10
11
на ухтинском нефтеперерабатывающем заводе в Коми АССР. Здесь производят высокооктановый бензин для современных легковых автомобилей. Фото С. Губского (ТАСС) Петроль, газолин, бензин — эти слова вполне привычны в наш автомобильный век. Они на разных языках означают пищу для моторов, которых на земном шаре становится все больше и большемировой парк автомобилей уже достиг 300 миллионов. В истекшем пятилетии первенство в добыче нефти — основного сырья для автомобильных бензинов — перешло к нашей стране. Так, в 1975 году в СССР был добыт 491 миллион тонн нефти против 410 миллионов тонн в США. Советский Союз благодаря большим, планомерно реализуемым запасам нефти, развитой нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности сегодня является единственным в мире крупным индустриальным государством, которое базирует экономическое развитие на собственных топливо-энергетических ресурсах. В 1971—1975 гг. выполнены большие работы по осуществлению крупных комплексных программ освоения нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири и Средней Азии. В десятой пятилетке «Основные направления развития народного хозяйства СССР» предусматривают довести добычу нефти в 1980 году до 620—640 миллионов тонн. Большое количество нефти будет переработано в бензин, причем в соответствии с «Основными направлениями» предусмотрено «обеспечить совершенствование технологии нефтепереработки, внедрение новых технологических процессов, эффективных катализаторов... увеличить производство высокооктановых бензинов... обеспечить глубокую переработку нефти и повышение доли вторичных процессов». Для того, чтобы полнее представить себе, что стоит за этими строками, надо познакомиться с основами переработки нефти в бензин. Автомобильный бензин — смесь жидких веществ — углеводородов, кипящих при температурах не выше 180—200°С. Он легко испаряется и легко воспламеняется, так как температура вспышки у него ниже 0" С, что и сделало бензин помимо остальных достоинств самым удобным автомобильным топливом. Сегодня даже трудно представить себе, что совсем недавно бензин сжигали в ямах или выливали далеко в море. Лишь с массовым распространением карбюраторного двигателя внутреннего сгорания бензин нашел широкое применение в качестве топлива. Так начался XX век, который с определенной точки зрения можно назвать автомобильным. Бурное развитие автомобилестроения потребовало интенсивного роста производства бензинов и усовершенствования методов их получения. В двадцатых годах потребность в этом топливе удовлетворялась главным образом продукцией прямой перегонки нефти — разделения на фракции с разными температурами выкипания. В нашей стране в то время нефть давали в основном бакинские и грозненские месторождения. В тридцатые годы, несмотря на увеличение добычи нефти за счет восточных месторождений, прямая перегонка уже не могла удовлетворить потребность в новые источники или способы получения этого топлива. Какие же? Еще раньше, в годы первой мировой войны, в странах, не имевших нефтяных месторождений, были разработаны методы получения бензинов из разных углей. К 1942 году мировое производство синтетического жидкого топлива составляло 8% от мировой добычи нефти. Параллельно быстрыми темпами разрабатывались новые процессы нефтепереработки, которые позволяли получать бензин из нефтепродуктов, не содержащих его в обычных условиях. Одним из таких процессов стал крекинг, то есть расщепление (по-английски «крэк») крупных молекул нефти на более мелкие. Как термический (проходящий при высокой температуре), так и каталитический (проходящий в присутствии специальных веществ — катализаторов и также при высокой температуре) виды крекинга дают дополнительно еще 8—15% бензина на переработанную нефть. Сырьем в этом случае служат продукты, выкипающие при температурах больших, чем бензин, — начиная с газойля и кончая мазутом. Под температурным воздействием (до 500° при термическом крекинге) происходит расщепление высококипящих углеводородов, которые входят в состав нефти, и образуется новый продукт — бензин с октановым числом 68—70. Применение катализаторов при крекинге позволяет увеличить выход и улучшить качество бензинов, в частности сортов с высоким октановым числом, спрос на которые постоянно возрастал в связи с совершенствованием конструкции двигателей и повышением степени сжатия. В пятидесятых—шестидесятых годах термический крекинг постепенно начинает уступать место каталитическому. Октановое число горючего в этом случае удается поднять до 78—82. Важное свойство всех сортов бензинов, как известно, детонационная стойкость. Этого качества нельзя достичь перегонкой парафиновых нефтей, а именно такими являются нефти Поволжья, Башкирии и наиболее перспективных месторождений Западной Сибири. Получаемые из них бензины по детонационной стойкости (октановое число 40—50) не