КТО КМ ПОМОЖЕТ?шают ему стать спортом в полном смысле слова массовым, спортом для всех, кто водит автомобиль и мотоцикл. Здесь можно говорить ио неумении наших клубов привлечь к спортивным занятиям водителей, и о нехватке тренерских кадров, и о слабой пропаганде •автомотоспорта. Однако главная беда заключается, на мой взгляд, в остром недостатке спортивной технини. Сейчас, когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о состоянии и мерах по улучшению работы ДОСААФ, положение должно измениться к лучшему. Известно, например, что Таллинский авторемонтный завод уже с нонца года начал выпускать карты и гоночные автомобили третьей формулы. Но пока это лишь первые шаги, да и то предприняты они энтузиастами автомобильного спорта Эстонии, а не Министерством автомобильной промышленности СССР, которое обязано технически оснастить наш автомотоспорт. Поэтому пока, как ив прошлые годы, многое будет зависеть от успехов спортсменовконструкторов, построивших уже немало спортивно-гоночных мотоциклов и автомобилей. Созданная их умом и руками техника до последнего времени питала шоссейно-кольцевые гонки, картинг, гонки на ипподроме и ледяной дорожке. Приходится только удивляться, что эти люди, беззаветно преданные спорту, еще не получают поддержки и помощи. С самого начала спортсменам приходится иметь дело со многими неизвестными: будет ли предоставлено помещение, где достать необходимые материалы и средства, у кого проконсультироваться и получить чертежи и технические условия на сборку и т. д. Понятно, что постройка машин в таких условиях тянется длительное время, да и по своим качествам они уступают заводским. последние У еще немалогоды очевидны. Но есть причин, которые меспехи нашего автомотоспорта заИз этого вовсе не следует, будто надо прекратить работу. Совсем наоборот, ее надо продолжать, но не без руля и без ветрил, как сейчас, а организованно, на высоком техническом уровне. Кто должен заняться наведением порядка в этом деле? По нашему мнению, Центральный автомотоклуб СССР при участии технических комиссий федераций автомобильного и мотоциклетного спорта. За долгие годы работы в ЦК ДОСААФ я ни разу не слышал, чтобы клуб созвал совещание по вопросу улучшения спортивной техники, изготовляемой спортсменами. А кому как не Центральному клубу надлежит быть организатором такой работы. Кому как не работникам ЦАМКа лучше всего известны требования, предъявляемые к спортивной технике. Я не берусь давать рецепты руководству клуба, как организовать это дело. Но, наверно, в ЦАМКе можно сосредоточить техническую консультацию, выпускать и рассылать комплекты чертежей на гоночные автомобили, нарты, обобщать опыт форсировки двигателей. Ведь смог же курский Дворец пионеров ответить на запросы двух тысяч спортсменов и организаций и отправить им техническую документацию на постройку картов. Тем более посильна эта задача Центральному клубу. Он в состоянии привлечь для консультативной работы квалифицированные кадры из НАМИ, МАДИ, ВНИИмотопрома, с заводов. Какую неоценимую услугу оказали бы консультативные материалы, . высылаемые за определенную плату по первому требованию спортивным организациям! Наверно, не лежали бы тогда мертвым грузом на складах клубов агрегаты, которые ежегодно мы высылаем по заявкам комитетов. За пять лет спортколлективы получили оноло шестисот агрегатов «Москвичей» и «Волг» для сборки гоночных автомобилей, а собрано их не больше ста, да и то чаще со стандартными, чем со специальными кузовами. Ирнутский областной комитет ДОСААФ, например, из двадцати комплектов агрегатов вообщеЦЕЛЬМАССОВОСТЬне построил ни одного автомобиля, хотя в комплект, кроме кузова, входят все основные узлы и детали, включая электрооборудование и колеса. Из-за отсутствия чертежей, технических условий и возможности получить квалифицированную помощь сборка спортивных автомобилей идет крайне медленно. Особо надо сказать о картинге, популярность которого растет очень быстро. За последние три года организациям ДОСААФ и спортобществам для строительства картов было передано более шестисот мотоциклетных двигателей, 12 тысяч дисков колес, 6 тысяч шин. Но всего этого совершенно недостаточно для развития массового спорта. Необходимо, чтобы и впредь конструирование картов силами спортсменов ширилось, а это также требует руководства конструкторской работой со стороны ЦАМКа и федерации. Нужна, если хотите, единая техническая политика в этом вопросе — тогда легче