двигателя, регулировочного приспособления для устойчивой работы на оборотах холостого хода, механизма переключения передач, педалей сцепления и акселератора. В конструкции электромобиля главное отличие — простота. Здесь нет механизма сцепления, нет коробки передач. Нажимая на педаль, водитель постепенно выключает группы пусковых сопротивлений. По мере этого увеличивается скорость вращения якоря тягового электромотора. Последовательное выключение продолжается до тех пор, пока якорь не начнет вращаться с полной скоростью, а величина крутящего момента, снимаемого с вала мотора, не станет максимальной. Теперь разработана более простая, электронная система управления тяговым электродвигателем, которая исключает потериэнергии при пуске (на пусковых сопротивлениях). Все это в последнее время побудило инженеров обратиться к электромобилям. Так, английская фирма «Остин Кромптон Паркинсон» выпустила электромобиль Д1В для доставки молока. Существует даже седельный электротягач грузоподъемностью 2 тонны, предназначенный для сцепки с молочной автоцистерной. Однако при всех достижениях это проклятое «но» остается — мотор питается обычной аккумуляторной батареей, и запас хода всего несколько десятков километров.НОВОЕРЕШЕНИЕИтак, проблема электромобилявопрос об аккумуляторе. Однако недавно в печати появилось сообщение о новой аккумуляторной батарее, которая призвана разорвать заколдованный круг. В ней работает пара цинк—воздух. Разработали батарею американская фирма «Дженерал динамике» и «Эдисон электрик инститьют». По расчетам конструкторов, она дает значительные преимущества. Если электромобиль с полным весом 1350 килограммов, питаясь от обычной свинцовой аккумуляторной батареи, весящей 390 килограммов, с удельной энергией 26,5 вт.ч/кг, мог бы обладать радиусом действия 56—72 километра, то новая батарея того же веса должна иметь удельную энергию 110 вт.ч/кг, что позволит увеличить радиус действия электромобиля до 240—320 километров. А если вес новой батареи снизить до 225 килограммов, то радиус действия составит 130—190 километров. Это тоже немало. Схема действия новых аккумуляторов (рис. 1) не совсем обычна. Энергия выделяется при окислении цинка, из которого состоит анод. Кислород, нужный для окисления, выделяется при прокачивании атмосферного воздуха через пористый катод. Электролит — водный раствор едкого калия. Циркулирующий через аккумуляторы электролит подхватывает частицы окиси цинка, образующиеся на аноде, и уносит их к специальному фильтру. Отходы электрохимической реакции не оседают на электродах. Благодаря этому нет необходимости в устройствах для их собирания, а кроме того, они не «тормозят» течение процесса реакции. При зарядке частицы окиси цинка, застрявшие в фильтре, перекачиваются циркулирующим электролитом обратно в аккумулятор. А здесь, как обычно, под действием электричества окись цинка разлагается «а составляющие: цинк оседает на аноде, а кислород — на катоде в виде пузырьков, которые выходят из аккумулятора. Как видим, конструкция батареи несколько усложнилась: появились насосы для перекачки электролита и воздуха, фильтр для окиси цинка, бак для электролита и т. д. Тем не менее по сравнению с обычными батареями, в которых применяются свинец, железо, никель, серебро, она должна обойтись относительно дешево. При этом удельная энергия новой батареи практически в четыре-пять раз выше удельной энергии аккумуляторных батарей. Сравнительные данные, рассчитанные фирмой, приведены в таблице. • Первые опыты так обнадежили создателей новой батареи, что они разрабатывают конструкцию, рассчитанную на 100 квт.