ч ит пРОДр А3АТЕЛИО ЛЖАЮТГОВОРВ интересахкаждого шоферадится час-другой мучиться, пока заведешь машину, то и дело становиться слесарем и снабженцем, а проведя день в ремонте, выезжать на полную смену в рейс, потому что администрация учитывает только время, проведенное в наряде? А ведь именно такие порядки заведены, как сообщают нам М. Акуленко и Б. Ольшевич, во 2-м таксомоторном парке Алма-Аты, гараже ОРСа «Саратовгэсстроя» в городе Балаково и некоторых других автохозяйствах. А вот еще письмо. «Я работаю в одном из автохозяйств Красноярска по обслуживанию торговых предприятий, — пишет Б. Михалев. — У нас так: берешь путевку в7 часов утра, начинаешь таскать горячую воду, чтобы разогреть мотор и масло в картере. Через час завел машину, едешь на АЗС и опять теряешь время в очереди на заправку. К клиенту приезжаешь уже к9 часам, а там, смотришь, тоже что-нибудь не ладится. Вот и приходится трудиться лишнюю смену — иначе ничего не заработаешь. И так каждый день. Отсюда и переутомление». О том же пишут В. Усатов из г. Джетыгара Кустанайч ской области, В. Кучер из Душанбе и многие другие. С их выводами нельзя не согласиться. Не это ли отсутствие элементарного порядка кое-кто пытается выдать за особые условия работы шоферов? Ведь убери эту ширму из слов о мнимых трудностях, обусловленных спецификой водительского труда, и за ней во всем неприглядном свете предстанут, нерадивые администраторы, прячущие таким образом собственную инертность, беспомощность, а иногда просто нежелание как следует организовать труд в автохозяйстве, горе-ремонтники, что работают спустя рукава, лишь бы машина за ворота вышла, снабженцы, которые не позаботились вовремя завезти необходимые запчасти и материалы. Мы хотели бы прямо с этих страниц обратиться к руководителям и профсоюзным организациям названных автохозяйств Красноярска, Алма-Аты, Балаково с вопросом: что мешает им обеспечить нормальные условия труда водителей? Не забыли ли они, что это их прямой Долг и первая обязанность? Письма наших читателей еще раз подтверждают справедливость мысли, высказанной в редакционном примечании к статье «Почему шофер заснул за рулем?», — чтобы разработанный специалистами режим рабочего времени стал реальностью, необходима слаженная работа всех звеньев и служб автохозяйства. Надо покончить с положением, когда шофер вынужден поневоле становиться мастером на все руки: и запчасти достань, и машину отремонтируй, и погрузку организуй. Каждый должен заниматься своим делом и за него отвечать. Только так! С горечью читали мы письмо тов. Ольшевича из Балаково. «У нас в гараже, — пишет он, — только и слышишь: «Не хочешь ремонтировать машину — езжай в Москву, там шофер только руль вертит!» Мы, к сожалению, не знаем фамилии человека, которому принадлежат эти «сентенции», но хотим ответить ему и его единомышленникам. Да, задача водителя — обеспечить перевозки, умело водить автомобиль, постоянно совершенствоваться в своем мастерстве, а не подменять тех, кому по службе положено обеспечивать бесперебойную работу автотранспорта. В заключение предоставим слово читателю С. Григорьеву: «Шофер не может быть полноценным работником, если он не отрывается от руля по 16 — 20 часов. Разрешая водителю сутками работать на линии, мы подвергаем опасности жизнь многих людей. А какая в этом необходимость?» Конечно, никакой. При продуманной и четкой организации труда сдвоенная смена не нужна. Она невыгодна экономически, а главное — создает серьезные опасности на улицах и дорогах. Такие мысли рождают отклики читателей на статью «Почему шофер заонул за рулем?» Мнение их единодушно: в интересах дела, в интересах каждого шофера — хорошо спланированный рабочий день, и четко определить границы этого дня совершенно необходимо.