24
25
Фото С. Ветрова[Та#;Кдорогам, покрытым тонким или более толстым слоем снега, а иногда даже на дороге могут лежать целые сугробы. Если слой снега тонок и уплотнен, то препятствий для движения нет, при условии, что водитель помнит о скользкой поверхности дороги. Если же снег лежит толстым слоем, то следует предусматривать возможность буксования автомобиля и его застревания. Особенно трудно ехать, когда в снегу образовались глубокие колеи. В этих условиях надо двигаться медленно, потому что колеи никогда не бывают ровными и прямыми, а выскакивание из колеи на большой скорости приводит к потере управляемости автомобиля. Сугробы длиной в несколько метров следует преодолевать с разгона, а большие занесенные участки дороги необходимо предварительно обследовать, пройдя по ним пешком, потому что они угрожают застреванием. Если едущий впереди вас автомобиль застрял в сугробе, никогда не пытайтесь без остановки проехать сбоку. Такая попытка может закончиться в кювете. Надо остановиться, выйти из автомобиля, ознакомиться с положением и помочь коллеге выбраться. Затем можно легко проехать по его следу. Опытный водитель не выезжает зимой в дорогу без лопаты. Не раз она ему поможет выбраться из снежного сугроба. Если при проезде большого сугроба водитель видит, что автомобиль не преодолеет его, то нельзя допускать до полного застревания. Надо остановиться и возвратиться назад по старому следу, уплотняя таким способом колею, затем разогнать автомобиль вперед и преодолеть оставшийся участок заноса. Очевидно, такой прием имеет шансы на успех только тогда, когда длина занесенного участка позволяет уверенно это сделать. В других случаях попытка пробиться через занос может окончиться безрезультатно. Случается, что, въехав в большой сугроб, автомобиль увязает так сильно, что «садится» в снег, а колеса при этом почти повисают в воздухе. Тогда водителю не помогут попытки выбраться назад по собственным следам. Нужно откапывать автомобиль. Для этого следует лопатой выгребать снег из-под кузова до тех пор, пока колеса не коснутся дороги. Затем нужно подкопать снег за передними и задними колесами, чтобы облегчить им выезд назад Только после это-СНЕГ, JНАПОЛЬША. В варшавском институте строительства дорог и мостов разработана технология предупреждения трещин на бетонных покрытиях во время зимних холодов. Для защиты от мороза на пов ерхность дороги будет наноситься тонкий слой слабого раствора эпоксидной смолы. ЧЕХОСЛОВАКИЯ. На медицинском факультете университетав Градец Кралове было испытано приспособление против ослепления водителей светом встречных автомобилей. Его действие основано на постоянном рассеивании сине-фиолетового света, что уменьшает воздействие лучей фар на зрение . АНГЛИЯ. В порядкеэкспериментав Ноттингеме и Саутгемптоне были введены 24 ограничения в использовании легковых автомобилей индивидуальных владельцев. Однако скорости движения общественного транспортазаметно не возросли. Время движениярейсовых автобусов по маршрутамсократилось всего на 1,5 минуты. КАНАДА. В начале минувшего года в провинции Онтарио на автомобиляхв обяз ательном порядке введеныремни безопасности. Первые итоги показали , что количество аварий со смертельным исходом снизилось на 35,4%. а травмв рез ультатедорожныхпроисшествий стало на 15% м еньше . Одновременно на главных магистраляхпровинциискорость была ограничена до 60 миль/час (96.5 км /час), а на других дорогах — до 50 миль/час (80 км/час). Однако, согласно статистическимданным , у меньшение скорости не дало такого эффекта , к ак ремни безопасности.