12
13
14
Идея этого заседания «Клуба» родилась давно. Н ам хотелось провести его в гараже, прямо у машины опытного автолюбителя. Не просто водителя со стажем, а человека, который придумал и сделал на своем автомобиле разные полезные усовершенствования и приспособления, облегчающие обслуживание и ремонт. Главными их достоинствами должны быть практичность и простота, чтобы изготовить их было по силам каждому. Помог случай. А точнее — постоянные связи с читателями. Нет дня, чтобы в редакцию не пришел автолюбитель со своими вопросами, замыслами, предложениями. Однажды к зданию редакции подъехала «Волга». Ее владелец назвался Леонидом Ивановичем СОЛОВЬЕВЫМ. Инженер-полковник в отставке Л. И. Соловьев сел за руль автомобиля в сорок третьем году, когда принимал технику для фронта. Автолюбителем стал вш о.1. Ваш помощник браслетГОСТЯХ У АВТОЛЮБИТЕЛЯДальние поездки, охотничьи и рыбацкие экспедиции, грибные вылазки — обязательные пункты обширной летней программы автолюбителя. Но кто не смотрел с опаской на небо: дождь пойдет, и не выберешься из тех чудесных мест, куда, к сожалению, пока не всегда есть хорошая дорога. Для таких ситуаций у меня несколько простых, но надежных, проверенных многолетней практикой помощников. Советую взять их «на вооружение» всем, кто не хочет оставаться пленником асфальтированных дорог, кто не против выбраться на проселок, попеглять по лесу. В таких условиях незаменимы порой браслеты противоскольжения. Рекомендую обратить на них внимание. Такие браслеты выпускает наша промышленность. Я купил, например, их в московском магазине «1000 мелочей». Цена — 2 рубля 20 копеек штука. На каждое ведущее колесо нужно четыре браслета. Они укрепляются на шине 'при помощи ремней, которые проходят сквозь отверстия обода. Большое удобство этогоантибуксовочного приспособления в том, что для его монтажа не нужно, как при установке цепей, поднимать машину домкратом, выпускать воздух из шин и вновь их накачивать. Затягивать ремень крепления надо как можно туже, смещая его к краю отверстия в ободе в направлении, противоположном вращению колеса. Если не удалось приобрести комплект браслетов, сделайте их сами по чертежам, приведенным на рис. 1. Все металлические детали — стальные. Стойки 3и4 привариваются к пластине 1. При этом проследите, чтобы рычаг 5 (его устанавливают вместе со стойками) вращался свободно, а размеры строго выдержите по чертежу. Цепи 2 сделаны из проволоки диаметром 6 мм, размер звеньев примерно 21X31 мм. Крайние звенья после установки их в отверстиях пластин нужно, конечно, заварить. Ремень 6 (из прочного кожзаменителя, толстого прошитого брезента или другого подобного «фитиля») продевается через црорезь пластины и приклепывается четырьмя заклепками диаметром 4мм со стальными шайбами с обеих сторон. На рис. 2 показано, к ак установить браслет.Рис. 2. Установка браслетов проти воекольжения.Рис. 1. Браслет противоскольжения: 1 — пластина- 2 ка; 4 — левая стойка; 5 — рычаг замка; 6 — ремень; 7цепь; 3 — правая стойзаклепка.Р и с. 3. Так закрепляется лебедка с трубой; 1 — лебедка; 2 — штырь; 3 — труба.12 1954 году. Более 100 тысяч километров проехал он на своей «Победе», а в 1959 году ее сменила «Волга». Он показал нам несколько интересных усовершенство ваний, которые уже много лет применяет не только он сам, их автор, но и многочисленные друзья и знакомые. Все усовершенствования тщательно продуманы, аккуратно выполнены. А почему бы и не... Словом, очередное заседание «Клуба» решено было провести в гостях у Соловьева. И вот уже Леонид Иванович знакомит нас со своим «хозяйством». Мы придирчиво разглядываем самодельные кронштейны и съемники, заглядываем под капот ив багажник, взвешиваем «железки» на ладони. Столько всего, что глаза разбегаются. В конце концов отбираем девять, на наш взгляд, наиболее заслуживающих внимания усовершенствований и просим Леонида Ивановича поподробнее рассказать о каждом.2. Один на один с бездорожьемСлучается, что и браслеты не помогают. Приходится пускать в ход лебедку-самовытаскиватель. Чтобы лебедка работала, ее корпус должен быть закреплен неподвижно. Обычная схема такова: корпус лебедки закрепляют на дереве или каком-либо другом неподвижном предмете, а трос от нее тянется