Техника за рубежомОбъединение химических заводов «Сполана» (ЧССР) — участник международной выставки «Химия» в Москве (сен тябрь 1970 года) — организовало для специалистов экспозицию под общим названием «Автопрепараты». Наряду с уже выпускающимися и хорошо себя зарекомендовавшими средст«фридекс-специалом», «Неоксиь ами1]РЕДЛАГАЕТ «СПОЛАНА»удатось создать новые препараты , пригодные для применения в моечных автоматах. «Серво-клин», например, одно временно моет, придает блеск изащита ет краску от внешних воздействии. А подается он в струю воды, идущую под давлением 2—4 атмосферы. Обработка кузова при этом занимает всего 15 минут Тормозная жидкость «Сиптол-ГД-190», отвечающая международным требованиям (САЕ70РЗ). работает при температуре от минус 50 до плюс 190 градусов. Она не образует газовых пробок при ин тенсивном и длительном торможении чем выгодно отличается от других тормозных жидкостей. Еще одна новинка, безусловно нужна автолюбителям — п репарат «Велфобин». При зимней эксплуатации автомобиля вода, н аходящаясяв топливе, иногда скапливается в каналах и, з амерзая .«Харлей-ДавидсонЭлектра-Гляйд-ФЛХ».дом», «Автоба.тьзаком» и другими (см. «За рулем», 1969, № 6) «Сполана» показала и новинки. Ныне уже многие владельцы автомобилей пользуются у нас отечественными и зарубежными средствами автокосметики. Они помогают мыть двигатель и кузов, защищают его от действия пыли. дождя и снега, восстанавливают блеск лакокрасочного покрытия. Эти полностью оправдывающие себя препараты рассчитаны, однако, на пользование ими вручную. Специалистам «Споланы»образует пробку, закупоривающую систему питания. Освободиться от нее бывает трудно. Небольшое количество «Велфобина», введенное в бензобак при наступлении морозов, исключает такую неприятность. «Велфобин» выделит воду и освободит от нее топливо. На фото: обработка кузова на # моечном пункте «Споланы». В колонке (на заднем плане) к воде добавляется «Серво-клин», придающий краске блеск и защищающий ее от действия пыли и дождя.исключающими необходимость в регулировке. Обе модели отличаются значи3 тельным рабочим объемом — 1207 см 3 (87,3x100,8 мм) и 883 см (76,2x96,8 мм); их двигатели развивают соответственно 66 л. с. п ри 5600 об/мин и 58 л. д. при 6800 об/мин. Столь высокая мощность позволяет достигать скорости 190 км/час. Двигатели нарядус обычным кик-стартером (педаль которого по традиции располагается справа) снабжены электрическим. Наличие стартера, а такжетрехфар (модель КХ) потребовало мощного генератора (120 вт) и емкого аккумулятора (32 а-ч. 12 в). З ажигание на обеих модел ях применено батарейное с ручным опережением. Помимо ручного механизма опережения зажигания , на американских машинах можно найтии другие необычные особенности. Так. педаль переключения четырехступенчатой коробки передач находится справа, рядом спедалямитормозаи стартера. На мотоциклах с коляской устанавливается трехступенчатая трансмиссияс задним ходом. В этом случ ае сцепление включается не рычагом на руле, а педалью. Завод наконецотказался от своей традиционной передней вилки пятидесятилетней давности и стал применять телескопическую. З адняя подвеска — маятникового типа. Мотоциклы отличает очень большая база (у ФЛХ — 1500 мм, у КХ — 1440 мм). Р азмершину модели ФЛХ 5,20 — 16, а у КХ — 3,50 — 19 на передних колесах и 4.00 — 18 на задних. Первая модель весит 290 кг. в торая — 200 кг. Столь значительный вес потребовал мощных тормозов диаметром 204 мм.8АРЛЕЙ-ДАВИДСОН): СЕГОДНЯМотоциклы этой марки были довольно распространены у нас до войны. И не случайно многих мотолюбителей интересует, какие машины строит завод «Харлей-Давидсон» теперь.В настоящее время это, по существу, единственное крупное мотоциклетное предприятие в США. Оно выпускает две модели: дорожную «Электра-Гляйд-ФЛХ» и так называемую спортивную «Спортстер-КХ». На обеих по давней «харлеевской» традиции установлен двухцилиндровый V-образный двигатель с чугунными цилиндрами. Головки, однако, отлиты из алюминия. Клапаны имеют штанговый привод и. кроме того (у модели ФЛХ), снабжены «гидравлическими толкателями»,Двигатель модели«Спортстер-КХ».ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Эту усмешку наших сатиринов Ильфа и Петрова я вспоминал в Америке не раз. Да, автомобилей в частном пользовании здесь поразительно много. Что сделаешь, если во многих городах США личный автомобиль является почти единственным средством передвижения! Автомобильные концерны постарались нак следует, чтобы вытеснить и ограничить общественный транспорт. Даже столица Вашингтон не может похвастаться городским транспортом. Автобусы ходят редко, количество их ограничено, а тариф высок — поездка в один конец обходится в 25 центов (23 копейки). О дороговизне такси и говорить нечего. Хочешь не хочешь, а американцу приходится раскошеливаться на покупну, а -затем и на страховку, ремонт автомобиля и пользование дорогами. Безудержная гонка производства легковых автомобилей создала почти неразрешимые трудности для населения. Многие улицы по скорости движения возвратились к временам гужевых повозок, города стали задыхаться от выхлопных газов. Другая проблема — отсутствие мест для стоянки машин в городах. Даже поздно вечером, вернувшись домой, надо очень долго кружить по окрестностям, чтобы где-нибудь приткнуть автомобиль. Днем же, особенно в деловой части города, за стоянку надо платить на улице 10 центов в час, в гараже около 2 долларов за 8 часов. Крах такой автомобильной политики сознают и сами американцы. Спустя много лет они вынуждены спешно начать строительство метрополитена в городах, где его не было, скоростных монорельсовых дорог, подумать о некотором развитии коммунального транспорта. Но и сегодня каждый молодой американец, достигший совершеннолетия,стремится получить водительские права. Как это делается7 Вот личные наблюдения (я держал такой экзамен). Весь комплекс проверок будущего водителя проводится прямо в полицейском управлении, включая проверку остроты зрения. Кстати, этим и ограничивается медицинское освидетельствование. Нельзя же причислить сюда экзамен на так называемое умственное развитие — семь сомнительных и порой курьезных вопросов на сообразительность и находчивость. Вот, например, один из вопросов, на которые пришлось отвечать мне: «Представляет ли красивая женщина за рулем опасность для других водителей?» (Правильный ответ — нет). Знания в области правил движения определяются по той же методике, что иу нас, то есть по карточкам с готовыми вариантами ответов. Правда, вопросов вдвое больше — 20. Для зачета надо успешно ответить не менее чем на 15. Знает ли будущий водитель устройство автомобиля — никого не интересует.30