34
35
подумать обудущем . И решил ветеран попрощаться в тот день с мотоспортом. Открыть дорогу молодым, способным } ребятам, которым предстояло защищать честь советского флага. Это была последняя золотая медаль, добытая Райнисом в седле мотоцикла. Он ушел непобежденным. Но со спортом расставаться не хотелось — с лишком много отдал самому большому вжизни увлечению. И тогда решил он вслед за женой пересесть за руль автомобиля. Для начала послали его выступать на небольших авторалли. Попробовал — понравилось. И самому гонщ ику понравилось, и тем, к то отныне решал его новую спортивную судьбу. Первыми серьезными соревнованиями для Решетнинса стал чемпионат страны в Таллине. И тут, после многих лет спортивной жизни Райнис нак будто заново понял: без опыта ни вкаком деле успеха не добьешься. Сначала все шло вроде бы неплохо. После первого кругав четыреста километров новичок пришел вторым и ное-кого заставил отметить в памяти фамилию Решетнике . Второй круг закончил стакимже результатом. Конк уренты насторожились. Казалось, почин удачный, первый блин комом не выйдет. Но вот пошел третийкруг . М ашина мчалась по неширокой ровной грунтовой дороге. Пока еще не надеясь на себя и своего напарника , Райнис ориентировался по идущему впереди автомобилю: все-таки ралли для недавнего мотоциклиста дело новое, да и по незнакомой местности за бывалым водителем легче. Но вот поводырь сошел на обочину, остановился. Р ешетнике пошел дальше без «лоцмана». Быстро опустилась ночь. У баюканный ровной тонной, ш турман уснул. Занятый своим делом, водитель не заметил этого. Спохватился только тогда, иогда увидел впереди перекресток . — Куда теперь? — спросил он штур ­ мана, не отрывая взгляда от дороги. Тот сладно посапывал. Остановил машину . С досадой разбудил напарника . Попросил проверить легенду. А заспанный штурмандаже приблизительно не мог определить, где они находятся. Двадцать минут стояли на обочине, пока не подоспела случайная маш ина . Сверили легенду. Ринулись в погоню за потерянным временем. Но утраченного не вернешь. Т акс двадцатиминутным опозданием ипришлиифинишу . С тех лор Решетнике не раз добивался успеха. Дважды выигрывал ралли «Руденс», побеждал вдругих традиционных соревнованиях. В 1975 году стал первым на ралли «Балтийское море — море мира». А вот в первенстве страны с того злополучного первого раза ему никак не везет. Однако Решетнике об этом не очень сожалеет. Для него главное состоит в том, что он сумел продлить свою спортивную биографию, заново нашел себя в спорте. — Мне всегда казалось, что в мотоциклетных гонках больше спортивного начала, чем в автомобильных, — говорит он . — Там нужны сила, хорошо отработанное дыхание, трезвая голова, молниеносная реанция. Но оказалось, что автоспорт — т оже не прогулка . Здесь свои особенности, свое напряжениеи требуется своя, особая сила, своя выносливость, реанция. Ветеран подробно рассказывает окаждой из автогонок, в которых участеЬвал, а разговор нет-нет да и свернет на мотоциклетную трассу. Все-таки там прошла молодость, главные годы жизни. К ак ни крути — там осталось сердце. Там сегодня иученики опытного мастера. Сколько их приходило — юных, ж аж ­ д ущих испытать свои силы, полных честолюбивых мечтаний! Не каждый выдерживал напряжение тренировок, соревнований, да и не каждый был готов вынести на своих плечах бремя славы. М ногие уходили. Но многие и оставались. Навсегда. На всю жизнь — к ак человек, которому они подражали во всем. Двадцати юнцам Решетнике помог стать мастерами спорта СССР. Сейчас они разъехались кто куда. «Под крылом» тренера-методиста республиканского спортивно-технического клуба ДОСААФ остался лишь Андрис Берзиньш , один изсильнейшихгонщиков страны. Но не теряют связи воспитанникис учителем. Они иан бы развивают дальше спортивную биографию своего наставника . В них продолжается династия Райниса Решетнинса. И. ГЕИМАНIL ЧЧк1 * ^.••'•••'.