США. П роведенныеспециалистами исс ледованияпоказали , что вероятность дорожно-транспортных происшествий возрастаетвзависимости от концентрации алкоголяв крови водителя следующим образом. При 0.6 промилле она увел ичивается вдвое, п ри1 — в шесть-семь раз . при 1,5 — в 25 рал. Вместе с повышением содержания алкоголя в крови увеличивается и тяжесть последствий катастроф . У половины погибших в них водителей обнаруженаконцентрация алкоголя больше одной промилле (1 г на литр крови). ся назад. Не следует доводить такую попытку до пробуксовки колес. Пробуксовка не принесет никакой пользы, а приведет к еще большему «закапыванию» ведущих колес в снег. Очень хорошие результаты дает подкладывание под колеса досок, камней, кирпичей и даже ковриков из автомобиля. Перед троганием с места при застревании в сугробе нужно проверить положение передних колес. Если колеса стоят как для движения по прямой, они оказывают малое сопротивление движению, если повернуты вбок, то делают выезд невозможным. При трогании с места надо так действовать педалью сцепления и педалью управления дросселем, чтобы не допустить пробуксовки. Надо давать небольшое открытие дросселя, а сцепление включить плавно. В некоторых случаях при умелом маневрировании сцеплением можно «раскачивать» автомобиль взад и вперед, что может значительно облегчить выезд, поскольку колеса на длине 10—20 см утрамбуют колею, что позволит набрать необходимую для выезда скорость. Когда самостоятельный выезд застрявшего автомобиля из-за пробуксовки колес невозможен, опытный водитель использует последний способ — «движение от рукоятки». Для этого надо остановить двигатель, включить первую передачу или задний ход и, выйдя из автомобиля, при помощи пусковой рукоятки вращать коленчатый вал двигателя, отчего автомобиль начнет очень медленно продвигаться вперед или назад. Такой способ дает в большинстве случаев удовлетворительные результаты. А сейчас общие замечания. Нельзя действовать наспех и без заранее продуманного плана. Легкомысленные попытки выбраться из сугроба приведут только к ухудшению положения до такой степени, что возникает необходимость обратиться за посторонней помощью, получить которую зимой в безлюдном месте трудно. Основное влияние на возможность движения по снегу и преодоления снежных заносов оказывает рисунок протектора шин. В ожидании зимы следует поставить хотя бы на ведущие колеса шины с протектором, имеющим хорошую сцепляемость со снежным покровом. Подобный результат мы получим при надевании цепей на ведущие колеса. Способ этот, однако, хуже тем, что дви-трясет, а при движении по бесснежной дороге цепи необходимо снимать. Лучше поэтому возить в багажнике или на кры ­ ше автомобиля два запасных колеса с надетыми на них цепями и ставить их на автомобиль при необходимости. Все замечания, относящиеся к движению по заснеженной автомобильной дороге, м ожно отнести к движению по заснеженным грунтовым дорогам и по местности. На грунтовой дороге необходимо, однако, в большей степени учитывать глубину снежной колеи, чем при тех же условиях на дороге с твердым покрытием. Глубина эта может оказаться настолько значительной, что будет угрожать автомобилю чоседанием» на кузов. Трудно также ехать вне колеи, потому что автомобиль в снегу завязает. В дополнение к этому при малейшей ошибке в управлении, а иногда и без нее колеса автомобиля начинают буксовать. Если дорога имеет выпуклый профиль, что встречается часто на снежном покрове грунтовых дорог, утрамбованном ободьями колес конных повозок, следует держаться середины дороги, потому что съезд в сторону приведет к завязанию автомобиля. Когда автомобиль начнет сползать, надо сейчас же выключить сцепление. Тормозить при этом не надо, потому что всякие попытки торможения только усиливают занос. Также бесцельно и прибавление оборотов двигателя, увеличивающее пробуксовку колес. Грунтовые дороги преимущественно не очищают от снега, и он лежит на них толстым слоем, который прикрывает не только проезжую часть, но и придорожные канавы. Поэтому при проезде по такой заснеженной дороге следует внимательно следить за ее направлением, чтобы не приблизиться к укрытому снегом кювету и не съехать в него. При движении напрямую по заснеженной местности в любой момент следует учитывать возможность наезда на препятствие, скрытое снегом. Это может быть небольшой камень или глубокий ров. Как правило, не следует ездить по местности, покрытой снегом, разве только в случае, если