ОБРАЗЦОВОМ2. ЕСЛИ ЗА ДЕЛО ВЗЯТЬСЯ С ДУШОЙ*В один из дней после занятий группа, которую ведет Г. С. Ураков, обсуждала итоги месяца. Преподаватель держал лист бумаги с оценками курсантов. Были здесь пятерки, четверки, тройки и даже двойки. Неуспевающие чувствовали себя неуютно. Большинство выступавших на собрании ребят, комсомольцев осуждали их, корили за то, что тянут группу назад, и предлагали меры помощи — дополнительные занятия, консультации, индивидуальное шефство над отстающими. Примерно так же проходили собрания в конце первого месяца учебы в других группах. — Теперь взгляните на ноябрьские, декабрьские оценки, — говорит Ураков, показывая табель учета успеваемости. Омотрю: двойки исчезли, меньше стало троек. Зато прибавились четверки и пятерки. В других группах тоже заметны сдвиги к лучшему. Прикидываю: средняя месячная оценка перевалила за 4 балла. Беседую с другими преподавателями, инструкторами — В. А. Чубукиным, Э. Г. Бастьяном, И .И. Бельковым, Д. Е. Пивоваровым — хочу выяснить их мнение об успеваемости. — Это наши, так сказать, внутренние баллы, решающее слово будет за экзаменационной комиссией ГАИ, — говорит Э. Г. Бастьян. И помолчав, добавляет: — Пока что результаты нас не удовлетворяют. Четыре с половиной балла на круг — вот с чем мы должны подвести к экзаменам каждую группу. Таковы обязательства клуба в честь XXIV съезда нашей партии. Не знаю, всегда ли неудовлетворенность сделанным — стимул к достижению более высоких показателей, но из бесед с начальником клуба, преподавателями, инструкторами, мастерами производственного обучения я вынес глубокое убеждение: тут не терпят малейших проявлений самоуспокоенности. Ежедневно, можно сказать, ежечасно педагогический коллектив клуба думает над тем, как повысить качество обучения будущих военных водителей. Качество обучения. Сухое, казенное, * Окончание. Начало ла за 1970 год. V в № 12 журна-В классе технического обслуживания автомобилей.вроде бы, словосочетание. А как много живого стоит за ним. Это и серьезное знание техники, и навыки вождения в сложных условиях, и умение ухаживать за автомобилем, и закалка, и знакомство с основами военного дела, и многое, многое другое. Что же позволяет коллективу клуба день ото дня подниматься вверх? В начале корреспонденции упоминались собрания, на которых сами курсанты обсуждают результаты месячной работы, узнают об итогах социалистического соревнования между группами. Собрания — лишь частица той большой и разносторонней политико-воспитательной работы, которая ведется в Омском клубе. В начале осени жители города стали свидетелями необычного шествия.' Впереди — колонна мотоциклистов, за ней стройные ряды подтянутых парней с флагами и транспарантами. Это воспитанники автомотоклуба, вчерашние курсанты, призванные на армейскую службу. Потом был митинг на площади, песни, веселье. Руководители клуба, преподаватели заранее готовятся к проводам своих питомцев в армию. В торжественной обстановке вручают поощрения отличникам учебы, значки «Готов к защите Родины» и, конечно, водительские удостоверения. Выпускники клуба идут на службу, уже представляя себе армейскую жизнь. Они не раз бывали в гостях у курсантов Омского танкового технического училища, с которым клуб поддерживает тесную связь. Здесь они знакомились с бытом и боевой учебой курсантов, были в музее боевой славы, на танкодроме. Каждое массовое мероприятие работники клуба стараются проводить не «для галочки», не формально, а так, чтобы оно оставило след в душе ребят. Это относится ик традиционным встречам юношей с ветеранами войны и труда, и к поездкам по памятным местам, и к читке писем из воинских частей — от питомцев клуба. Иногда можно наблюдать картину, характерную для клуба. К зданию его группами, поодиночке идут люди далеко не призывного возраста. Это родители курсантов. Их приглашают в клуб, чтобы рассказать, как учатся и ведут себя их сыны. Родительские собрания проводятся регулярно. Наних обычно присутствуют все преподаватели, мастера, инструкторы, сотрудники военкомата. И это представительство создает атмосферу, которая так необходима, чтобы и курсанты и их родители почувствовали, сколь серьезна и ответственна учеба в клубе. Можно назвать и другие формы воспитания, которые благотворно влияют на формирование характеров юношей, готовят их к армейской службе. Скажем, такая вещь, как наглядная агитация — стенды, витрины, выставки. Бывает, что висят они годами, выцветают, ветшают и уже ни у кого не могут вызвать интереса. В Омском клубе наглядная агитация привлекает актуальностью, выдумкой, хорошим вкусом. — Было время, — рассказывает Иван Дмитриевич Кононов, — когда воспитатели жаловались: охладели-де ребята к беседам, докладам, лекциям. Плохие, значит, лекции, говорю, если к ним нет интереса. Подумали, как оживить устную пропаганду. Решили, что надо больше привлекать людей, которым есть что рассказать будущим водителям и которые владеют лекторским даром. Среди офицеров-фронтовиков, комсомольских работников, работников ГАИ, руководителей автохозяйств, членов общества «Знание» нашлись такие люди. И все-таки самое главное и самое важное в подготовке водителя — это учебные занятия. ...Мы в учебных аудиториях. Преподаватель В. А. Чубукин ведет занятия по теории автомобиля. В классе на вращающихся подставках разрезы двигателей, коробок передач, мостов и других агрегатов. Здесь же действующие макеты, стенды, плакаты, раскрывающие устройство ЗИЛ-130, ГАЗ-53, ГАЗ-51 и других машин. В оснащении классов приняли участие преподаватели и курсанты. При изучении теории автомобиля, правил движения преподаватели пользуются не только действующими моделями, макетами, но и документальными фильмами. Большое внимание уделяется техническому обслуживанию автомобилей, умению обнаружить и устрашить неисправность и, конечно, практике вождения. Ежедневно на автодром, на улицы города по заранее утвержденным маршрутам выходит около 40 учебных машин. В самых различных условиях, в том числе ночью, в колонне, на труднопроходимо и местности юноши учатся управлять автомобилем так, как это потребуется на армейской службе. Не пустуют классы и во внеурочное время. Идут консультации. Разъясняют, показывают, не считаясь со временем. Тут каждый подходит к делу с высокой мерой ответственности. Если к этому добавить то, о чем мы кратко рассказали выше: прекрасную воспитательную работу, требование к порядку, дисциплине, то станет ясно, почему Омский автомотоклуб много лет по праву считается образцовым и почему именно этот клуб первым среди учебных организаций ДОСААФ взял на себя повышенные обязательства в честь XXIV съезда КПСС. И. СИНИЧКИН, нештатный корреспондент «За рулем» г. Омск.3