линейной траектории. Водитель компенсирует это отклонение поворотом рулевого колеса, и машина сохраняет прямолинейность, Двигаясь с повернутыми на некоторый угол передними колесами. Если скажем, боковой ветер неожиданно ослабнет или изменит направление, форма шин мгновенно восстановится. Однако за время реакции водителя (в среднем оно принимается за 1 секунду) при скорости 140 км/час автомобиль, продолжая движение с повернутыми на некоторый угол передними колесами, переместится в поперечном направлении примерно на 3 метра и может столкнуться с соседней машиной или выехать за пределы проезжей части дороги. Сравнительно недавно обратили внимание на явление гидропланирования шины на мокром покрытии при движении даже со сравнительно невысокой скоростью. Сущность этого явления заключается в следующем. Профиль протектора обеспечивает отвод воды из зоны контакта шины с влажным покрытием и достаточное сцепление даже на большой скорости. Если протектор изношен, то характер взаимодействия шины с покрытием существенно меняется. Шины передних, ведомых колес уже не в состоянии обеспечить удаление всей воды из зоны контакта, колеса как бы всплывают 1над покрытием. Установлено, что Шри скорости около 100 км/час малолитражный автомобиль с изношенными шинами «а мокрой дороге полностью теряет контакт с ее поверхностью, и передние колеса просто скользят на водной подушке. Наконец, в темное время следует учитывать, что фары современных автомобилей удовлетворительно освещают дорогу на расстоянии не более 150 метров и что видимость в свете фар в значительной степени зависит от цвета и отражательных способностей покрытия. На гладком асфальте видно намного хуже, чем на шероховатом. Это объясняется тем, что гладкая поверхность, как зеркало, отражает сеет главным образом в одном направлении — от водителя. Шероховатая поверхность отражает свет фар более или менее равномерно по всем направлениям. Однако в лучшем случае видимость все же, как отмечалось, не превышает 150 метров. Пешеход на проезжей части становится заметным при дальнем сеете лишь с расстояния около 100 метров. Простые расчеты показывают, что в ночное время максимально допустимы скорости порядка 80—90 км/час, чтобы можно было остановить автомобиль перед неожиданно появившимся препятствием. Отмеченные выше особенности движения на высоких скоростях следует хорошо знать водителям, чтобы не подвергать опасности ни себя, ни других участников движения. М. АФАНАСЬЕВ, заместитель начальника отдела организации движения ВНИИ МВД, кандидат технических наукВ искусстве безаварийной езды множество составляющих. Можно, например, самому водить автомобиль «без сучка, без задоринки» и все же не уберечься от происшествий. Пусть вы никогда не нарушаете Правил движения, но нельзя рассчитывать, что так r~^v_ 0 « Г * — " * ^ ездят и остальные. К тому же не исключены встречи _1^-* "--^^ с неумелым водителем или ситуации, ни одними правилами не предусмотренные. Чтобы свести такие вероятности к минимуму, мало соблюдать правила движения. Надо уметь мгновенно схватывать и анализировать обстановку, в какой-то мере предвидеть опасные ситуации, а точнее, — понимать условия, в которых они чаще всего возникают. Такие задачи водитель должен решать прямо-таки автоматически, ведь в критический момент времени на размышления не будет. А для автоматизма нужен опыт. В авариях он дриобретается слишком дорогой ценой. Мы предлагаем читателям более безопасный путь: рассмотреть и запомнить несколько типовых задач и решений, моделирующих ситуации, которые складываются на дорогах довольно часто. Здесь мы публикуем первую подборку таких задач.Рис. 1. Ситуация: Вы едете по извилистой горной дороге и видите в зеркало, что какой-то автомобиль настигает вас и его бросает из стороны в сторону, будто водитель пьян. Вы хотите привести его в чувство. Как? Замедлить ход? Нажать на газ? Просигналить, чтобы он проезжал? Дать ему пройти мимо?Рис. 4. Ситуация: Водитель встречного автомобиля остановился посредине проезжей части с намерением повернуть налево. Предупредительный сигнал им подан, и все равно он совершает ошибку. В чем она?Рис. 2. Ситуация: На большой скорости вы движетесь по свободной магистрали. Все прекрасно. Но где-то и здесь есть опасный участок пути. Вы его видите? Если да, то что вы собираетесь предпринять?Рис. 5. Ситуация: Едущий рядом с вами включил правую «мигалку». Если вы толковый водитель, то сможете понять, в чем кроется опасность данной ситуации. Разгадать ее не просто, но она есть. В чем эта опасность заключается?Рис. 3. Ситуация: Ваша машина и соседняя справа движутся со скоростью около 100 км/час. Продолжая движение почти рядом, вы в потенциально опасном положении. В чем оно заключается?Рис. 6. Ситуация: Встречный автомобиль идет на обгон и занял вашу полосу движения. Если этот лихач не освободит ее в самую ближайшую секунду, вам придется свернуть самому. Но куда? В кювет?20