14
15
Всегда строюНе так давно в одной из передач цикла «Служу Советскому Союзу» телевидение познакомило широчайшую аудиторию с военными автомобилистами. Думаю, в ней достаточно убедительно было показано, сколь большие и ответственные задачи ложатся на их плечи в сегодняшней армии, какими высокими человеческими качествами, мастерством обладают те, кому доверена самая совершенная автомобильная техника. Мы же в этой статье, приуроченной к годовщине Советских Вооруженных Сил, остановимся на истории их автомобильной службы, -а начнем даже с предыстории, к чему «сть свой повод — 80 лет со дня первой проверки в России пригодности автомобиля для военного дела. Русская военная мысль уже на заре рождения автомобиля усиленно работала над тем, чтобы найти ему место я армейских условиях. В конце XIX века вышла книга А. Таненбаума «О применении автомобилей», а также опубликован ряд статей по «военно-самокатному вопросу в русской армии». Авторы предлагали использовать новое средство транспорта в качестве разведывательных и боевых бронированных машин, для связи и транспортных целей. Первая опытная проверка была сделана в 1897 году на белостокских маневрах. Позже, в 1902 году в районе Киева и Курска прошли испытания 10 автомобилей в качестве механической тяги артиллерии. Этим же целям служили и многочисленные пробеги, проведенные в 19071913 гг. Первые автомобильные команды возникли в русской армии в 1906 году. Четыре года спустя их переформировали в автомобильные роты. В 1910 году создана и первая учебная автомобильная рота, которую в 1915 году преобразовали в военно-автомобильную школу. В связи с событиями 1913 года на Балканах было принято решение сформировать до 1919 года 44 автомобильных роты, шесть авторемонтных мастерских, а все штабы до дивизионных включительно укомплектовать автомобильными подразделениями. На это военное ведомство отпустило 82 миллиона рублей, из них половину — для приобретения техники. Однако начавшаяся в 1914 году мировая война помешала выполнить эту обширную по тем временам программу. К тому моменту удалось создать только 11 рот. Uармия в получении автомобильной техники. Из-за промышленной отсталости царской России машины, главным образом легковые, закупали за границей. В 1913 году автомобильный парк страны насчитывал всего 9 тысяч машин. Это, конечно, не могло служить серьезной базой для оснащения войск. Тем не менее в июле 1914 года по новому закону «Об автомобильной воинской повинности» было изъято у частных лиц для военных нужд 5362 легковых и 475 грузовых автомобилей, а также 1852 мотоцикла. Чтобы исправить положение, военное ведомство организовало крупные закупки техники за границей. На приобретенные машины ставили пулеметы и -использовали их как тачанки (в войсках было сформировано несколько пулеметных взводов на автомобилях). Зенитные батареи получили пушки, смонтированные на грузовиках. Машины оснащали бронекорпусами и сводили в бронеавтомобильные дивизионы. Так создавались боевые -автомобильные подразделения. В эти же годы оформляется как самостоятельная автомобильная служба для обеспечения действий войск в полевых условиях, а в Генеральном штабе — органы руководства ею. Еще в 1913 году было разработано «Положение о самодвижущихся повозках в армии», которым определялись условия хранения, обслуживания и использования автомобилей, правила движения по дорогам и улицам, режимы построения и движения колонн. В 1914 году увидели свет проект «Строевого устава автомобильных частей» и «Наставление для автомобильной службы». Они стали для нее первыми руководящими документами. С 1911 года введена особая форма для шоферов и установлена эмблема (кстати, существующая до сего времени). Выпускникам автомобильной школы выдавался особый нагрудный знак. Свое второе рождение, на совершенно новой основе, автомобильная служба лережила после Великого Октября с созданием Красной Армии. Вождь революции В. И. Ленин лично заботился об этом. Он указывал, что в современной войне «берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины...» Руководствуясь этими положениями,приняли ряд важных решений по обеспечению Красной Армии автомобильным транспортом. Так, 16 мая 1918 года В. И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров о полном использовании всех видов транспорта для перевозки войск и военных грузов. 21 августа 1918 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров о передаче в военное ведомство до 50% всех имеющихся автомобилей в стране, лучших, наиболее мощных и полностью пригодных для работы во фронтовых условиях. 