АККОРДадном кроссе команда Грузии. Каждый ее спортсмен, безусловно, мечтал о медали в личном зачете, но все же основной задачей было обеспечить победу коллективу. И гонщики сделали все, даже невозможное. Команда единственная закончила соревнование в полном составе. Каждый участник сумел принести драгоценные зачетные очни, причем ни один из них не опустился ниже девятого места. О причине успеха новых чемпионов говорится так подробно не случайно. Ведь по крайней мере еще пять коллективов имели не меньшие возможности одержать победу в финальном кроссе. Их подвели сходы зачетных гонщиков. Причем не все спортсмены прекращали борьбу из-за технической неисправности мотоцикла. Были среди них и такие, кто явно путал командный чемпионат с личным. Они выступали только до тех пор, пока еще теплилась надежда занять призовое место в своем классе. Интересы же коллектива их мало интересовали. Между тем условия, в которых проходили финальные спартакнадные соревнования, предъявили особые требования ик качеству подготовки машин, и к мужеству, выносливости гонщиков. Организаторы — Полтавский обком ДОСААФ и автомотоклуб — сделали очень много для успешного проведения кросса, но не в силах были, к сожалению, «обеспечить» хорошей погоды. Сильный дождь превратил трассу в липкое месиво. Через несколько секунд после старта почти невозможно было различить номера участников. Особенно трудно досталось женщинам. И в обычных-то условиях далеко не каждой из них удается сохранить силы дофиниша, а здесь спортсменки буквально мучились. Лишь 13 участницам из 31 удалось закончить дистанцию соревнований. Вне конкуренции была бронзовый призер первенства страны 1969 года В. Мехельсон (РСФСР). Во всех трех заездах она финишировала первой. Еще больше сошло с трассы5 юношей, выступавших в классе 175 см . Из 42 стартовавших финишировали только 13 гонщиков. Сложилась очень редкая ситуация: трое спортсменов набрали одинаковое количество очков — по четыре. Вопрос о победителе решил итог последнего заезда, в котором успеха добился юный кроссмен из Кировограда Е. Рыбальченко. Кстати, о сходах. Тяжелая трасса была не единственной причиной. Сказалось и то, что значительная часть спортсменов выступала на так называемых самодельных мотоциклах, поскольку положение о соревнованиях запрещало использовать двигатели 43-250 и 43-360 и их детали в классах 175 и 350 смз. Естественно, не все участники располагали хорошими условиями и возможностями для подготовки надежных кроссовых машин. Ограничение это перекочевало из прошлогоднего соревнования. Журнал писал тогда о неудачном эксперименте («За рулем», 1969, № 11), который на деле так и не создал равных условий для всех команд и не сохранил мотоциклы «Чезет» от разборки на части. Тем не менее запрет сохранился ив спартаниадных соревнованиях и, безусловно прибавил_ трудностей спортсменам на трассе. В этой связи уместно напомнить. что ни в шоссейно-кольцевых, ни в ипподромных гонках, также входивших в программу спартакиады, подобного ограничения не существовало. В заключение — несколько слов о других заездах. Звание чемпионов спартакиады и страны завоевали ленинградец П. Рулев (175 см3) и москвич В. Арбеков (350 см'). Но если Рулев пришел к своей победе без конкуренции — настолько явным было его преимущество перед соперниками, то Арбекову пришлось выдержать острейшую борьбу с молодым А. Кибириным. Во втором заезде опытный гонщик лишь на последних метрах дистанции сумел решить исход поединка в свою пользу. Б. ЛОГИНОВ г. Полтава спецкор «За рулем» Результаты соревновании Командный зачет (спартакиаднын): 1. Г рузинская ССР. 2. РСФСР, 3. Москва. 4. У краинская ССР. 5. Ленинград. 6. Молд авская ССР. П ервенство СССР среди юношей: 1. Ленинград. 