гчто виноват?« Н е лезь в бутылку!»Снег сыпал весь день, и к вечеру его валы по обеим сторонам от пробитой автомобилями колеи заметно ужали полотно дороги. С одной стороны шел рейсовый автобус, ему навстречу — тяжелый КрАЗ. Оба водителя спешили: один выбился из графика и наверстывал упущенное, другой хотел засветло добраться до места назначения. Но сумерки быстро надвигались. Пришлось включить фары, и над кабиной КрАЗа, кроме того, вспыхнул желтый треугольник: автомобиль тянул за собой прицеп. Дорога с обеих сторон спускалась к мосту и была, на удивление, прямой, так что водители могли видеть друг друга на значительном расстоянии. Первым на мост въехал КрАЗ. Здесь дорога стала еще уже, но водитель автопоезда был спокоен — автобус находился еще далеко, и казалось, что в узкой горловине им не встретиться. Однако, когда автопоезд почти достиг конца моста, с ним поровнялся рейсовый ПАЗ. Мгновение спустя водитель автобуса увидел и «виляющий» прицеп. А машины шли почти вплотную. Что делать? Свернуть некуда. Тормозить? Конечно! И быстрее! Но это не спасает положения. Еще секунда — раздался удар, посыпались стекла, послышались крики о помощи... Остановимся на тех просчетах водителя автобуса, которые стали причиной аварии. А в том, что он виновник ее, думаем, ни у кого сомнений нет. Итак, перед сужением дороги он был оповещен специальным сигналом о том, что навстречу движется автомобиль с прицепом. В этих местах водитель автобуса работал не один- год и трассуже, что ширина проезжей части этого пятидесяти метрового моста, построенного в давние времена, допускала движение в каждом направлении толькотолько в один ряд. А тут еще снежные наносы, которые сузили ее до 5,5 метра. Теперь посчитаем: суммарная ширина двух разъезжавшихся на мосту транспортных средств была 275 см (КрАЗ) + 244 см (ПАЗ) = 519 см. Таким образом, максимально интервал между автомобилями мог составить лишь 31 сантиметр. Выдержать такой интервал, вообще говоря, трудно, а с автопоездом, прицеп которого на скорости 40 км/час отклоняется от курса до 45 см, попросту невозможно. Подобные ситуации возникают не только при встречных разъездах на мостах. Они вообще нередки на зимних трассах. Ведь бывает, что за один день или за одну ночь вырастет такой толстый слой снега, такие сугробы, что работы по очистке хватит надолго. Но дорогу-то не закроешь, жизнь на ней продолжается. И тут уж сами водители должны регулировать движение. Каким образом? Внимательностью и предупредительностью. Если же каждый будет считать, что право на первоочередной проезд имеет только он, что ему все должны уступать дорогу, хорошего не жди. Результат упрямства всегда отрицателен. Уступчивость же, предупредительность дают выход из многих затруднений, возникающих на узких участках дороги. В ситуации, описанной выше, водителю автобуса, конечно, надо было остановиться перед мостом: ведь на нем уже находился автопоезд. О движущемся навстречу автомобиле с прицепом он был предупрежден светящимся знаком на кабине КрАЗа. Думаем, ему было известно, что даже исправный прицеп на ходу «водит» из стороны в сторону. А если еще состояние дороги оставляет желать лучшего, то в узком месте, само собой, стоит не разъезжаться, а переждать момент, заняв по возможности крайнее правое положение на проезжей части. Правила дорожного движения требуют установки светоотражающих треугольников красного цвета на задней стенке прицепа и полуприцепа. Это для того, чтобы предупредить водителей, движущихся в попутном направлении, о необходимости увеличить интервал при обгоне. Да и сам обгон в этих условиях всегда сложнее и опаснее. Вот один случай. Подмосковное шоссе метров на пятьсот было свободным, когда водитель «Москвича» приступилОн выехал из занимаемого ряда, занял полосу встречного движения и начал увеличивать скорость. Вот он обошел один прицеп, другой и тут понял, что вряд ли успеет закончить обгон: до встречного автомобиля было уже рукой подать. Водитель «Москвича» не придумал ничего лучше, как «подрезать» путь автопоезду. Тому, кто