21 ноября 1918 года Совнарком под председательством В. И. Ленина принял специальное решение «Об обеспечении действующей Красной Армии автотранспортом и урегулировании эксплуатации его», которое предусматривало мобилизацию автомобилей, определяло порядок их эксплуатации и ремонта. 27 августа 1919 года по предложению В. И. Ленина принято решение «О мобилизации в Красную Армию шоферов, обслуживающих мобилизуемые машины». Меры, принятые В. И. Лениным, партией большевиков, дали свои результаты. В ходе гражданской войны в Красной Армии, которой досталось от прошлого всего 4 тысячи машин, фактически заново была создана автомобильная служба. В 1920 году наша армия располагала уже 7,5 тысячи автомобилей. Они находились в отдельных автоотрядах и непосредственно в войсках. Примечательно, что уже в то время штат стрелковой дивизии предусматривал 98 автомобилей (к сожалению, из-за нехватки машин дивизии фактически были укомплектованы лишь на 25—30%). В эти же годы был издан и основной руководящий документ — «Инструкция о службе и походных движениях автомобильных частей на фронте». Она устанавливала скорость движения 20—25 верст в час, суточный пробег — 150 верст, дистанции между машинами — 50 шагов. Основной задачей автомобильных частей считался подвоз материальных средств и перевозка войск. Так, уже в 1920 году грузы для Первой конной -армии подвозились автомобилями от Житомира до Новоград-Волынского на расстояние 80—100 километров. Другой пример: в 1919 году 35 автомобилей были использованы для перевозки 5-гоАвтомобильная служба нашей армии имеет предысторию. В 1976 году исполняется 80 лет со дня первой проверки в России автомобиля для военного дела. Помещенные здесь снимки относятся к этому периоду. А современная автомобильная техника представлена на 2-й странице обложки — 1-й странице номера.Один из четырех «руссо-балтов» модели «С24/30», участвовавших в испытательном пробеге военного ведомства 1912 года. В отчете комиссия пробега сочла «эту машину вполне пригодной для военных надобностей». расстояние 180 километров в район Симбирска. Как видите, уже тогда наша автомобильная служба была в состоянии решать серьезные задачи. Однако дальнейшая моторизация Красной Армии сдерживалась отсутствием собственного производства автомобилей. При всех экономических трудностях В. И. Ленин, партия большевиков с первых дней Советской власти делают шаги к налаживанию автомобилестроения. В августе 1920 года Совет труда и обороны принимает решение «Об организации образцового производства автомобилей на заводе АМО». Гражданская война н вызванная ею разруха в народном хозяйстве не позволили быстро осуществить намеченные задачи. Лишь в 1924 году начат выпуск машин на заводе АМО в Москве, в 1925 году — в Ярославле. Но они давали мизерное в сравнении с нуждами страны количество машин. Коренной перелом произошел в годы первых пятилеток — после ввода в строй горьковского автомобильного завода и реконструкции АМО (ныне ЗИЛ). Так, в 1934 году выпуск автомобилей в стране составил уже 72,5 тысячи, в 1938 году — 211 тысяч машин. Создание прочной материально-технической базы позволило перейти к моторизации Красной Армии. На 1 января 1937 года автомобильный парк наших Вооруженных Сил уже превышал 40 тысяч машин, а к началу Великой Отечественной войны составлял около 300 тысяч. Если в 1929 году на одного бойца приходилось 2,6 лошадиных силы, то в 1933-м — уже 7,8, а в 1939-м — 13 л. с. В этот период создается стройная система оснащения войск автомобилями. В каждой стрелковой дивизии для подвоза грузов формируются автомобильные роты, в корпусах и армиях — батальоны, в военных округах — полки, а в центре — автомобильные бригады. Здесь важно отметить, что первый в мире механизированный корпус, в котором вся пехота перевозилась автомобильным транспортом, артиллерия шла на механической тяге, а боевая техника родов войск была смонтирована на шасси автомобилей, родился у нас в стране еще 1932 году. Перед Великой Отечественной войной в войсках идет организация подвижных ремонтных средств, издаются специальные документы, проходит перестройка руководящих орга-рокая учебная сеть: запасные и учебные автомобильные части, военные автомобильные училища, академия. Большую роль сыграла автомобильная служба в годы Великой Отечественной войны. Партия и правительство в это трудное время постоянно проявляли заботу об укреплении и развитии автомобильных войск. Автомобильный парк к концу войны вырос