90
91
НЕ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ПРЕИМУЩЕСТВО, НЕ СОБЛЮДАТЬ ДИСТАНЦИЮ...Из года в год средства массовой инфорже, садясь за руль, мы напрочь об этом замации и "За рулем" в их числе публикуют стабываем: "Эх, была - не была!" Наиболее распространены три вида натистику аварийности - сухой официальный документ, своего рода отчет о проделанной Анкета. Количество нарушений (на 1000 водителей) и ДТП (на 1000 нарушений) ГАИ работе по регистрации дорожно-транспортПревышение скорости ных происшествий и их причинах. Но это взгляд Выезд на полосу на проблему с одной стовстречного движения роны - органов МВД. Нарушение правил обгона Между тем есть и другая - сами водители, котоВождение в пьяном виде рые судят о ДТП со свонарушения ДТП ей колокольни - виновНепредоставление преимущества ников и жертв того, что творится на наших дороНесоблюдение дистанции гах. К ним-то мы и обратились с просьбой честПроезд на красный но, как на духу, наедине сигнал светофора с собой признаться в Движение на автомобиле с неисправной прегрешениях за рулем и тормозной системой, рулевым управлением таким образом помочь Движение на автомобиле ответить на волнующее с неисправными осветительными приборами, шинами всех: почему на наших дорогах - война? Ска200 300 500 600 700 800 900 1000 400 700 Количество водителей жем сразу: ваши ответы на вопросы анкеты и поГАИ. Количество ДТП (1996 г.) лученные на основе их Непредоставление преиданные впечатляют гомущества - 48. Управление транспортом в состоянии опьянения раздо больше привычной Кто-то скажет, ну и статистики ДТП, которая что? Езжу так и ничего Превышение скорости страшна уже сама по сене случилось. Нет, просто Нарушение правил обгона, бе числом жертв, калек, повезло. Пока не верите? выезд на полосу встречного движения поломанных жизней. Вот реальный опыт наНарушение правил проезда лерекрестков.очередности ших читателей - ответы Начнем с самого проезда на вопрос "Случались ли шокирующего: 76% воНарушение правил маневрирования ДТП по этой причине?" дителей из 40 тысяч отОтсутствие прав на управление (рис. 1). (Естественно те, ветивших на анкету транспортным средством или соответствующей категории кто поплатился жизнью, (спасибо им за это) чеНарушение правил проезда не смогли ответить на стно признались, что пешеходных переходов наши вопросы.) Мы назынарушают Правила доНесоблюдение дистанции ваем совершенные нарурожного движения. Вдушения и их последствия майтесь только: три из количество попавших в четырех автомобилей ГАИ. Причины ДТП (1996 г.) ДТП (на тысячу водителей, допускающих постоянно представляНарушение ПДД эти нарушения). Превышение скорости - 63. ют угрозу для жизни окводителями Нарушение правил обгона - 43. А вот несоружающих! Ну, и для Нарушение ПДД блюдение дистанции - 303. Далее: выезд на собственной. Трудно пешеходами полосу встречного движения - 43, движение представить, что мы не Неудовлетворительное с неисправным освещением и негодной "ресостояние улиц и дорог ценим свою жизнь, козиной" - 61, с неисправными тормозами торая, как известно, даТехническая неисправность транспорта 140. А вот состояние алкогольного опьянеется один раз. Но, похо-рушений: превышение скорости, нарушение правил обгона и... несоблюдение дистанции. Из тех, кто ответил, что нарушает ПДД, ездят с недозволенной скоростью все 100%! Любопытны и другие цифры, а именно: сколько водителей из тысячи грешат теми или иными нарушениями. Приведем "цифирь" (рис. 1). Превышение скорости - 761. Нарушение правил обгона -280. Несоблюдение дистанции - 230. Выезд на встречную полосу движения - 186. Езда с неисправными световыми приборами и не соответствующими требованиям ПДД колесами -150. Езда на "красный"сигнал светофора -103. Езда с неисправными тормозами - 65. Езда в нетрезвом состоянии - 48.1 «90З РЛМ 12/97 А УЕ AHKIния привело к аварии уже 167 водителей (напомним, по их собственному признанию). Это без малого каждый пятый, позволивший себе совершенно недозволенное - пару рюмок водки или других крепких напитков. Модный нынче проезд на "красный" не остался без последствий для 42 наших респондентов - легко отделались! Зато почти каждый второй(!) побывал в аварии из-за непредоставления преимущества другим водителям или пешеходам - 438! Вот так-то. А теперь весьма любопытно сравнить данные нашей анкеты с официальной статистикой ГАИ (рис. 2 и 3), которая исходит из того, что всего в России зарегистрировано 30 миллионов транспортных средств, в том числе 16 миллионов легковых автомобилей (см. стр. 6). Так вот, за прошлый год, по сводкам ГАИ, одно происшествие из-за превышения скорости приходилось на 1300 транспортных средств, из-за несоблюдения