2. Москва, 3. Г рузинская ССР, 4. Украинс кая ССР, 5. Б елорусская ССР, 6. Лат вийская ССР. Личный зачет. Юноши (175 см 3 ): 1. Е. Р ыбальченко (Украинская ССР). 2. Ю. Морозов (Москва), 3. С. Опатович (Ленинград). Женщины (175 см 3 ): 1. В. Михельсон (РСФСР), 2. Л. Тулль (Эстонская ССР), 3. Т. Алексеева3 (Москва). Мужчины: 175 см — 1. П. Рулев (Ленинград), 2. Ю. Варабин (РСФСР). 3. В. 1Овчинников (Молдавская ССР): 3 50см - 1. В. Арбеков (Москва). 2. А. Кибирин (Украинская ССР). 3. В. Петров (РСФСР).•- <2тарт JJgJi'T' •Кубок любит сильныхКогда в программе Всесоюзной спартакиады впервые появился мотобол, вряд ли кто предполагал, что дебютант превзойдет по массовости и представительности многие традиционные виды автомобильных и мотоцинлетных соревнований. Но случилось именно так. Свои спартакиады по мотоболу провели 13 союзных республин, Москва и Ленинград. В Российсной Федерации, например, первенство оспаривало около 30 команд. Эти соревнования позволили выявить много молодых талантливых мотоболистов, которые вошли затем в состав сборных коллективов. Однако некоторые республики, готовясь к финальным соревнованиям, решили не рисковать и полностью положились на силу команд, участвующих в первенстве страны по классу «А». Латвия, например, была представлена коллективом «Адажи», Казахстан — в основном «Автомобилистом». Под спортивные знамена Российской Федерации тренеры призвали пять игроков элистинской «Кометы», двух из зеленокумской «Молнии» и по одному из черкесского «Домбая» и невинномысского «Кавказа». Словом, сборная России располагала лучшими мотобольными силами и бесспорно являлась основным претендентом на победу в спартакиадных соревнованиях. Финальная часть турнира, в котором разыгрывался Кубок журнала «За рулем» (Кубок СССР), учрежденный редакцией еще в 1963 году, проходила по жесткой олимпийской системе, не признающей ничейных результатов. Это потребовало от команд мобилизации всех сил. Как и следовало ожидать, спартакнадные матчи резко отличались от обычных — тех, что мы видим в клубном первенстве страны. И, конечно, они принесли немало сюрпризов, всегда сопутствующих кубновым соревнованиям. «Адажи», например, не совсем удачно выступает в классе «А», а в спартакиадных матчах команда (под флагом Латвийской ССР) дошла до финала. Приятной неожиданностью явилось и выступление спортсменов Казахстана. Они на равных играли со сборной командой Российской Федерации. Все — в атаке, все — в обороне. Таково основное тактическое правило, которым руководствовались участники спартакиадного турнира. Думается, эта система игры теперь прочно привьется ив нашем клубном чемпионате. Большая работоспособность, высокая скорость всех линий особенно выделяли команды Российской Федерации, Латвии, Москвы и Казахстана. Именно эти коллективы завоевали право оспаривать призовые места на спартакиаде. Полуфинальные поединки прошли в упорной и равной борьбе. В обоих матчах преимущество в счете было минимальным. Команда Латвии, забив на своем поле единственный гол в ворота москвичей, вышла в финал, где ей предстояло встретиться с мотоболистами Российсной Федерации, выигравшими у спортсменов Казахстана 3 : 2 . И вот Зеленокумск — небольшой уютный городок, где мотобол так же популярен, как, скажем, хоккей в Воскресенске. Здесь на прекрасном мотодроме состоялись два решающих матча. О первой нстрече, в которой определялась судьба третьего места, говорить много не приходится. Слишком очевидным было преимущество команды Казахстана над спортсменами Москвы. Об этом свидетельствует и счет поединка 6 : 0. А вот второй, финальный матч мне как тренеру мотоболистов Российской Федерации запомнится надолго.