••'•фнй&у^я*КУБОК РАЛЛИСТОВГлубокая ночь. Все — и поля, и петл яющая лента шоссе, и придорожные кусты — погружено во тьму. Кажется, что на многие километры вокруг ни души. Но ночная тишина и пустынность обманчивы. Пройдешь сотню метров по шоссе — и слева и справа от себя заметишь светлячки сигарет, услышишь приглушенный разговор и музыку транзисторных приемников. Это болельщики. Ни поздний час, ни ночная прохлада, ни полное отсутствие комфорта не смущают их. Они готовы терпеливо ждать до рассвета — лишь бы увидеть в «настоящем деле» раллистов. Такая картина типична для любого автомобильного ралли. Где бы ни соревновались спортсмены, их на любом участке встречают и провожают многие тысячи зрителей. И конечно, особое внимание любителей спорта вызывают этапы розыгрыша Кубка дружбы — самые значительные события в автомобильной спортивной жизни социалистических стран. Идея ггроведения этих соревнований принадлежит венгерской федерации автомобильного спорта. Но у них есть своя предыстория. Дело в том, что национальные федерации ряда социалистических стран — СССР, Польши, Чехословакии — уже имели опыт организации международных ралли, в частности тех, что проводились под девизом «За мир и дружбу». В середине шестидесятых годов у нас состоялась «Русская зима», советские гонщики регулярно выступали в «Рейде польском» и других зарубежных соревнованиях. Таким образом, Кубок дружбы лишь объединил в своих рамках и упорядочил ставшие уже традиционными старты, а затем пополнился новыми встречами. В то же время каждое из ралли, входящих в Кубок, сохранило свое самостоятельное значение и награды. Возьмем, к примеру, международные ралли «Золотые пески» (Болгария). В них разыгрываются одновременно Кубок дружбы и призы в национальном, заводском, клубном зачетах для команд, заявленных всеми (не только социалистическими) странами, участвующими в ралли, а также в личном зачете — абсолютном и отдельно по классам и группам. Параллельно начисляются очки для участников чемпионата Европы среди водителей. На той лее трассе соревнуются участники чемпионата Болгарии. Вся дистанция ралли «Золотые пески» разбита на два тура, и итоги Кубка дружбы подводятся по первому, протяженностью около 1000 километров: в командном зачете по результатам лучших трех из пяти заявленных экипажей ив личном (независимо от групп и классов машин). За места, занятые на каждом этапе Кубка, одним из которых и являются «Золотые пески», командам и экипажам начисляются очки в соответствии с занятым местом, а потом они суммируются по всем этапам. Максимальное количество очков (оно соответствует числу участвующих команд дляг. Рига 34 «зима». 1975 год. Фото В. Ш иршовакомандного зачета и числу экипажей для личного) дает первое место, а каждое последующее — на очко меньше. Дебют Кубка состоялся в 1971 году именно на ралли «Золотые пески». Помимо хозяев соревнований в нем принимали участие гонщики СССР, ЧССР, ГДР, Польши и Румынии. Среди достигших финиша экипажей три советских: В. Бубнов — А. Печенкин, С. Брундза — Ю. Сейн, В. Ржечицкий — Н. Шевченко (все на «москвичах412»). В абсолютном зачете они заняли соответственно четвертое, шестое и седьмое места — для дебютантов удача. А на этапе Кубка команда СССР завоевала второе место. Победа досталась хозяевам трассы. Тогда (как ив 1972, 1974 и 1975 гг.) Кубок дружбы включал пять этапов. Советские гонщики стартовали лишь в трех и не могли в итоге занять высокого места. Первым же обладателем почетного трофея стала сборная Чехословакии, вторым и третьим призерами — команды ГДР и Болгарии. В 1973 —1976 гг. завершающим этапом была «Русская зима». Пока две победы на счету автомобилистов ГДР (1972 и 1973 гг.) и ЧССР (1971 и 1976 гг.), по одной — Болгарии (1974 г.) и Советского Союза (1975 г.). В личном зачете в разные годы успех праздновали экипажи С. Засада — 3. Жужковский, М. Ставовяк — Я- Чижик, Б. Крупа — П. Мыстковский (все — Польша), И. и К. Чубриковы, И. Топлодольский — В. Илиев (Болгария). Об участии советских экипажей расскажем ниже, а пока о том, что представляют собой этапы Кубка дружбы. Естественно, каждый из них имеет свои особенности и сложности, требующие от участников специальной подготовки. Вероятно, ближе других по характеру нам «Золотые пески», которые отличаются разнообразием дополнительных скоростных испытаний (кольцевая и горные гонки, слалом и др.) и большими по протяженности спецэтапами — так раллисты условно называют участки между KB, где задается время, заведомо рассчитанное на опоздания. Другие этапы — ралли «Дунай» (Румыния), «Татры» (Чехослова-и.1Л1, шилан» {ШЧ ), <х>артиург»~ (1 Д.