соМонотонный стук капель по окнам да сырой пронизывающий ветер — первые зимние «вестовые». Многим автолюбителям они сообщают о том, что придется Йовольно надолго проститься с рулем. равильная консервация автомобиля, защита его от коррозии, которая особенно коварна именно в этот период,— предпосылки того, что он будет ив дальнейшем служить верой и правдой. В первую очередь это относится, конечно, к двигателю. Не случайно эта тема интересует многих автолюбителей, в том числе и тех, кто принял участие в нашей заочной читательской конференции. О том, к ак предотвратить болезнь сердца автомобиля, рассказывает на сегодняшнем заседании «Клуба» преподаватель Московского автомобильно-дорожного института 3 . В. РОЗЕН. становлено, что при длительном хранении у двигателей подвергаютсяШ Укоррозионным поражениям зеркальная поверхность цилиндров, поршневые пальцы, внутренняя поверхность карте ­ ра, маслоприемник, масляный насос, маслопроводы. Коррозия приводит к тому, что износы цилиндров после хранения в 1,5—2 раза больше, чем у автомобилей, находившихся в непрерывной эксплуатации. М ежду тем зеркальная поверхность цилиндров и поршневые кольца определяют межремонтный срок службы всего двигателя, а вместе с ним и автомобиля. Поэтому, готовя машину кзи ­ ме, необходимо уделить особое внимание этим основным рабочим поверхностям. Чтобы защитить от коррозиизеркало цилиндров, заводские инструкции ре ­ к омендуют залить через отверстия для свечей моторное масло, а затемпро ­ вернуть коленчатый вал. Опыты, однако, показывают, что пленки минеральных масел не препятствуют проникновению агрессивных веществ кповерхности цилиндров. И не случайно даже самое пунктуальное выполнение этой рекомендации не спасает от кор ­ розии. Д елов том, что при перерывах в эксплуатации автомобиля поверхность цилиндра подвергается атмосферному воздействию, воздействию остаточных продуктов сгорания топлива и продуктов окисления смазочного масла. В продуктах же сгорания есть водяные пары и остаточные газы, с одержащие серный ангидрид (БОз), сернистый газ ( S 02 ) , углекислый газ ( С 02 ) , окись углерода ( С О ) , водород ( Н 2 ) и кислород ( 0 2 ) . Пары, соединяясь с ними, образуют серную, сернистую, угольную, а также муравьиную и щавелевую кислоты. Из них наиболее вредна для двигателя серная кислота, которая образуется при наличии в продуктах сгорания серного ангидрида ( S 03 ) и паров воды. Исследованиями, проведенными на автомобильном карбюраторном двигателе, установлено, что образование серного ангидрида в цилиндрах термодина -У автомобилей «Волга», выпущенных в 1957—1958 годах (и отчасти в 1959 году), — централизованная система смазки передней подвески и рулевого управления. С тех пор прошло немало времени — поизносились шарнирные соединения передней подвески и рулевых тяг, шкворни,.втулки маятникового рычага и другие детали. Их надо заменять. Многие автолюбители спрашивают, к ак переделать систему централизованной смазки на шприцевую, которой оборудованы автомобили более поздних выпусков. Мы попросили ответить на этот вопрос ведущего конструктора Горьковского автозавода А. М. НЕВЗОРОВА. ЩШ огда завод расставался с централи•.• зованной смазкой «Волги», в озмож ­ ность замены одной системы другой была предусмотрена. Это несложная работа, доступная любой мастерской идаже самому владельцу автомобиля. Для переделки или замены рулевые тяги нужно снять. П режде всего следует расшплинтовать и отвернуть на несколько оборотов гайки конусных соединений шаровых пальцев на головках сошки,маятникового рычага и поворотных рычагов колес. Полностью свинчивать гайкиооSо,не нужно : при выколачивании пальца резьба на егоконцеможет быть по ­ вреждена.Специальный съемник поможет разъединить шаровой палец с головкой рычага. М ожнотакже ударять по боковой поверхности головки при подставленном с противоположной стороны упоре. Н о ни вкоем случае не выколачивайте палец ударом по его выступающему кон ­ цу. Результата это не даст, а резьба будет испорчена. С о снятых рулевых тяг нужно отвернуть трубки и шланги (если это не было сделано заранее). Д алее разберите шарниры и промойте детали вкероси ­ не или бензине. Разбирая шарнир тяги, з ажимаютв тиски его гайку сухаря и отвертывают сухарь. Предварительно, к о ­ нечно, следует сточить керновку на головке тяги, с лужащую для стопореиия гайки. Надевать при этом на тягу трубу, чтобы удлинить плечо рычага, не ре ­ комендуется: м ожно погнуть тягу. В головках поперечной тяги сверлят отверстия и нарезают для пресс-масленок конусную резьбу «a» Ve-27 или М6ХТормоза — одна из систем автомобиля, которая заботит водителя постоянно. Ведь от ее состояния прежде всего зависит безопасность движения. На последних моделях «Москвича» (403 и 408) фрикционные накладки не приклепывают к тормозным колодкам, к ак это было раньше, а приклеивают. Автолюбитель А. Ратц из г. Арзамаса Горьковской области и многие другие в письмах, которые они направляют в редакцию и на Московский завод малолитражных автомобилей, просят подробнее рассказать о технологии этого процесса, о том, к ак заменить накладки. Мы предоставляем слово ведущему конструктору МЗМА инженеру В. Н. ТА-п и некому.рикционные накладки тормозных механизмов «Москвичей» 403 и 408 делают из асбокаучуковой массы. К ко ­ лодкам их приклеивают специальным высокотемпературным клеем ВСИОТ (раствор синтетических смол в органических растворителях). В процессе эксплуатации автомобиля СОФприходится заменять фрикционные накладки новыми. Д ля этого прежде всего надо снять с колодки до голого ме ­ талла старую накладку, сохраняя гео ­ метрическую форму колодки. Д елают это наждачным точилом или напильник ом . Затем колодку обезжиривают, промывая в ацетоне или уайт-спирите, и просушивают. Хранить подготовленную таким образом колодку до нанесения клея можно не более 30 минут. С внутренней стороны новой фрикционной накладки наждачным камнем , напильником или наждачной шкуркой снимают глянцевый слой. И здесь так же , как это было с колодкой, надо обязательно сохранить правильность геометрической формы поверхности накладки, не допуская отдельных неровностей, гранености и других дефектов. На подготовленные и обдутые сухим сжатым воздухом поверхности колодкии накладки равномерным слоем наносят клей ВС-10Т из расчета 2грамма наповерхность колодки и столько же на накладку. З атеми ту идругую сушат в течение 30 минут на воздухе при тем ­ пературе не ниже 15 градусов. Следует иметь в виду, что к подготовленным для склеивания поверхностям колодки и накладки нельзя прика ­ саться руками. Иначе соединение может получиться недостаточно прочным.Рис. 1