Поздравляем восхождением вершину Эльбруса на мотоцикле. Ваш мужественный подвиг будет иметь большое значение в суровой борьбе человека за покорение горных вершин. Академик ФЕДОРОВ Примите искренние поздравления от Эльбруссной экспедиции ЛГУ . Ваше героическое мотоциклетное восхождение на Эльбрус, помимо рекордного значения, открывает возможность транспортного обеспечения научной работы в высокогорье. Доктор физ.-мат. н аукпрофессор РОДИОНОВ Такой рекорд невозможно побить! Поздравляем выдающимся достижением! Впервые покорена вершина Эльбруса на мотоцикле! З аслуженныемастера спорта СЕВАСТЬЯНОВ, СОКОЛОВ. ПЫЛАЕВ, КУЛАКОВУ всех этих телеграмм один адрес — «Нальчик, А лексею Берберашвили». Свыше ста поздравлений получил этот человек, сумевший спомощью мотоцикла подняться на высочайшую вершину Кавказа (см. «За рулем» № 10 за этот год). Недавно инженер , мастер спорта Алексей Павлович Берберашвили приез ­ ж алвМосквуи был гостем нашей редакции. М ы попросили его рассказать об этом необычном восхождении. Н афото : Алексей Берб ерашвили . Один из моментов штурма Эльбруса.С «Эльбрусом» на ЭльбрусВы, наверное, слышали шуточную туристскую песенку: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Но, право же , когда я впервые поднялся пешком к Приюту одиннадцати, эти слова мне не показались просто шуткой . Мы так устали, что даже изумительные картины Кавказа не радовали нас. А какже геологи, спасатели, связисты, — подумал я. Для них горы — рабочая площадка. Как же они по многу раз взбираются с тяжелыми рюкзаками? И почему бы не попробовать въехать сюда? Позже в Высокогорном геофизическом институте (ВГИ), куда я перешел на работу, директор института профессор Г. Сулаквелидзе показал мне различные самовытаскиватели, цепные устройства и другие приспособления для горного транспорта. Оказывается, у же не раз пытались покорить Эльбрус на колесах. Запускали наверх итанкетку , и автомобили, но они высоко не поднимались. Теперь предстояло испробовать мотоцикл. Долго рассказывать о том, к ак мы во главе с заслуженным тренером СССР альпинистом X. Залихановым (он был заместителем директора ВГИ) готовили восхождение. Два года отвоевывали у вершины один плацдарм за другим. Два года конструировали высокогорный мотоцикл. Мы назвали его «Эльбрус-!». Он сделан на базе послевоенного М-1Е. Старые мотоциклисты должны помнить эту модель. Двигатель форсирован нами до 9 сил и рассчитан на переменную — от 8 до 18 —степень сжатия. Мотоцикл снабжен устройствами для автоматического отключения зажиганияи регулировки качества смеси. Все рычаги управления перенесены на руль. Установили легкосъемные лыжи, два бензобака — для бензина Б-70 и спиртовой смеси, п окрышки зашиповали. Много позже, после нашего восхождения, я читал сообщения зарубежных агентств о том, что Берберашвили довел дело до конца, несмотря на двадцатидвухградусный мороз, сильный ветер и густые облака. Все это так. Но непогода нами вовсе не планировалась. Мы поднимались к «стартовой площадке» — Приюту одиннадцати, и над нами было теплое голубое небо. Но поди знай, что уготовят тебе горы. К ак дирижабль на приколе, всегда стоит у самой вершины Эльбруса облако. Оно-то и разразилось ливнем в ночь перед восхождением. Похолодало, дождь сменился снегом, и закрутила такая метель, к акую увидишь разве зимой, да и то не на Кавказе. Только через два дня стало тише. И тогда наша группа — начальник горноспасательной службы Борис Джа пуев, радист-механик Иван Суима, инженер Александр Гутиев ия — решила двинуться к вершине. Ребята вышли раньше, а я через час, вслед за ними. Дул холодный ветер. Прямо над головой космы серых облаков. Хорошо, что альпинисты снабдили нас на Приюте теплой одеждой и специальной обувью. Начинаю подниматься. Мотор — к ак часы. Мотоцинл послушен, сильно тянет вверх. Обогнал ребят. До скал Пастухова добрался быстро. Стал, чтобы подождать группу, и почувствовал нестерпимую боль в ноге. Глянул и ахнул. Где-то в пути отлетела подошва. Видно, хозяин ботинка пересушил его на костре. А мороз — около двадцати. Что делать? Не спускаться же вниз. Положил ногу на горячий цилиндр, грею. Подошли ребята, двинулись дальше. Ехать стало тяжелее. Лед ноздреватый, весь в ямах, мотоцикл бросает, того и гляди вырвет шипы. Скорее бы добраться до седловины. А тут еще надо останавливаться и отогревать ногу. Хорошо, думаю, нет здесь Кахиани — друга по нашим прежним восхождениям. Он бы лег костьми, но не пустил бы к вершине: «Если облак а — ехать нельзя» — таково его правило. Кахиани можно верить. «Тигр скал», к ак называют его альпинисты, покорял Джомолунгму и другие вершины, а пальцы на ноге потерял здесь, на родном Эльбрусе. Он-то зна_ет его повадки и скверный характер. Холодный туман спрятал вехи, которые поставили ребята. Страшнее всего потерять направление. Снова обгоняю группу. Теперь указателей нет. Сам осторожно выбираю дорогу. Н аконец — седловина. Можно перевести дух. Товарищи сейчас подойдут, и начнется последний, самый трудный этап восхождения. М ы заранее наметили путь: по пологому склону к самой вершине тянется широкая полоса, свободная от трещин . Сейчас ее не видно. ...Шквальный ветер преграждает путь. Я напрягаю все тело, впиваюсь в руль, но двигаться нельзя. Н аш план срывается. На миг солнце разрывает облака, и все мы видим вершину. Совсем рядом. Неужели отступать? Смотрю на товарищей — никто не колеблется. Решаем идти напрямик, атаковать в лоб. Джапуев будет прокладывать трассу, другие страховать. И началось самое трудное. Подъем крутой, мотоцикл выходит из повиновения. Дышать трудно, каждое движ ение вызывает одышку. Последние сотни метров даются невероятным трудом. Неожиданно машину бросает вправо, и я замечаю, что совсем близко край пропасти. Облака прикрывают вершину, и мы не видим, сколько опасностей вокруг. У же рассвело, когда «Эльбрус-1» на полном газу взял последний метр и замер на вершине. Мне показалось, что ударил гром. На самом деле это горное эхо подхватило наше радостное «ура». Ребята бросились качать меня, целуемся от радости. 18 августа 1966 года в9 часов 35 минут мы достигли восточной вершины Эльбруса. Мотоцикл оставили там, в память о первом восхождении. А потом все было уже просто. Радостная встреча внизу, объятия, поздравления. Знаю, что есть итакие , кто рассуждает примерно так: «Ну кому это нужно тащиться на Эльбрус с мотоциклом? Человек решил нашуметь, произвести сенсацию». Что ответить? Вот выписка из официального документа — приказа по институту об итогах испытания: «Мотоцикл «Эльбрус-1» является вполне удовлетворительным видом транспорта для горных условий. Им могут пользоваться с успехом горные спасатели, альпинисты, научные сотрудники, связисты». Вот, собственно, и все. Теперь мы конструируем более мощный высокогорный мотоцикл. Он будет с лебедкой и сможет буксировать сани с людьми или грузом. У него хватит «сил», чтобы вознести мотоциклиста от подножья Эльбруса до его вершины без остановок.В cm речи в редакции•20-