Еще в редакции, когда готовился августовский номер журнала, статья «Почему шофер заснул за рулем?» стала предметом оживленного обсуждения. Теперь с ней познакомились и наши читатели. Разумеется, сам факт публикации материала — свидетельство того, что редакция сочла его тему достаточно актуальной и заслуживающей серьезного внимания. Однако нас очень интересовало, как отнесутся к поднимаемым в статье вопросам сами водители. И вот на редакционном .столе — читательские отклики. Сегодня мы можем с удовлетворением отметить, что мнения журнала и читателей сходятся. В этих письмах не только обычные слова в поддержку статьи. Почти каждое из них — взволнованный рассказ о чьей-то шоферской судьбе, а авторы многих — люди, на собственном опыте перенесшие невзгоды из-за отсутствия четкого режима рабочего дня водителя. «До сих пор мне становится жутко, когда вспомню, к ак заснула за рулем! — начинает свое письмо ленинградка Зоя Харитонова. — Было это на первом году работы, вскоре после окончания курсов шоферов. В автобазе Ленинградского почтамта мне дали постажироваться у опытного водителя и через месяц вручили красивый автомобиль-фургон. Работала я все время в разные смены: то выезжала на рассвете, то среди ночи. И вот в один из ранних выездов васнула в рейсе. Очнулась от резкого толчка и, открыв глаза,, увидела, что мой газик летит в стену дома, а перед машиной разбегаются люди. К счастью, обошлось без аварии и жертв. Но если бы машина шла попрямее, она вполне могла бы свалиться в реку (улица упиралась в Мойку) или, еще хуже, задавить человека! А все почему? Не успеваешь выспаться перед ранним выездом: ведь женщине в семье всегда хватает дел вечером, а короткий сон не дает полного отдыха. У меня конкретное предложение по статье «Почему шофер заснул за рулем?»: давайте сделаем для женщиншоферов как можно меньше ночных смен. Ведь добились же, чтобы на такси женщины ночью не работали. Почему же в других автохозяйствах нельзя так же организовать их труд?». Кому-нибудь может показаться, что письмо водителя Харитоновой несколько не по теме и поднимает совершенно новый и вроде бы частный вопрос. Мы так не думаем. Больше того, мы начали обзор откликов читателей на статью «Почему шофер заснул за рулем?» с этого письма намеренно. Чтобы лишний раз показать всем, как непроста проблема режима дня водителя, от каких порой специфических вопросов зависит безопасность движения на улицах и дорогах. А может быть никакого особого вопроса здесь и нет? Просто виновата неопытность водителя, который, как говорят, еще не обкатался? Да нет, о том же ведут речь и те, кто провел за рулем не один десяток лет. «В статье все справедливо! ^- пишет нам другой лениградец, шофер первого класса с 25-летним стажем И. Янсон. — Утомленный шофер, водитель любого другого вида транспорта представляет серьезную опасность для себя самого и окружающих. Я работаю в Ленметрострое вот уже 20 лет. Помню: в конце 40-х годов иу нас практиковалась работа по две смены, через день. Мыслилось, что за счет сокращения нулевых пробегов и пересмен сократятся непроизводительные затраты труда. А на деле оказалось, что заработок у работавших ежедневно и нормальное время был выше, чем у двухсменников. По количеству же нарушений правил уличного движения и дорожно-транспортных .происшествий вообще не могло быть никакого сравнения. Особенно много неприятностей приносило соединение ночных смен с дневными. По инициативе партийной и профсоюзной организаций автохозяйства был разработан график односменной работы всех машин, по .которому мы трудимся уже больше 15 лет. За все это время, работая в условиях интенсивного движения, паши водители не имели сколько-нибудь серьезных происшествий». Конечно, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Не только в графике дело. Видимо, в автохозяйстве, где работает тов. Янсон, сумели четко организовать рабочий процесс, наладить и рационально построить цикл работ по техническому обслуживанию автомобилей, ликвидировать всякие непроизводительные траты времени. Какой, пусть самый прекрасный, график спасет положение, если водителю зимой прихо•21-