26
27
Вам,молодыемотоциклистыДиагноз. Чаще всего это слово можно услышать из уст медиков. От того, насколько опытен врач и как правильно определил он болезнь, во многом зависит здоровье и даже человеческая жизнь. ...У опушки леса, на обочине, двое склонились над мотоциклом. Он «заболел» — умолк и не хочет заводиться. Две растерянных пары глаз вопросительно уставились на машину. Четыре руки застыли в ожидании. Они we знают, за что браться, что делать в первую очередь. Эти двое умели только управлять, но совсем не знали свою машину. Они не могли поставить правильно диагноз. Наиболее часто встречающиеся неисправности в работе двигателя связаны с неисправностью системы зажигания или питания. А те двое начали копаться в реле-регуляторе, когда у мотоцикла засорился бензопровод. В этой статье инженеры В. Абрамян и В. Забелин рассказывают о наиболее распространенных неисправностях мотоцикла, способах их обнаружения и устранения. Речь пойдет о машинах Ижевского завода, но большая часть рекомендаций относится ко всякому двухтактному двигателю.ПОСТАВЬТЕ ПРАВИЛЬНО ДИАГНОЗф Топливо через бензокраник подается, поплавковая камера карбюратора не наполняется.СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯШШк <тщ"'•*§,;,' •4F-//•!'&•АW<\ **вЙЩ SS#•mm,щ 111 -л[оКогда двигатель умолк и его не удается пустить, в первую очередь проверьте, есть ли искра на свече. Если есть, то неисправность ищите в системе питания, если нет — проверьте систему зажигания в такой последовательности. ф Ключ зажигания находится в положении «дневная езда». Красная лампочка в фаре не горит, звуковой сигнал не работает. Посмотрите, цела ли соединительная проволока между контактными колпачками. В случае необходимости замените предохранитель. Установите, есть ли контакт в замке зажигания. Для этого снимите оптический элемент фары, замкните контакты замка зажигания. Если контрольная лампа загорится — значит, контакты загрязнились или не замыкаются при вставленном ключе. Прочистите их и подогните. Контрольная лампа горит, нет искры на свече. Проверьте свечу. Выверните ее из головки и замените запасной. Замкните ее корпус на «массу» и несколько раз нажмите на педаль пуска. Вывернутая свеча неисправна, если между электродами запасной проскакивает нормальная искра. ф Контрольная лампа горит, нет искры на исправной запасной свече. •возможны несколько вариантов. . Искрения нет. Отсоедините конденсатор и снова проверьте искрение. Если оно появилось, значит конденсатор «пробит» и его нужно заменить. Искрения нет при исправном конденсаторе. Посмотрите, не замыкаются ли пружины .прерывателя на «массу». Замыкание молоточка прерывателя на «массу» возможно при неправильной установке изоляционных шайб после ремонта. При исправном прерывателе нет искры из-за нарушения электрического контакта в цепи замок зажчгания — катушка зажигания — прерыватель. Если электропроводка исправна — значит, в первичной обмотке катушки зажигания обрыв и катушку надо^ заменить. На контактах прерывателя сильное искрение, а на свече искры нет или она очень слабая. Причина — обрыв вывода обкладок конденсатора внутри его корпуса. Конденсатор необходимо заменить. На контактах прерывателя искрение нормальное, на заведомо годной свече искры нет. Произошел обрыв вторичной обмотки катушки зажигания. Следует заменить катушку.Может быть, засорился бензошланг или штуцер крышки поплавковой камеры. Продуйте шланг. Снимите крышку камеры, продуйте штуцер, удалите из нее грязь. Топливо в поплавковую камеру поступает, двигатель не пускается. Причина — засорились каналы или жиклеры карбюратора. Разберите его, промойте; жиклеры и каналы продуйте. ф Двигатель не пускается, в цилиндре слышны отдельные вспышки. Системы зажигания и питания работают исправно, вывернутая свеча мокра от топливной смеси, при замене свечи ее «забрасывает» вновь. фСИСТЕМАВероятно, в кривошипной камере и цилиндре скопилось большое количество топлива из-за увеличенного подсоса. Необходимо закрыть бензокраник и, нажимая «а педаль пускового механизма при включенном зажигании, пустить двигатель. Как только он начнет устойчиво работать, откройте бензокраник. На мотоциклах ИЖ-56, ИЖ-П, ИЖ-П2 для ф Топливо в баке есть, более быстрой продувки цилиндпри нажатии на утолира надо нажать на рычаг декомтель поплавковая камепрессора. ра карбюратора не переполняется. ф Двигатель пускается, но работает с перебоями. •Вероятно, засорился бензокра-ПИТАНИЯСнимите крышку генератора; при положении прерывателя, когда контакты замкнуты, размыкая и замыкая их рукой, проверьте, есть ли искрение на них. Здесьник. Снимите шланг с краника и проверьте поступление топлива через него. Если подачи нет, установите рычажок краника в положение «3», отверните отстойник и прочистите его.