в 2,5 раза, сформировано несколько сот автомобильных частей, подвижных ремонтных частей, складов, учебных и запасных полков. В годы войны наша промышленность наладила производство гусеничных быстроходных тягачей как средства механической тяги артиллерии больших и средних калибров. Дивизионная и противотанковая артиллерия полностью перешла на механическую тягу. С первых дней войны автомобиль стали использовать как шасси для гвардейских реактивных минометов — знаменитых «катюш». Автомобильные части за годы войны внесли достойный вклад в дело победы над врагом. Уже 24 июня 1941 года автотранспортом из района Барановичи в район Слонима были доставлены четыре дивизии. Их тут же ввели в сражение с прорвавшимся противником. На Южном фронте в период боев у Днепра с августа по октябрь 1941 года переброшены на угрожаемые участки 23 дивизии. Из-под Москвы к фронту в 1941 году перевезены 10 дивизий. В 1941 — 1942 гг. на льду Ладожского озера работали 4 тысячи автомобилей, которые доставили осажденному Ленинграду за две зимы 600 тысяч тонн грузов, вывезли 750 тысяч жителей. В Сталинградской битве автомобильным транспортом переброшены 20 дивизий, которые обеспечили создание группировки войск, окружившей и разгромившей врага. За последние полтора года войны автомобильный транспорт использовался при перегруппировке 27 армий, 11 корпусов, 32 дивизий. Всего за годы войны автомобилями перевезено более 100 миллионов тонн грузов. Родина высоко оценила подвиги и ратный труд военных автомобилистов. Семьдесят три автомобильных части и соединения награждены орденами, пяти из них присвоено почетное наименование городов, в освобождении и взятии^•*53вгЯЯ5*^м»:^«ЛшшБронеавтомобили русской армии «Остин» на фронте в 1914 году.ттоторьпг они—участвовали^ одиннадцати водителям присвоено звание Героя Советского Союза. После войны в Советских Вооруженных Силах продолжалось интенсивное внедрение автомобильной техники. В начале шестидесятых годов завершена моторизация нашей армии. Это значит, что весь личный состав посажен на машины, и стрелковые войска, таким образом, стали мотострелковыми. Артиллерия всех калибров полностью переведена на механическую тягу. Шасси автомобилей стали основной базой для монтажа вооружения и боевой техники. Это радиостанции, передвижные пункты управления, топливо- и маслозаправщики, прожекторы, машины химической защиты, инженерные и многие другие установки. На автомобильных шасси монтируются пусковые установки ракет, реактивных минометов и другого вооружения. Автомобиль проник буквально во все звенья войскового организма. Если в период Отечественной войны автомобильный транспорт использовался в основном для подвоза грузов в тылу, то сейчас значительная часть его находится непосредственно в подразделениях и частях и предназначена для обеспечения их боевых действий. Ни один пуск ракеты, артиллерийский залп, боевая работа специальных войск (инженерных, химических, связи и других) не мыслятся без участия автомобиля. Только подготовка самолета к вылету требует множества различных автомобилей. Наряду с оснащением войск специальными машинами резко увеличилось и количество грузовиков. Теперь любая часть или соединение может погрузить на них все свои боеприпасы, i орючее, продовольствие, военно-техническое имущество. А вес этих запасов весьма велик, ом обеспечивает ведение боевых действий без пополнения в течение нескольких суток. Количество машин в Советской Армии сегодня огромно. Один пример. Глубина походной колонны современной мотострелковой дивизии на марше по одной дороге при уставных дистанциях достигает многих десятков километров. Автомобиль в армии изменился и качественно. Если раньше он был представлен главным образом обычными моделями, используемыми в народном хозяйстве, то теперь их сменили специальные машины, шасси для того или иного вида вооружения, тягачи большой мощности. Наши заводы поставляют Советской Армии принципиально новые четырехосные машины, быстроходные гусеничные тягачи, плавающие машины. Все состоящие на вооружении автомобили имеют очень высокую проходимость, солидный запас хода, большую скорость. Войска насыщены подвижными ремонтными средствами, способными в короткие сроки в полевых условиях восстановить вышедшие из строя машины. Опыт учений, маневров, различных маршей на большие расстояния позволяет сделать вывод, что автомобильная техника в армии стала основным средством, обеспечивающим подвижность войск и ведение боевых действий в высоком темпе. Полковник С. САБОДАХО 15