к автомобилю. Но далеко не всегда именно там, где надо, стоит удобное дерево, а вбивать, как рекомендуют в разных инструкциях, кол, чтобы закрепить лебедку, не советую и пытаться. В багажнике моей «Волги» всегда лежит занимающее очень мало места простое приспособление (рис. 3), которое практически позволяет закрепить лебедку всюду. Это отрезок водопроводной трубы 3 длиной 1030 мм. Он как раз укладывается поперек багажника «Волги». В нем просверлено семь наклонных сквозных отверстий, а у одного из концов — скоба и фиксатор для установки ле&едкн. И еще — семь стальных гвоздей-штырей 2 длинойоколо 350 мм « с острыми концами. Трубу с закрепленной на ней лебедкой 1 укладываем на землю, забиваем в грунт молотком дальний от лебедки гвоздь и легким натяжением троса ориентируем систему точно, как нужно. Теперь забиваем остальные штыри, и лебедка легко подтягивает автомобиль на сухое место. Идея такого крепления лебедки была мне подсказана автолюбителем Е. Д. Машеровым.Л. И. Соловьев у своей «Волги». из стального прутка, болтик 3с резьбой Мб по всей длине и шлицем для отвертки — вот и все. Под головку болта положена шайба. При затяжке хомутика шланг должен быть полностью им опоясан, так чтобы язычок оказался прижатым под концом с гайкой. Конструкция получается надеяс«ой, удобной для подтяжки и повторной установки.3. Маленький хомутик — большая пользаВносить в порядке самодеятельности какие-го принципиальные изменения в заводскую конструкцию автомобиля — по меньшей мере несерьезно. Современные двигатели, агрегаты трансмиссии, шасси практически совершенны, и, кроме того, все их параметры жестко взаимосвязаны. Изменение одного может повлечь за собой нежелательные последствия для других, и я думаю, что капитальные переделки в4. Не полка, а стеллажПолку в багажнике «Волги» я сделал по рекомендации, опубликованной вашим журналом. Она вырезана из куска 5-миллиметрового дюралюминия (можно взять 10-миллиметровую фанеру) и прикреплена на четырех болтах от кронштейнов петель крышки багаяшика. В дополнение советую: не доводите полку до левой боковой стенки багажника. В пространстве между этой стенкой и краем полки отлично размещается канистра с запасом бензина. В средней части между опорными кронштейнами поместите выдвижной ящик размером 70X320X690 мм, разделенный на отсеки, к ак показано на рис. 5. В переднем, в пяти пластмассовых бутербродницах (из магазина «Синтетика») с крышками я дерясу мелкие детали и разный крепеж. В других — мелкий инструмент, переносную лампу, паяльник и т. п. По существу это уясе не полка, а небольшой стеллаж. Справа от кронштейна у меня на полке лежит ветошь, необходимая каждому автомобилисту.Р ис . 4. Хомутик для шлангов: 1 — язычок: 2 — гайка: 3 — болт с шайбой; Д — диаметр шланга."Р и с. 5. Выдвижной ящик для мелких деталей в багажнике .машине пользы не принесут. Куда больший прок от нехитрых и, как кажется на первый взгляд, примитивных нововведений. Часто они оказываются просто незаменимыми. Я хочу рассказать о нескольких небольших усовершенствованиях, проверенных практикой и создающих дополнительные удобства в пользовании машиной. Одно из них — измененные стяжные хомутики резиновых шлангов (рис. 4). Я сделал их из стальной ленты толщиной 1 мм и шириной 15 — 16 мм. Заготовку загнул на оправке из трубы того же диаметра «Д», что и шланг. Чем больше диаметр, тем длиннее должен быть язычок 1. Его острые края надо закруглить, чтобы при затяжке он не царапал шланг. Гайка 25. Укротитель строптивых пружинТеперь о некоторых дополнительных приспособлениях, облегчающих уход за автомобилем и ремонтные работы. Начнем со съемника для пружин тормозных колодок. Если вам уже приходилось по какой-либо причине демонтировать их и затем вновь устанавливать в барабан, вы знаете, как это трудно, а иногда и небезопасно.Р и с. 6. Съемник для тормозных пружин.13 Самые простые большие пассатижи. которые продаются в магазинах хозяй ственных товаров, да несколько часов работы — и у вас надежный, простой и удобный инструмент для онятия и установки пружин (рис. 6). Основная часть обработки губок делается на точиле. Нужно удалить затушеванные на чертеже части металла. Прорезаем зуб и окончательно опиливаем его до нужных размеров трехгранным напильником. Края рабочих концов закругляем. Чтобы .