ЗАДНИЙ МОСТ -НОВАЯКОНСТРУКЦИЯГАЗ-53АНа Горьковском автомобильном заводе идет с конвейера новый автомобиль ГАЗ-53А. Об этой модели и ее модификациях нашим читателям рассказал главный конструктор завода А. Просвирнин («За рулем» № 7, 1966 г.). А ведущие конструкторы П. Сыркин и В. Жадаев выступили со статьей о двигателе ГАЗ-53 («За рулем» № 8, 1966 г.). В заключение мы знакомим читателей с конструкцией заднего моста новой машины. В автомобилестроении известно три схемы размещения силового агрегата у легковых машин. В последнее время классической схеме (двигатель расположен спереди и через карданный вал передает крутящий момент на задние, ведущие колеса) пришлось «потесниться». Появилось немало моделей с задним расположением двигателя и задними ведущими колесами и даже переднеприводные. На грузовиках классическая схема пока прочно удерживает позиции. У нового советского автомобиля ГАЗ-53А, как иу его собратьев, задний мост — ведущий. Он состоит из обязательных основных узлов — картера, главной передачи, дифференциала, полуосей и ступиц. Картер заднего моста — неразъемный, из двух штампованных кожухов толщиной 9,5 мм, сваренных продольными швами. Этот картер легче, чем у ГАЗ51 А. Прямоугольное сечение его по сравнению с круглым сечением разъемного моста при одинаковой площади выдерживает значительно большие нагрузки, а следовательно, позволяет снизить вес детали. В разъемном же мосту внутренние концы кожухов полуосей обрабатываются под запрессовку в картер или крышку картера; оставшийся на остальной части кожуха припуск на механическую обработку не снимается, а это — большой расход металла и увеличение веса узла. Кроме того, обработка кожуха полуоси снижает его прочность. Штампованный картер свободен от этих недостатков. Допуск на толщину листа, из которого изготовляется штампованный картер, в полтора раза точнее, чем допуск на толщину стенки трубы кожуха круглого сечения. Для штампованных картеров цапфы изготовляют отдельно и приваривают. Такая конструкция позволяет применить различные материалы. Картер обычно штампуют из простой углеродистой стали, а фланец, более напряженную деталь, — из более прочной стали. Картер заднего моста автомобиля ГАЗ-53А делают из листовой стали 12ГС, которая хорошо штампуется, а для цапф используют сталь ЗОХ. Подшипники и зацепление шестерен заднего моста ГАЗ-53А регулируются. Эксплуатационникам эти регулировки не доставят много хлопот, так как делать их приходится редко. Зато трудоемкость производства снизилась значительно. Ведь в мосту ГАЗ-51 допуск на монтажное расстояние ведомой шестерни главной пары составляет всего 0,05 мм, а у ГАЗ-53А — 0,4 мм. Кроме того, новое конструктивное решение позволило снизить относительный вес заднего моста на 37 процентов. Что это означает? Вес заднего моста ГАЗ-51 А (в комплекте без тормозов и ступиц) равен 150 кг, а у ГАЗ-53А в такой же комплектности — 162,6 кг. Нагрузка, приходящаяся на задний мост ГАЗ-51 А, равна 3750 кг, а на задний мост ГАЗ-53А — 5590 кг. Если взять отношение веса моста к нагрузке, которую он воспринимает, то для ГАЗ-51 А получится 0,04, а для ГАЗ53А — 0,029. Штампованный картер упростил монтаж и демонтаж узла. Главную передачу и дифференциал собирают в отдельный редуктор ив т«ком виде вставляют в картер. Его можно снять с автомобиля, не отсоединяя заднего моста. Д о выпуска автомобилей ГАЗ-53А на горьковских грузовиках применялись только спирально-конические шестерни главной передачи. У них по сравнению с коническими прямозубыми одновременно находится в зацеплении большее количество зубьев. Это обеспечивает более плавную и бесшумную работу, а также уменьшает динамические нагрузки на зуб. Применение спирально-конических шестерен в то время было закономерным. За последние годы стали широко применять гипоидные передачи. Они значительно долговечнее. У них ось ведущей шестерни смещена относительно оси ведомой. Поэтому на поверхности зубьев появляется значительное скольжение, и оно тем больше, чем больше смещение. Гипоидная передача требует специального масла, обладающего противозадирными и протигонаплывными свойствами. В задний мост автомобиля ГАЗ53А заливается только гипоидное масло ТС-14,5 Хлор ЭФ40. Заменять или смешивать его с другим маслом недопустимо, так как в этом случае неизбежно преждевременно выйдут из строя шестерни главной передачи. Для ГАЗ-53А не подходит гипоидное масло, предназначенное для легковых автомобилей и рассчитанное главным образом на скоростные режимы работы. У грузовиков смазка должна отвечать требованиям силовых режимов, то есть большим удельным нагрузкам на зубья. Передаточное отношение шестерен Главной передачи ГАЗ-53А 6,83 (41 : 6). На заводе их подбирают по шуму и контакту в зацеплении. Поэтому, если необходимо заменить одну из шестерен, меняют и вторую, спаренную с ней. При больших нагрузках на задний мост ведущая шестерня отжимает ведомую и нарушается правильное зацепление. С целью ограничить отход шестерни, в картере редуктора установлен упор. В горловине картера с правой стороны имеется резьбовое отверстие, к о ­ торое закрыто пробкой. В него заливают масло, оно же является контрольным. Расположенное в зоне зацепления шестерен главной передачи, это отверстие используют как люк для осмотра зубьев ведущей шестерни без разборки моста.Дифференциал, полуоси и ступицы новой машины практически ничем не отличаются от тех же узлов автомобилей ГАЗ прежних выпусков. С их конструкцией читатели журнала «За рулем» уже знакомы по описанию автомобиля ГАЗ53Ф.