находился за рулем многотонной громадины, удалось предотвратить столкновение с легковым автомобилем, но груз в машине был безнадежно испорчен. Ущерб от его повреждения был настолько велик, что водитель «Москвича» предстал перед судом. Здесь он пытался доказать, что скорости 90 км/час и расстояния около 300 метров ему вполне хватало для обгона других автомобилей, движущихся со скоростью 60 км/час. Однако он не сделал поправку на необычные габариты обгоняемого. А ведь путь обгона при этом увеличивается. Расчеты показывают, например, что для обгона на скорости 90 км/час автомобиля, движущегося со скоростью 60 км/час, необходимо минимум 312 метров свободного пути, а автомобиля с двумя прицепами — уже 363 метра. К ак видим, разница существенна-я. Об этом, в частности, и предупреждали водителя «Москвича» красные треугольники на заднем борту прицепа. Увы, и в этом случае предупреждение было оставлено без внимания. Вот на эту тему и хотелось бы сказать в конце несколько слов. Присматривайтесь, друзья, к знакам на автомобилях, с которыми вы встречаетесь на дороге, прислушивайтесь к тому, о чем они «говорят» с вами. В них очень важная информация. Скажем, видите вы автомобиль с треугольником белого цвета и буквой «Р» или «У». Это тоже предупреждение, тоже сигнал «Внимание!». Ведь автомобиль с ручным управлением «команды» выполняет с некоторым запозданием, а ученик за рулем все-таки ученик. Заметили транспортное средство с опознавательным знаком «Ограничение скорости» — удвойте бдительность: здесь либо водитель еще недостаточно опытен, либо груз какой-то особый. Ясно, что обгонять такое транспортное средство следует весьма осторожно, да и интервал при этом нужно брать с запасом. В общем, «не лезьте в бутылку», не спешите, чтобы не жалеть потом о случившемся. В. ПЕЧЕРСКИЙ, старший научный сотрудник ВНИИ судебных экспертизПочта «Зеленойволны»недостаточно. Все ясно, когда горит основной красный сигнал: если при этом не светится зеленая стрелка, значит ехать никуда нельзя. Гораздо сложнее ситуация, если горит основной зеленый сигнал светофора с дополнительной секцией справа. которая не включена. Стрелка на ней может указывать либо направо, либо прямо. Угадать это направление на темной линзе очень трудно даже днем и совсем уж невозможно ночью. В темное время часто вообще не догадаешься, что светофор оборудован дополнительными секциями, если они не светятся. Рекомендуемые для таких случаев белые экраны практически редко применяются и мало помогают. В результате водители могут оказаться без вины виноватыми, не подозревая, что движутся в запрещенном направлении, а вероятность возникновения аваринных ситуаций возрастает. Мне кажется, что это может быть проще всего устранено оснащением таких светофоров и дополнительными секциями с красными стрелками. В таком случае водитель, увидев светящуюся красную стрелку, уже знает, что движение в этом направлении с включением зеленой дополнительной секции будет разрешено. Возможны и другие сочетания включений дополнительных стрелок, наглядно запрещающих тот или иной маневр. Может быть, специалисты найдут еще более простое решение, но так или иначе делать это нужно, чтобы повысить безопасность проезда сложных регулируемых перекрестков.А. С МОРГОНСИИЙ , автолюбитель г. ГорькийВсе мы — свидетели той большой работы. которая ведется у нас по повышению безопасности дорожного движения: совершенствуются технические средства регулирования, корректируется содержание самих Правил. Хотелось бы обратить внимание занятых этим делом специалистов на еще один вопрос, требующий, по моему мнению, решения. Речь идет о конструкции светофора с дополнительными секциями-стрелками. Описание их в пунктах 51 и 54 Правил дорожного движения говорит о том, что сигналом, разрешающим движение в направлении. указываемом стрелкой, служит свет этой включенной дополнительной секции. А вот сигнала, запрещающего движение в этом направлении, не существует. Им является лишь наличие дополнительной секции, в которой свет погашен, однако этого зачастую бывает 28