дистанции - на 9000, из-за обгона и выезда на встречную полосу - на 2000. Интересно получается, даже если привести к "общему знаменателю", в расчете на 1000, как было выше. Читатели говорят о том, что фактически послужило причиной ДТП, а ГАИ - что официально зарегистрировано. Разумеется, сделаем скидку на то, что отвечавшие на анкету суммировали свои аварии за несколько лет. Однако все равно что-то не сходится. Для справки: в 1996 году в РФ, где на 1000 жителей, как известно, приходится 120 автомобилей, зарегистрировано 160 523 ДТП, а, скажем, во Франции, где далеко не самые дисциплинированные водители, - 180 000, хотя автомобилей там в четыре раза больше. Но продолжим анализ "анкетных данных". Получается, что превышение скорости - безобидный проступок по сравнению с непредоставленным преимуществом, что "неправильный" обгон не так страшен, как элементарное несоблюдение дистанции, что неисправности в машине значительно ковар79,65% 77,80% нее, чем выезд на встречВ возрастной группе ную полосу, не говоря о до 20 лет соотношение проезде на "красный". Есть нарушающих и ненарушанад чем задуматься? Поющих составляет 77 и путно вспомним ио нака23%, в возрастной группе зании. Согласно КоАП, за 21-30 лет оно достигает несоблюдение дистанции I критических величин - 84 о вы заплатите максимум 41 Sи 16%, а потом несколько о тысячу рублей, за превыо 22,20% снижается: в возрасте от S 20,35% & шение скорости и нерабо31 до 40 лет до 82 и 18%, о тающие тормоза - 250, за в группе от 41 до 50 лет обгон и проезд под "красоно уже 74 и 26%, а сре-о ный" - 83, а выезд на ди тех, кому больше 50 встречную полосу и непрелет, это соотношение доставление преимущестравно 58 и 42%. ва обойдется в 167 тысяч. Кто-то скажет: приАнкета. Нарушения ПДД Но это уже - производное, вычка - вторая натура, любителями и профессионалами особая черта характера. а нас интересует суть. Скажем, как статус Но, с учетом опублико(профессионал или любитель), стаж вождеванных данных о характере водителя (см. ния и возраст водителя сказываются на отЗР, 1996, № 5), речь скорее всего идет не ношении к законам дороги. столько о привычке, сколько об определенРезультаты анкеты не оправдали мненых, врожденных качествах. В частности, ния тех, кто предполагает, что водители- вероятнее всего, столь необходимое качестпрофессионалы более дисциплинированны во для водителя, как смелость, решительи нарушителей среди них меньше. График ность, обеспечивающее уверенность пове"Нарушения ПДД любителями и профессиодения на дороге, в своей диалектической налами" (рис. 4) показывает, что соотношепротивоположности и оборачивается фактоние почти однаково. Среди первых - 80% ром риска. Так что давайте помнить о том, нарушающих ПДД, ненарушающих - 20%, а что не сам автомобиль является средством среди вторых - 78 и 22%. В наше время, суповышенной опасности, а в первую очередь дя по анкете, профессиональная принадмы сами, водители, со своим характером, лежность к шоферскому сообществу не леамбициями, невыдержанностью становимся жит в основе нарушений ПДД. фактором риска на дороге. Задумаемся над Возьмем еще один аспект, затронутый этим. Ведь не самоубийцы и не убийцы же в нашем опросе. В состоянии ли мы с возмы в самом деле. растом отказаться от дурной привычки наОсталась еще одна сторона проблемы: рушать ПДД? В этом плане интересны дансоотношение нарушающих и ненарушающих ные, представленные на рис. 5, - изменение Правила в зависимости от стажа вождения. соотношения нарушающих и ненарушающих Оказывается (рис. 6), увеличение стажа воПДД в зависимости от возраста. Выясниждения не играет заметной роли в нарушелось, что с возрастом удельный вес нарунии ПДД. Если среди водителей со стажем шающих ПДД становится все-таки меньше, до 1 года нарушающих ПДД - 68%, а ненахотя во всех возрастных группах явное прерушающих соответственно 32%, то со стаобладание нарушающих ПДД над теми, кто жем от 2 до 5 лет это соотношение - 81 и их выполняет, сохраняется. 19%; от 6 до 10 лет - 84 и 16%, а свыше 10I JIАнкета. Нарушения ПДД в зависимости от возрасталет - 75 и 25%. Так что, повторимся, и стаж вождения не является существенным фактором в снижении удельного веса нарушающих ПДД. Результаты обработки анкеты требуют глубокого осмысления и серьезного анализа. То ли что-то с нами не в порядке, то ли движение организовано так, что ездить без нарушений невозможно, то ли система контроля безопасности движения дает сбой. Но ситуация явно ненормальна и требует корректировки. Иначе мы все, кто ездит в автомобиле, обречены. Редакция ЗА РУЛЕМ 12/97 91до 1 годаот 2 до 5 летнет 18,75%от 6 до 10 летнет 15,71%свыше 10 летнет 24,87%нет 32% да 68%да 81,25%да 84,29%да 75,13%