снять пружину, надо завести под нее прорезь зуба, вставить другой конец (вторую губку) в отверстие колодки, расположенное рядом с тем отверстием, где зацеплена пружина, и, сжав губки съемника, натянуть пружину, вывести ее конец из отверстия колодки. А для установки — сначала заводим один из концов пружины с задней стороны колодки и зацепляем крючок в ее отверстии. Затем ставим крючок второго конца пружины на зуб съемника, захватываем «клювом» инструмента большее отверстие в колодке рядом с меньшим, предназначенным для пружины, и, сжимая губки щипцов, ставим пружину на место. Если крючок зацепился, но не вошел полностью, можно легким ударом поставить его на место.7. Для демонтажа антенны и приемникаПроточите, кале показано на рис. 8, головку стандартного торцового ключа размером 19 мм, просверлите в ней отверстия для бородка — и, помимо своего прямого назначения, этот инструмент станет незаменимым для демонтажа и монтажа антенны и радиоприемника.6. Съемник взамен молоткаИзвлечь шайбу переднего пальца рессоры «без молотка» нелегко. Мне в этом деле помогает съемник. Принципиально он такой же, как описанный в книге «Автомобиль ГАЗ-21 «Волга». Но конструктивно я выполнил его подругому — в виде чашки .с двумя отверстиями (рис. 7). Шайбу накрываем чашкой съемника, в отверстия пропускаем два болта М8Х1.25 с резьбой по всей длине и заранее навернутыми примерно на 3/4 длины болта гайками. Болты ввертываем в резьбовые отверстия, к ак показано на рис. 76, после чего, вращая поочередно гайки, извлекаем шайбу.8. Портативный умывальникЕще одна «мелочь» — умывальник из резиновой грелки для воды. Чтобы ее ушки не обрывались, я ввел в их отверстия металлические вставки (рис. 9). Теперь грелку можно подвешивать. А в горловину я завернул пробку со штуцером, который 5-сантиметровым куском трубки соединил с краником. Эти детали, к аки грелку, купил в аптеке.9. Диагностический щупОчень удобен при диагностировании неисправностей в электроцепях автомобиля специальный пробник-щуп. Я сделал такой прибор {рис. 10) сам. Все его основные детали — части разных бытовых вещей. Корпусом служат футл яри трубка от противогриппозного патрона-ингалятора, который есть в любой аптеке. В центре корпуса 1и колпачка 2 сверлим отверстия диаметром 6 мм. В них вставляем штепсельные гнеяда 4 (продаются в магазинах «Учколлектор»), которые надо укоротить так, чтобы верхнее выступало над гайкой не более чем на 1—2 мм, а нижнее было с ней заподлицо. В качестве щупа 5 отлично подходит старый стержень от шариковой ручки. Удаляем шарик, запаиваем конец оловом и опиливаем. Стержень вставляем в отверстие гнезда. Нижний' выступающий конец пропаиваем по контуру с гнездом и отрезаем. Под гнезда снаружи ставим фасонные шайбы 6, которые применяются для крепления обивки. Сборка щупа ясна из рисунка. Между двумя простыми шайбами прокладываем шайбу с язычком, к которому припаян проводник 3 из двух-трех медных жилок. Патроном 8 служит упомянутая трубка от ингалятора, укороченная (с заостренного конца) до 22 мм. Внутри нее есть резьба, куда отлично входит лампа А12-1.5, освещающ ая багажник «Волги». К цоколю лампы припаиваем выводную пластинку 7 из фольги, а к другому контакту на торце — провод 9. Начинаем сборку. Продеваем провод через патрон и вставляем в него лампу. Теперь отгибаем пластинку 7и припаиваем к ее концу вывод 3. На провод 9 надеваем хлорвиниловую трубку 10. От выпадения из гнезда ее удерживает предварительно сделанный на трубке буртик (шириной около 2 мм) из изоляционной ленты. Чтобы провод не выскочил, завязываем на нем узелок. На свободный конец провода ставим зажим-«крокодил». Щуп готов. Если в цепи есть ток, лампа при замыкании загорается и верхняя часть колпачка ярко светится.Р ис . 7. Съемник шайбы рессоры: действие съемника.а — съемник; б-Ф&-г«тЬНОПР0М9i1 ёГ" ••I--Г':V/У*-Ч —г1 'Р и с. 9. Вставки для ушек грелки: а — большая; б — малая.iUz,шР ис . 0. Ключ для монтажа антенны и радиоприемника.Р ис . 10. Щуп-тестер: 1 — корпус; 2 — колпачок; 3 — выводной проводник; 4 — штепсельное гнездо; 5 — щуп; • 6—фасонная шайба; 7—выводная пластинка: 8 — патрон; 9 — провод; 10 — изоляционная трубка.