Рис. 7. Ситуация: На нешироком шоссе (9—12 метров) вы выходите на среднюю полосу, чтобы обогнать автомобиль. движущийся впереди. Из-за встречного автомобиля на среднюю полосу также выходит обгоняющая машина. Водитель ее, видимо, не заметил начатого вами маневра. Эта машина нацелена прямо на вас. Справа и слева другие автомобили. Тормозить уже поздно. Что делать?Рис. 9. Ситуация: Вы быстро настигаете автомобиль, идущий впереди. Безопасно Л обогнать его? ИЗима. Много хлопот приносит она водителям, немало опасных ловушек расставляет на их пути. Собственно, ловушками они становятся лишь для людей легкомысленных или самонадеянных, тех, кто не учитывает неизбежных изменений дорожной обстановки. Авария, о которой пойдет речь, убедительное тому доказательство.ВОЗЛЕ МОСТА УТРОМ РАНО...Случилось это на трассе Шадринск — Шатрове Шли по шоссе два автомобиля. От Шадринска ЗИЛ-130 с двухосным прицепом, навстречу—рейсовый автобус ПАЗ-652. За рулем грузовика шофер второго класса Б. Краснопеев, во второй машине — шофер первого класса ГО. Дубровских. Оба не новички. Пустая дорога и два автомобиля, а между ними... А между ними небольшой мостин. Возле него они и встретились... Следствие потом установило, что проентная ширина дороги 10 метров, моста — 7 метров. Для безопасного разъезда встречных автомобилей места, таким образом, вполне достаточно. Во веяное время года, но не зимой. Зимой снежные заносы неизбежно «съедают» какую-то часть дорожного полотна, сужая полосу движения. Так было и здесь: и по сторонам шоссе, и у перил моста образовался снежный бруствер метровой ширины. Могли ли не принимать во внимание это обстоятельство водители? Не имели нинакого права. Однано оба продолжали вести машины с прежней скоростью навстречу... катастрофе. То ли никто не хотел уступить тропинку (а на мосту прозжей части в самом деле осталось только для одного автомобиля), то ли каждый полагал (явно опрометчиво), что проскочит узкое место первым. Здесь хочется сделать первое отступление. Неужели еще не ясно водителям, что на зимней дороге стиль езды должен быть «мягким», что нельзя рассчитывать поправить ошибку резким ускорением движения или резним торможением? Ведь ив том и другом случае машина немедленно пойдет «юзом», теряя управление. Это тот случай, когда перестраховка — благо. Водитель же ЗИЛа мерил расстояние явно небрежно. В общем, ногда он, другого слова не нахожу, подлетел к мосту, автобус уже двигался по нему. Видя (увы, с опозданием!), что двоим здесь не разъехаться, Краснопеев резко тормозит. Каи и следовало ожидать, грузовик заносит вправо, а прицеп разворачивает влево поперен дороги. Что случилось дальше, читатели видят на снимке. Но разбитые машины — это еще не главная беда. При столкновении один пассажир автобуса был убит, а четверо тяжело ранены. Танов финал этой истории.Р.ис. 10. Ситуация: Вы едете по шоссе с однорядным движением в каждом на правлении. Водитель встречной машины уснул за рулем или задумался и заехал на вашу полосу. Может произойти лобовое столкновение. Должны ли вы повернуть налево? Рис. 8. Ситуация: Неожиданно на дороге появился бык. Если вы повернете налево — собьете велосипедиста, если направо — врежетесь в дерево. Что вам делать?РешенияРис. 