Р) трудны СВОИМИ скоростными участками, проходящими по очень плохим дорогам. Именно тут находится ключ к победе. Но, пожалуй, самыми своеобразными являются «Рейд польский» и «Русская зима». Если в большинстве автомобильных ралли работники автоинспекции стараются создать для спортсменов благоприятную дорожную обстановку (перекрывают, например, где это возможно, движение транспорта), то в «Рейде польском» запрещающие и предупреждающие дорожные знаки дамокловым мечом висят над каждым экипажем с самого старта до финиша. Водителям выдают специальные карточки, обязательные к предъявлению по первому требованию автоинспектора. На трассе с помощью радарных установок фиксируется любое превышение скорости. Оно не только тут же отмечается в карточке водителя, но получает выражение в денежном штрафе. Третье нарушение автоматически исключает экипаж из соревнований. Все это, по общему признанию раллистов, труднее и утомительнее любого скоростного испытания. Что же касается «Русской зимы», то подобного соревнования, вероятно, нет в мировой практике. Так сложилось, что ралли главным образом проводятся летом. Во всяком случае, не в мороз и пургу. А тут еще коварная гонка на снежной дорожке ипподрома, слаломы и кольцевые гонки на обледенелых трассах. Выше отмечалось, что советские спортсмены впервые выиграли Кубок в 1975 году. Тогда С. Брундза на «Москвиче—412ИЖ» вышел в итоге на почетное четвертое место. Ранее подобного успеха наши раллисты добиться практически не могли, поскольку выступали не по полной программе. Более того, на разных этапах стартовали разные гонщики и команды. Скажем, в «Золотых песках» участвовала, как правило, команда на автомобилях АЗЛК, «Рейд польский» был делом ижевских автомобилестроителей и спортсменов. Изредка на этапах появлялись «волги» ГАЗ—24. Надо сказать, что не раз наши гонщики пока-зывали очень высокие результаты. Одержала в 1972 году победу в «Золотых песках» команда АЗЛК. Ижевцы свой международный дебют отметили первым местом в заводском зачете на «Рейде польском» (1971 год), а в следующем сезоне здесь же были вне конкуренции среди национальных команд (призы среди заводских и клубных команд разыгрываются не на всех соревнованиях). Но выиграть Кубок нашим раллистам удалось лишь в 1975 году, когда состоялось наконец выступление команды по полной программе, а три экипажа участвовали во всех этапах, получив возможность бороться за высокое место в личном зачете. И все же по итогам Кубка дружбы ни один советский гонщик еще ни разу не входил в призовую тройку. Главная причина — выступление не по всей программе. Но дело еще ив системе зачета и технических требованиях к автомобилям. К соревнованиям здесь допускались машины 1-й (серийные) и 2-й (усовершенствованные) групп производства любой страны, выпущенные в количестве не менее 5000 штук. Таким образом, отсутствовало логичное условие, принятое в кубках по кольцевым автогонкам и картингу, — участие только на автомобилях социалистических стран. Дело в том, что отдельные соревнования являются еще и этапами чемпионата Европы среди водителей и открыты для гонщиков Италии, Франции, Бельгии, Дании, Швеции и других стран. В свою очередь, некоторые автомобилисты Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии выступают в этих соревнованиях как бы на два фронта — в Кубке дружбы ив европейском первенстве. А если учитывать, что для Кубка идут результаты, показанные лишь в абсолютном зачете (вне зависимости от класса и группы машин), то станет понятным стремление ряда гонщиков использовать специальные раллийные автомобили, в частности «Порше», «Рено», ФИАТ, имеющие при малом весе мощность 150—190 л. с. и развивающие скорость свыше 200 км/час. Достаточно сказать, что именно на этих машинах С. Засада, И. Топлодольский, Б. Крупа выигрывали Кубок в личном зачете. Из всех команд только сборные ГДР и СССР выступают целиком на отечественных автомобилях. В таких условиях показать высокий личный результат чрезвычайно трудно. А вот с нынешнего года участие в соревнованиях будут принимать машины производства только социалистических стран. Но победа в Кубке, какой ни была бы она почетной и желанной, — не главный итог в стартах раллистов социалистических стран. На трассах «Волана», «Золотых песков», «Рейда польского», «Дуная», «Татр», «Вартбурга» и «Русской зимы» встречались ранее и встречаются сейчас старые друзья, готовые в любую минуту помочь друг ДРУгу, поделиться секретами мастерства и подготовки машин, опытом организации и проведения соревнования автомобилистов. От этих встреч выигрывают все. И конечно, многие тысячи зрителей, любителей спорта, готовые в любое время, в любую погоду стать соучастниками большого спортивного праздника, в который выливаются этапы Кубка дружбы. Б. ЛОГИНОВ 35Старт автомобилей класса 1600 смз в кольцевой гонке ралли «Золотые пески». 1971 год. Фото Б. МандрусаfSffit