удовлетворяют требованиям не только современных машин, но даже старых неприхотливых моделей. Вот почему еще в тридцатых годах эти бензины подвергались так называемому термическому риформингу — преобразованию под воздействием высоких температур. В результате такого процесса низкооктановые парафиновые углеводороды превращаются в высокооктановые. Позже вместо термического риформинга стали широко применять каталитический, который требует катализатора, содержащего платину. Бензин с октановым числом 93—95 для современных автомобильных двигателей получают в результате смешивания основных компонентов — бензинов каталитического риформинга и каталитического крекинга с высокооктановыми добавками и этиловой жидкостью. В состав этиловой жидкости входят смесь тетраэтилсвинца с бромистым этилом и другие компоненты. Однако их Буровая вышка, нефтеперерабатывающий завод, АЗС — вот путь, который проходит АИ-93, прежде чем попасть в баки «жигулей», «москвичей», «волг». Фото В. Ширшоващттттраничивать применение топлива с такими антидетонаторами. Предпочтительнее вместо тетраэтилсвинца добавлять в бензин изопентан и алкилбензин. Но первый из них кипит при 28°С, и потому содержание его в автомобильных бензинах ограничивается 15—20%. Алкилбензин же по этому показателю близок к автомобильным сортам, и содержание его можно было бы не ограничивать, но довольно высокая стоимость заставляет пользоваться им только в крайних случаях ив количестве, не превышающем 20—30%. Таким образом, для получения высококачественного неэтилированного топлива марки АИ-93 необходимо в его состав вводить бензин, получаемый в результате самых современных технологических процессов, с добавлением дорогостоящих алкилбензина и изопентана. Теперь, познакомившись вкратце с технологией получения автомобильного топлива, вернемся к заданиям пятилетнего плана. К концу десятой пятилетки при общем росте выпуска автомобильных бензинов структура их существенно изменится. В 1980 году будет сокращено наполовину по сравнению с 1975 годом производство бензина А-66 и примерно на столько же бензина А-72. В то же время повысится (соответственно в полтора и два раза) доля А-76 и АИ-93. При этом возрастет производство неэтилированных видов двух последних марок, что благоприятно отразится на атмосфере наших городов. Следует отметить, что в СССР в настоящее время максимально допустимое содержание в автомобильных бензинах этиловой жидкости является наименьшим в мире. Это чрезвычайно важное обстоятельство в наш век, когда защита окружающей среды, особенно атмосферы городов, стала большой народнохозяйственной задачей. Бензины составляют около 16% всех продуктов, производимых на нефтеперерабатывающих предприятиях. Это очень большой процент, свидетельствующий о тесных контактах двух отраслей — нефтепереработки и автомобилестроения. Подсчитано, что только легковые автомобили «съедают» у нас ежегодно несколько миллионов тонн бензина, не говоря уж о грузовиках с их «аппетитом». Вот почему производство бензинов планируется так, чтобы объем его соответствовал приросту потребности автомобильного парка страны.•"шагипятилеткиАвтомобильный бензин — один из основных видов продукции наших нефтеперерабатывающих заводов. Они есть в Уфе, в Куйбышеве, Грозном, Ярославле, Рязани и многих других городах, — как правило, в районах потребления нефтепродуктов. Десятым пятилетним планом предусмотрено дальнейшее развитие нефтеперерабатывающей промышленности на базе прогрессивного оборудования и современной технологии. В связи с этим намечено строить в основном комбинированные и укрупненные технологические установки. Такие установки есть на заводах в Уфе, Омске, в Белоруссии, на Украине, в ряде других мест. Нефтехимики продолжают разрабатывать процессы, позволяющие получать неэтилированный бензин АИ-93 без алкилата и изопентана, а также с применением новых, более эффективных компонентов. Одновременно продолжаются исследования, направленные на увеличение ресурсов высокооктановых компонентов и улучшение их качества. Десятая пятилетка — пятилетка эффективности и качества. Выступая на октябрьском (1976 г.) Пленуме ЦК КПСС, Л. И. Брежнев указал, что «...коренное решение проблемы растущих потребностей хозяйства в сырье и топливе, энергии и металле, наряду с дальнейшим увеличением их производства, потребует больших усилий по повышению эффективности всех отраслей тяжелой индустрии». Перед нефтепереработчиками стоит задача на базе самой современной технологии последовательно повышать в общем объеме производства долю наиболее ценных нефтепродуктов — моторных топлив, смазочных масел и сырья для нефтехимии. В десятой пятилетке намечено сделать крупный шаг в решении этой задачи. Л. ЗЛОТНИКОВ, заместитель начальника Всесоюзного производственного объединения «Союзнефтеоргсннтез» Б. ЭКГЛИН, доктор химических наук, начальник отдела топлива ВНИИНП