будет решить вопрос о массовом, централизованном изготовлении этих несложных машин. Думается, не представляет труда организовать производство 1000 — 1500 картов на одном- из предприятий, которыми располагает ДОСААФ. Такое производство не требует дорогостоящего оборудования, поэтому перевод одного из заводов или цехов на выпуск гоночных микроавтомобилей займет немного времени и не потребует значительных капиталовложений. В заключение хотелось бы, чтобы затронутые здесь вопросы были обсуждены на специальном техническом совещании с привлечением на него всех заинтересованных организаций и широкой спортивной общественности. Давайте посоветуемся. Наш автомотоспорт от этого только выиграет. Г. ПРОНИН, старший инженер ЦК ДОСААФМАЛ КЛУБ ДА УДАЛнедавФ клуб«Рига» организован Фактино в апреле 1965 года. чески же он существует почти 15 лет. Этот клуб, объединяющий спортсменов Рижского таксомоторного парка, с полным основанием можно назвать пионером автоспорта в Латвии. В его активе немало почетных побед, таких, как выигрыш мастерами спорта Стонисом и Машкевичем звания чемпионов СССР. Но все же слава клуба в другом. В том, что он выступил организатором соревнований, получивших теперь всесоюзное признание. Достаточно назвать ежегодные ралли «Такси» и ралли «Осень», шоссейно-кольцевые гонки на приз «Янтарная «Волга», чтобы оценить усилия самодеятельного клуба. Как же скромный общественный автоклуб «поднимает» такие соревнования? Может быть, он пользуется дотацией со стороны шефов — Рижского таксомоторного парка — или требует от участвующих организаций непомерно больших взносов? Ни то и ни другое. Заходим в клуб. Маленький дворик, два небольших ремонтных бокса и крохотная комнатка — вот, собственно, и все владения клуба. Повсюду идеальная чистота, как у хорошей хозяйки. Аккуратный навес во дворе для больших автомобилей и трехэтажный «гараж») для их меньших собратьев — карормально самодеятельный автотов — в боксе, где спортсмены готовят автомобили к соревнованиям. Протискиваемся в «кабинет» к руководителю клуба Александру Индриковичу Бушмейстеру. Именно протискиваемся, потому что сидеть там могут только двое. Наш первый вопрос: «Расскажите, как сводите концы с концами?» Во многих автомотоклубах спорт на положении пасынка — дорогостоящие машины, большие затраты на соревнования, словом, сплошные убытки. Как же обстоят дела здесь? «Клуб действует на общественной базе, — рассказывает Александр Индрикович, — то есть, всю работу выполняют спортсмены. За год мы организовали 12 соревнований с участием 1062 гонщиков. Это не считая того, что наши спортсмены сами выступали в 15 встречах в городе и на выездах. Опять-таки своими силами отремонтировали восемь «Волг», снятых с эксплуатации в таксомоторном парке (заплатили за них 4750 рублей) — и теперь бывшие «такси» не без успеха участвуют в самых различных соревнованияхна шоссе, на ипподроме, в ралли». «Откуда вы берете средства для приобретения машин, запчастей и оборудования?». «Вопрос не простой, — отвечает Бушмейстер, — но вполне разрешимый. Нужно научиться считать каждую копейку, и тогда все разговоры о нерентабельности автоспорта отпадут сами по себе». Мы убедились, что это не просто слова. Даже ралли — и те стали приносить клубу прибыль. Яркие, сделанные с изюминкой плакаты, мимо которых не пройдешь, привлекают зрителей на трассу дополнительных соревнований. Никаких ограждений у входа нет, однако никто не позволит себе пройти мимо внимательного билетера-общественника, у которого, кроме билета, всегда можно приобрести программу. Кстати, о программе. Ее можно сделать сухой, официальной, напечатав только Положение и список участников, но можно и оживить. Скажем, увлекательно рассказать о соревновании, вспомнить несколько фактов из истории автоспорта, поместить фотографии прошлогодних победителей, а то и просто веселые рисунки. В программах автоклуба «Рига» найдешь и рекламу. Даже организации, далекие от автоспорта, — «Добровольное пожарное общество», завод «Аэрозоль», Рижский радиозавод — стремятся поместить здесь свои объявления. Это тоже прибыль,А разве не приятно зрителю за небольшую сумму приобрести памятный значок? Заплатить 5—10 копеек за программу, столько же за билет — деньги небольшие, но когда этих билетов и программ расходятся тысячи — появляются средства и на организацию соревнований, и на технику. Ю. МИХАЙЛОВ, общественный корреспондент «За рулем», мастер спорта, чемпион СССРг Рига•7-