дорога кем-то уже обозначена. Зима обычно следует ленным в горах создает водителю нетрудные условия движения. Не забывать, что ко всем перечисранее трудностям и опасностямния, которая затрудняет движение до такой степени, что оно может стать вообще невозможным. Во многих случаях горные участки дорог со значительными уклонами закрывают на зиму для движения, о чем информируют водителей щиты с объявлениями и дорожные знаки, запрещающие проезд. Если водитель увидит на горной дороге знак, запрещающий въезд, он не должен даже раздумывать, почему его поставили, а должен сразу отказаться от продолжения движения и этим самым избежать риска. Наконец, последнее замечание: легче въехать по скользкой дороге на подъем, чем съехать по ней вниз. Поэтому мо ­ жет произойти так, что хотя водитель и въедет на гору, но съехать обратно не сможет. В таком случае рисковать не следует и лучше возвратиться обратно другой дорогой или без автомобиля. Лучше всего при обнаружении больших трудностей перед преодолением подъема повернуть назад и не подвергать себя ненужному риску ради удовлетворения собственной фальшивой амбиции. Многие рискованные маневры могут закончиться удачно, но выпадает один неудачный, и водитель никогда уже не сядет на свое место в автомобиле. Гололед на дороге вынуждает нас быть весьма осторожными. Первым условием безопасности движения является такое снижение скорости, которое обеспечивает водителю полное владение автомобилем. Поэтому при гололеде необходимо значительно ограничивать скорость. При подозрении на гололед нужно при скорости 8—10 км/час слегка притормозить: если почувствуем занос, то подозрение наше подтверждается; если заноса не произошло, то гололеда нет. Существует основное правило для обеспечения безопасности движения в гололед: ехать как можно медленнее; не применять никогда резких и грубых действий; не терять управления автомобилем. Улучшить возможность движения при гололеде можно , применив шины с шипами, запрессованными в протектор. Из книги В. РЫХТЕРА «Советы опытного водителя» (издательство «Транспорт»)США. В Майами автобусы, д вижущиеся по специально отведенным для них полосам, получили заметное преимущество перед другими транспортными средствами, главным образом перед личными автомобилями. Когда такой автобус приближ аетсяк перекрестку, особый датчик включает в светофоре зеленый свет. ФРАНЦИЯ. На последней конференции по безопасности движениявПариже были приведены такие статистические данные: с момента появления первых автомобилей и до наших дней вдорожных происшествиях на планете погибло около 25 миллионов человек. ФРАНЦИЯ. Если парижский водитель ост авляетмашинувзапрещенном для стоянки месте, полицейский патруль, обна-р ужив ее. надевает на одно из передних колес специальную скобу изапирает ее на замок . Н арушителю волей-неволей приходится являтьсявближайший полицейский участок и освобождать свой автомобиль из плена, у плачиваяштрафс надбавкой «за обслуживание».ШВЕЦИЯ. С прошлого года введен налог. в зимаемый при покупке нового автомобиля. Этот одноразовый сбор в 400 крон (около 65 рублен) предназначен для пок рытия расходов по «захоронению» ост анковприобретаемоймашины . когда кончится срок ее службы. Налоговые суммы отчисляются фирмам . которые занимаются доставкой старых машин на заводы, где их переплавляют. ШВЕЦИЯ. В ызывает большую тревогу постоянно увеличивающееся число погибающих "в дорожных происшествиях детей. «Пик» приходится на август — сентябрь, когда дети возвращаютсяв города после летнего отдыха. В это время. например, на дорогах страныкаждыйдень погибают или получают ранения пять-шесть юных велосипедистов 25ФРГ. В Дармштадте — одном из городов с наиболее интенсивнымавтомобильнымдвижением — на самыхоживленных пер екресткахпоявилисьсветофорыс «обонянием». Когда приборы, п омещенныев них. з арегистрируютповышениенормы окиси углерода в воздухе, а втомат переключает светофор на другую программу иизменяетнаправлениедвижения автомобилей до тех пор . пока воздух не очистится.