Тринадцать автомобильных и мотоциклетных видов спорта вошло в спортивный календарь 1971 года. Что знают о них наши читатели? Известны ли им история соревнований, достижения советских спортсменов? На этот год редакция вводит новую рубрику «Автомотоспорт от «А» до «Я». Учитывая сезонность, мы начинаем со статьи о мотогонках по ледяной дорожке. Ее автор — мастер спорта А. Егоров, один из пионеров этого вида соревнований. Он первым у нас применил способ прохождения поворотов «на колене» — важнейший элемент современной техники ледяных гонок.МОТОГОНКИ НА ЛЕДЯНОЙ ДОРОЖКЕЕсли бы эти соревнования до сих пор не были придуманы, все равно рано или поздно им суждено бы появиться на свет. Потому что в достижении высоких скоростей — основе моторного спорта — гоночный мотоцикл и идеально ровная поверхность ледяной дорожки как нельзя кстати подходят один для другой. Чтобы соединить их в одном соревновании, нужно было решить только проблему устойчивости. Она перестала существовать с появлением специальной «обуви» — стальных шипов на шинах. Эта мысль возникает каждый раз, когда возвращаешься к истории мотогонок на ледяной дорожке. Принято считать, что родина зимнего спидвеяСкандинавские страны. Шведы, норвежцы, финны всегда отличались пристрастием к мотоциклетному спорту, а их любовь к бегу на коньках общеизвестна. Стоит ли удивляться тому, что в этих странах впервые были проведены необычные состязания, сочетавшие два вида спорта, милые сердцу скандинавов. Когда в 1938 году известный советский конькобежец К. Кудрявцев, выступавший в Швеции, рассказал о заездах на мотоциклах, имевших стальные шипы на шинах, этому никто не удивился. Дело в том, что годом раньше многие москвичи, посетившие очередной хоккейный матч на стадионе «Динамо», уже наблюдали подобное. В перерыве между таймами один из сильнейших гонщиков того времени Сергей Бучин продемонстрировал езду на мотоцикле по льду. Таким образом, советские спортсмены не экспортировали зимний спидвей. В нашей стране он появился так же самостоятельно, как в Швеции, Норвегии и Финляндии. Сейчас трудно представить себе зимний спортивный календарь без мотогонок по ледяной дорожке. Во многих городах Советского Союза этот вид соревнований стал любимым. Тысячи людей невзирая на мороз, на злой колючий ветер спешат к ледяному треку, чтобы полюбоваться стремительным бегом мотоциклов, будто летящих по зеркальной глади дорожки. Мириадами звезд сверкают на солнце или в лучах прожекторов ледяные брызги, выбрасываемые стальными шипами колес, а морозный воздух, дрожащий от гула мощных двигателей, слегка отдает эфирным запахом метанола. Красивы и увлекательны эти гонки. Прочно вошли они в спортивную жизнь нашей страны. А между тем зимний спидвей преодолел длинный и тяжелый путь, прежде чем стал любимцем советских мотоциклистов. Долгое время мотогонки по льду не выходили за рамки показательных выступлений. В предвоенные да ив последующие годы главным тормозом в их развитии была нехватка мотоциклов. И все же старты на льду проводились. Можно рассказать о десятках выступлений пионеров зимнего спидвея. Вот, пожалуй, одно, наиболее характерное соревнование того времени, состоявшееся на малом поле стадиона «Динамо» в марте 1955 года. В этот день сильнейшие гонщики столицы, представлявшие ДОСААФ, ЦСКА, «Спартак», «Трудовые резервы» и «Динамо», разыгрыхали личные призы городского комитета ДОСААФ. Интересно, что, помимо мужчин, выступавших на мотоциклах классов 125 и 350 см 3 , в гонках принимали участие женщины. Из-за оттепели не состоялись тогда заезды на тяжелых машинах. Соревнования проводились по системе отборочных, утешительных и финальных заездов. Машины были самые разнообразные — от кольцевых «чистых кровей» до кроссовых. Техника езды была совершенно не похожа нт нынешнюю. Лишь через три года состоялись соревнования, в которых впервые была применена известная система заездов, где каждый встречается с каждым. Согласно этой системе в заезде принимают участие четверо гонщиков. За первое место дается три очка, за второе — два, за третье — одно. Победитель гонок определяется по сумме очков, набранных во всех заездах. Первый же чемпионат Советского Союза, который состоялся в Москве на стадионе имени В. И. Ленина в 1959 году, проводился по системе с выбыванием. Он собрал 76 сильнейших спортсменов, которые выступали в классах 125, 350 см 3и на мотоциклах с колясками. За золотые медали боролись и женщины. Вот имена победителей первенства страны — Раиса Ивонина, Борис Панферов, Борис Самородов и Насреддин Абдрахманов с колясочником Вадимом Панченко. Жизнь «колясок» на ледяной дорожке оказалась короткой. Всего два сезона выступали в зимнем спидвее и женщины. 3 Зато классы 125, 175, 350 и 500 см прочно вошли в программу чемпионатов Советского Союза. Особую популярность приобрели «пятисотки». Дело в том, что именно в этом классе советские спортсмены впервые попробовали свои силы в международныхсоревнованиях. В 1959 году к нам в гости приезжали гонщики Чехословакии, затем состоялся розыгрыш «Кубка дружбы», где .вместе с нашими и чехословацкими мотоциклистами стартовали спортсмены Швеции и Финляндии. Соревнования закончились победой шведа Б. Кнутссона. Уже тогда стало ясно, что чехословацкие машины ЭСО, на которых выступали советские «ледовики», требуют основательной переделки. Группа спортсменов под руководством тренера В. Карнеева сконструировала новую жесткую раму, выбрав угол наклона рулевой колонки в 59 градусов. Мотоцикл сразу же стал на поворотах гораздо устойчивее. С тех пор наши гонщики не знали поражений. Чехословацкий же завод приступил к серийному выпуску этих рам. Широкое развитие мотогонок по льду в ряде европейских стран позволило Международной мотоциклетной федерации в 1963 году взять этот вид соревнований под свою эгиду. Первым официальным международным чемпионатом стал розыгрыш Кубка ФИМ, закончившийся блестящей победой Бориса Самородова. Затем последовали два первенства Европы, а с 1965 года регулярно проходят чемпионаты мира. За все это время лишь однажды (в прошлом сезоне) наши спортсмены уступили почетный титул чехословацкому гонщику А. Швабу. Все другие награды, и европейские, и мировые, неизменно доставались уфимцам — либо Борису Самородову, либо Габдрахману Кадырову. Успехи наших мотоциклистов на международной арене объясняются прежде всего большим количеством соревнований, в которых стартуют многие сотни спортсменов. Только в нынешнем зимнем сезоне старты на первенство Российской Федерации и страны (классы 125, 175, 350 и 500 см 3 ) состоятся в 28 городах. ...Блестит на солнце зеркальная гладь ледяной дорожки. Тысячи людей, презрев мороз, заняли места на заснеженных трибунах, чтобы снова полюбоваться великолепным мастерством гонщиков. Если вы еще ни разу не видели мотогонок на льду, познакомьтесь с ними. И вы навсегда полюбите этот спорт, мир высоких скоростей. А. ЕГОРОВ, мастер спорта29