42
Iяв»,3. ТАНК ТИПА «<М»По указанию В. И. Ленина в 1919 году наша промышленность приступила к постройке первых советских танков. Броневые листы для них изготовлял Ижорский завод, двигатели — АМО (ныне ЗИЛ], головным же предприятием был утвержден Сормовский завод. За прототип взяли захваченный у белогвардейцев танк «Рено-ФТ17». Первую машину — ее назвали «Борец за свободу тов. Ленин» — сормовичи собрали в августе 1920 года. За ней последовали еще четырнадцать — они получили заводское обозначение «Танк типа М». Среди отличительных особенностей машины — заднее расположение двигателя, вооружение, установленное во вращающейся башне, «хвост» в кормовой части для преодоления рвов. Экипаж — 2 человека; двигатель: число цилиндров — 4, мощность — 33 л. с ; боевой вес — 7,0 т; скорость • — 8,5 км/час; броня — 8—16 мм ; вооружение — 37-миллиметровая пушка и спаренный с ней пулемет.а:i• иИ шестидесятилетию ОнтябряИЗ КОЛЛЕКЦИИ «ЗА РУЛЕМ»нв111 .^$*4. «РОЛЛС-РОЙСКЕГРЕСС»Эта машина сегодня экспонируется в доме-музее В. И. Ленина в Горках. Она представляет собой автомобиль «Роллсройс» модели «Сильвер гоуст» выпуска 1913—1914 гг. . В 1916—1919 гг. большая партия автомобилей (в том числе легковые «Паккард» и несколько «роллс-ройсов») для нужд армии была оборудована на Путиловском заводе полугусеничным ходом конструкции А. Кегресса. Широкая резиновая гусеничная лента и лыжи у передних колес обеспечивали автосаням, или кегрессам, как их тогда называли, хорошую проходимость по снегу. Одной из таких машин, начиная с 1919 года, пользовался В. И. Ленин для поездок зимой из Горок в окрестные села ив Москву. Летом 1921 года полугусеничный «Роллс-ройс» был реконструирован рабочими Путиловского завода. Число мест — 7; двигатель: число цилиндров — 6, рабочий объем — 7428 см 3 , мощность — около 65 л. с. при 1800 об/мин; число передач — ' 4 ; вес — около 3000 кг; скорость — 60 км/час.//JlVTel\___Л—, , ^Рисунки ^ . З ахарова