1. Дать пройти мимо. Сойдя с его пути, вы покажете этому сумасбродному шоферу, что у вас хороший здравый смысл водителя и вы понимаете опасность подобной ситуации. Рис. 2. Впереди справа примыкает другое шоссе. Это может грозить опасностью. Вам лучше сменить ряд на тот. что левее. Держитесь поближе к осевой линии, но будьте внимательны. Ведь здесь нет разделительной полосы, которая помешала бы появлению перед вами встречного автомобиля. Рис. 3. Вы находитесь в поле «слепого пятна» другого водителя, то есть он может и не подозревать о вашем присутствии. Если он, не замечая вас, неожиданно решит перестроиться в левый ряд. возможно столкновение. Так что вам следует отстать или обогнать его — все. что угодно, лишь бы покинуть не просматриваемый другим водителем участок дороги. Рис. 4. Нос его автомобиля уже нацелен на встречные машины, так как колеса повернуты влево. Если на него сзади налетит машина, она вытолкнет его прямо на встречный поток движения. Поэтому, пока ждешь момента, чтобы совершить левый поворот, оставайся на своей полосе и дерзки колеса прямо. Рис. 5. Хорошо, если водитель, включивший правую «мигалку», повернет на этом перекрестке направо. А если он ищет лишь место для остановки и. не найдя его, вынужден будет проехать перекресток? Правый ряд за перекрестком занят другими автомобилями, значит, соседу придется перестроиться, повернув налево в ваш ряд. Предвидя эту возможность, вы сможете избежать инцидента. Рис. 6. Конечно. Даже кювет лучше. чем лобовое столкновение. Попытайтесь въехать в него медленно, постепенно, затем выровняйте руль и двигайтесь, пока вам не удастся остановить автомобиль. Рис. 7. Поверните чуть вправо, намереваясь попасть данге в самый малень кий промежуток между автомобилями, и сигнальте, не переставая. Если такого промежутка почти нет, то все-таки лучше столкнуться с машиной боком, чем лоб в лоб. Рис. 8. Бычок, конечно, очень симпатичный, но если приходится выбирать менаду ним и деревом, то он, пожалуй, безопаснее и мягче. Часто желание водителя уберечь от смерти домашний скот или собаку стоило жизни ему самому или его пассажирам. Самое важное — не растеряться. Тормозите и наезжайте на более мягкую мишень — быка. Рис. 9. Нет! Впереди небольшой поворот. ограничивающий видимость, и вы не знаете, какие сюрпризы ожидают вас за ним. Поэтому не спешите, замедлите ход. пока вы не будете в состоянии просматривать дорогу далеко вперед. Рис. 10. Ни в коем случае! Никогда не сворачивайте налево в подобной ситуации. Потому что водитель, очнувшись, повернет вправо от себя в тот момент. когда вы кинетесь влево, и лобовое столкновение станет неизбежным. Лучше вам повернуть направо, даже если для этого придется съехать с дороги.Конечно, перечень опасных ситуаций этим не ограничивается. Трудно дать готовые рецепты на все случаи жизни. Советуем читателям самим вспомнить и другие ситуации, в которые им приходилось попадать на дороге, а затем представить себе и мысленно отрепетировать приемы, позволяющие избежать нежелательных последствий. И второе. Помните, что самое важное для водителя не быть застигнутым врасплох и решительно действовать в ответ на таросчегы других водителей. Поэтому не теряйте бдительность за рулем, не размышляйте о посторонних вещах — дорога не прощает невнимательности.Краснопеев осужден к семи годам лишения свободы. Дубровских, хотя прямого нарушения правил движения в его действиях не было, от работы водителя автобуса отстранен. Но дело, разумеется, не только в них. Приказом по областному автоуправлению строгие выговоры объявлены начальни нам транспортных предприятий, где ра ботали водители. И заслуженно. Их просчеты это просчеты и тех, нто должен систематически инструктировать шоферов об особенностях зимней эксплуатации. Наконец, разве дорожнини не должны были постараться, чтобы таких узких, в прямом смысле слова, мест на дороге не было? А работники ГАИ потребовать от них этого? Случилось все прошлой зимой. Но уже снова снег на дворе и, нан говорят, чем черт не шутит. Вот почему мы вспомнили былое. И рассказали о нем с надеждой, что поучительные выводы для себя сделают все, нто прочитает эти строки. Н. ВОЛОСНИКОВ. г. Курган автоинспектор21