Возможно, вышла из строя свеча. Посмотрите, «ет ли трещин на ее изоляторе. Может быть, на ней большой нагар, или нарушился зазор между электродами, или она замаслилась. В таком случае•26- ю бка изолятора и электроды мокр ы от топливной смеси. Свечу промывают чистым бензином — и двигатель перестает « к апризни ­ чать». П ричинойможет стать по ­ падание водывколпачок свечи или на свечу. Это случается пос ­ ле мойкимотоцикла или приез ­ де вдождливую погоду. Колпач ок свечи и свечу нужно снять и насухо протереть , а провод высок ого напряжения просушить. П роверьте , не загрязнились ли контакты прерывателя и нужный ли междунимизазор . Если при работе двигателя периодически наблюдается сильное искрение на контактах прерывателя , значит, ненадежен контакт выводного кон ­ ца конденсатора внутри корпуса . К онденсаторлучше заменить. ф Двигатель пускается, но глохнет после непродолжительной работы. П ре ­ кратилась подача топлива. отс карбюраторомигерметичны ли соединенияв двигателе (как зак репленивкаком состоянии пра ­ вый сальник), х орошо ли закреп ­ лен цилиндр . ф При работе двигателя прослушиваются детонационные стуки в цилиндре, двигатель перегревается, при пуске педаль кик-стартера отдает в ногу.лировку регулятора напряжения, так какприпониженномнапряже нии реле обратного тока может не срабатывать. ф Контрольная лампа гаснет только при больших оборотах двигателя.^__^ \(^Причина в пониженном напряжении, п оддерживаемом реле-регулятором. Проверьте и отрегулируйте регулятор напряжения. ф При увеличении оборотов двигателя и включенном свете лампы горят с перекалом или перегорают.^^тш^^^Причина — в раннем зажигании. Надо отрегулироватьзазорывпрерывателеиправильно установить опережениезажигания . ф При работе двигателя перегреваются выпускные трубы и глушители.Зажигание слишком позднее. Отрегулируйте зазоры в прерывателе и правильно установите опережение зажигания. ф Системы питания и зажигания работают нормально, двигатель не развивает оборотов и плохо «тянет».О бычно это происходит из-за высокого напряжения, поддерживаемого реле-регулятором. Проверьте регулировку регулятора напряжения . ф Контрольная лампа при увеличении оборотов двигателя горит с перекалом.Скорее всего, засорилось верстие впробке бензобака. фПри увеличении оборотов и нагрузки двигатель глохнет.Подобное происходит при рез ­ к омобеднениисмеси из-за выпадания иглы в дроссельной засл онкекарбюратора . Иглу нужно установить впервоначальноепо ­ ложение и надежно закрепить. ф Двигатель плохо «тянет», не развивает оборотов. Вспышки в цилиндре происходят не при кажд ом обороте коленчатого вала. Заметен увеличенный расход топлива. Часто выходят из строя свечи вследствие замасливания или образования нагара черного цвета. Перегреваются выпускные трубы и глушители.Засорилась выпускная система, С нимитевыпускныетрубыи глушители, удалите нагар из них и из выпускных окон цилиндра.ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕф При неработающем двигателе и включенном зажигании контрольная лампа горит слабо.Н еправильноподсоединена аккумуляторная батарея (обратная полярность ) или « п ереполюсован » генератор. Для «переполюсовки» генератора необходимо вскрыть релер егуляторипривключенном заж игании , на неработающемдвига ­ теле кратковременно замкнуть контакт реле обратного тока. ф При включении зажигания без нажатия на кнопку звучит сигнал.Это признаки .ненормальной работы двигателя из-за сильного обогащения смеси. Проверьте работу карбюратора ипри необходимости отрегулируйте его. Снимите, разберите и промойте воздухоочиститель. ф Значительно понижена приемистость двигателя, мотоцикл медленно набирает скорость. При разгоне появляются «провалы» в работе двигателя и прослушиваются детонационные стуки. Двигатель перегревается, юбочка изолятора свечи белого и серого цвета. Иногда возникают обратные вспышки в карбюраторе.Проверьте заряженность аккум уляторной батареи, п одсоединивк ее клеммам лампу стоп-сигнала из заднегофонаря или большую лампу фары. Если батарея впорядке , лампа должна гореть нормально . Тогда проверьте надежность соединения контактовэлектропроводовв цепи аккумуляторная батарея — центральный переключатель . ф Генератор исправен, но контрольная лампа горит ровным накалом при всех оборотах двигателя.Происходит замыкание провода сигнала на «массу». С нимите пер еключатель света сруля и, если сигнал продолжает звучать, найдите местозамыкания провода сигнала. Если при снятии перек лючателя света сруля звучание прекращается , значит, з амыкание на «массу» происходит в переключателе. ф При нажатии на педаль ножного тормоза не горит лампа стоп-сигнала заднего фонаря.Значит, о ченьбедна горючая смесь. Проверьте работу карбюратораипри необходимости отрегулир уйтеего . Установите, надежно ли соединениевоздухоочистителяП роверьтереле - р егулятор . Вначале пр 1 '. р аботающем двигателе посмотрите , з амыкаются ли кон ­ т акты . Если якорь подтягивается, то необходимо заглушить двига ­ тель, в ыключитьзажиганиеилез ­ вием безопасной бритвы зачистить контакты реле обратного тока . Нельзя зачищать серебря ­ ные контакты реле наждачной или стекляннойшкуркой , так какабразивврезаетсяв металл и нарушает электрический контакт. Если контакты реле не замыка ­ ются, а якорь притягивается, то следует проверить регулировку зазоров . В том случае, к огда не подтягивается якорь и контакты не замыкаются , п роверьтерегу ­П роверьте лампу. Если она исправна, п роверьте правильность установки или регулировкивклю ­ чателя стоп-сигнала. ф При одном из положений центрального переключателя и переключателя света не горит лампа, соответствующая этому положению.Причина — перегоревшая лампа или нарушенныйконтактвме ­ стах соединения проводов. При исправной лампе проверьтекон ­ такты в патронах ламп инадеж ­ ность закрепленияпроводоввме ­ стах соединения . В. АБРАМЯН В. ЗАБЕЛИН, г Ижевск инженерыРис. М. Каишрина•27-