжают мотоциклисты. Ч ерезраз ­ росшийся лесопарк, по живописному берегу Москвы-реки они держат путь на тренировочную трассу в районе Татарова. Тренировками руководит перворазрядник А. Кугаевский. Часто бывают здесь и мастера спорта армейцы А. Олейников, Б. Ю дин . О нипомогаютмолодым спортсменам чем только мо -ЖВШЯНгавйШЗЗДО^^д ругих республик. В Ташкенте было проведено первенство Средней Азии и Казахстана по мотоциклетному кроссу. Участвовали в нем и гости из Москвы — чемпион СССР В. Лаврентьев и экс-чемпион страны Ю. Агеев. После состязаний московские мастера много беседовали с товарищами из среднеазиатских республик, делились опытом тренировок. Несомненно, т акие контакты положительно скажутсяна подготовке местных спортсменов. Тренеры республиканского клуба ДОСААФ и лучшие спортсмены разъехались по первичным организациям Общества для оказания методической помощи молодым спортсменам. Появились в Узбекистане и любители мотобола. У же проведены три встречи. Это были, п о существу, учебно-тренировочные занятия, но и они вызвали у зрителей большой интерес. Могут спросить: откуда берутся средства на все оастущее число спортивных мероприятий? Эти средства клуб получает от хозрасчетной подготовки шоферов второго и первого классов, от проведения платных соревнований. В прошлом году 15 тысяч рублей дали клубу мастерские по ремонту автомобилей. Все эти деньги пошли на оснащение клуба. Недавно он приобрел «Москвич-403», ГАЗ-51 А, 7 спортивных мотоциклов. 5 мотоциклов для мотобола. Сейчас вся спортивная работа ведется на принципе самоокупаемости. Хорошая, постоянная пропаганда помогает добиться новых успехов в развитии автомотоспорта в республике без затраты государственных средств. — Все решает иницатива, — говорит И. Алиев. Соревнования по программе споотакиаы. умело проведенные в Узбекской СР, целиком подтверждают этот вывод. М. ЛЬВОВ, н аш спец. корр.ёг. Ташкент.4