ч (компоновка ее приведена на рис. 2), для привода нового грузового электромобиля. Но не будем забывать, что от опытов до действующей модели и тем более до промышленного образца дистанция огромного размера, которую удавалось преодолеть далеко не всем техническим новинкам. Будущее покажет, появится ли у карбюраторного двигателя еще один соперник или он по-прежнему останется незаменимым. Л. ЛИФШИЦ, инженерКаким хотят видеть журнал «За рулем» в 1967 году наши читатели! Вот тот вопрос, который выражает смысл и характер разговора на состоявшихся в последнее время читательских конференциях журнала в Бресте, Волгограде, Риге. Как же ответили на него их участники? Журнал должен оказывать еще большую практическую помощь людям, избравшим профессию шофера, лучше помогать активистам ДОСААФ в работе по воспитанию и обучению молодежи, чаще публиковать материалы для преподавателей и тренеров по техническим видам спорта, настойчивее добиваться увеличения выпуска различных пособий, необходимых учебным организациям Общества и всем изучающим автомобиль или мотоцикл. В развитие этих мыслей выступающие на конференциях внесли целый ряд конкретных предложений.БРЕСТНадо больше уделять внимания профессиональным водителям. Они ждут от журнала практической помощи в решении многих наболевших вопросов, и главное — в улучшении условий труда шофера. Было бы хорошо, если бы сотрудники редакции .провели рейды по некоторым автомобильным трассам и посмотрели, как порой неприветливо встречают .водителя: если на пути столовая или кафе — так обязательно возле них знак «Стоянка запрещена», если удобная площадка, где можно поставить машину и отдохнуть, — так к ней «Грузовым автомобилям движение •запрещено» (водитель Ф. Максимов). Журнал должен выступить за более четкую организацию работы водителей, установление твердого Ьежима дня. Было бы неплохо ввести раздел «Советы врача» для бесед о профилактике профессиональных заболеваний, изложения требований .медицины к рабочему месту водителя (водитель А. Пришутов). «За рулем» читают не только водители, но и инженерно-технические .работники автохозяйств. Поэтому в материалах о новинках автомобильной техники надо давать более глубокие и квалифицированные описания новых конструкций, чаще .поднимать на страницах журнала вопросы правильной, технически грамотной эксплуатации автомобилей (директор автобусного парка И. Нистратов).ВОЛГОГРАДУчитывая новый размах, который приобретет внашей стране в ближайшие годы автолюбительство, надо расширить в журнале раздел безопасности движения. Чаще разбирать и анализировать на страницах журнала причины дорожно-транспортных происшествий, рассказывать о приемах безопасного вождения (преподаватель автомотоклуба И. Васютин). Шире освещать работу ДОСААФ в школах. Регулярно публиковать материалы, рассказывающие об опыте военно-патриотического воспитания молодежи в организациях не только ДОСААФ, но и оборонных обществ братских стран социализма (председатель райкома ДОСААФ М. Шабанова). Улучшить качество иллюстраций и, в частности, тех, которые могут быть использованы преподавателями автомотоклубов и технических курсов. Они порой очень .мелки и неразборчивы (начальник спортивно-технического клуба Ф. Земцов).РИГАВ журнале часто поднимают вопрос об отделке мотоциклов. Но только ли в отделке дело? В рижских магазинах машины ряда заводов стоят. Их не берут из-за производственных дефектов. Эти мотоциклы сильно отличаются от экспонируемых на многочисленных выставках. Журнал должен взять под свой контроль качество продукции. Надо резко выступать против бракоделов. Критические материалы должны быть действенными. И |за действенностью их редакция должна следить, выясняя, какие приняты меры по той или иной статье (старейший мотогонщик Ф. Вагуленс). Анализ причин дорожных происшествий, мероприятия по их .предотвращению — темы, нуждающиеся в постоянном внимании. Есть еще немало случаев, когда даже специалистам трудно установить, кто же виновен. Именно о них должен рассказывать журнал, детально разбираясь в наиболее сложных ситуациях (инженер-эксперт А. Иванов). Хотелось бы видеть журнал еще более популярным, доступным для всех. Очень мало журнал уделяет внимания спорту — нет материалов ни по картингу, ни по автомодельному спорту, ни о многочисленных соревнованиях раллистов у нас в стране (шофер, кандидат в мастера спорта В. Лиспа).Тип аккумуляторной батареи С винцово-кислотная Железо-никелевая Серебряно-цинковая Воздушно-цинковаяУдельная энергия на единицу веса, вт,ч/кг теоретичепрактически достижимая ская 255 26,5 24 475 90—155 485 110—130 880Удельная энергия на единицу объема, вт.ч/дм3 55 48,5 154—215 120 — 185