55
56
нет! От армейского вездехода "Лапландер" в модификации для марафона "Париж-Дакар" до машин 30-х годов, богатая экспозиция легковушек, но музей - тема отдельного материала, к тому же меня он, признаться, натолкнул на грустные размышления. Ни одно из подобных заведений отечественных заводов, увы, не выдерживает сравнения со шведским.или покрышки, которые неПробитое в дороге колесо если и не привело к аварии, то все же вызвало огорчение: нужно остановиться, выйти из теплой и уютной машины и выполнить пусть нехитрую, но порой неприятную замену колеса. Случается это, по закону подлости, обычно в непогоду и вдали от дома, гаража. Настроение падает до нуля, когда понимаешь, что покрышка восстановлению не подлежит. Но сегодня этих неприятностей можно избежать, поставив на автомобиль шины "Гудьир" новой конструкции - ЕМТ, способные еще долго катиться, даже если все они "прошиты" пулеметной очередью. Об удивительных покрышках, не боящихся гвоздей, рассказывает Вячеслав СУББОТИН. Он посетил полигон "Гудьира" в Люксембурге, где компания устроила представление для журналистов. Как только господин Данлоп, отрезав кусок шланга для поливки огорода, надел его на велосипедные колеса сына и надул, то сразу задумался, как уберечь его от проколов. И если уж это произошло, то как удержать давление? Было это, напомним, в XIX веке. Тогда толком придумать ничего не удалось, и проблема вместе с пневматической шиной перекочевала на автомобиль. Задача противостоять разбросанным гвоздям занимает умы конструкторов шин и по сей день.ЗАОКЕАНСКАЯ "ЗВЕЗДА"Итак: на заводе побывали, музей посетили, в учебном центре "посимулировали", на реальных грузовиках покатались. Но осталось ощущение легкого информационного голода, неудовлетворенности: да, завод суперсовременный, но работает уже не первый год; музей отстроен недавно, но мы далеко не первые посетители; машины хороши, но уже всем известны. Пишущая братия придирчива: подавай эксклюзив! Как в концертных программах звезды всегда выходят под конец, так и нам последним пунктом программы явился "Вольво VN770" - новейший (!) заокеанский флагман фирмы. Пока мало кто в Европе может похвастаться знакомством с этой машиной - она разработана американским филиалом "Вольво" специально для местного рынка. Как всякий большой "капотник", "770" в Старом Свете неудобен - длинный нос и купе отнимают лишние метры у строго лимитированной общей длины автопоезда. Наивно было бы думать, что машину пригнали в Гётеборг специально для нас скорее, наоборот. Образец доставили на историческую родину для всесторонней оценки, и мы обнаружили его на газоне перед инженерным корпусом в окружении специалистов. Проект "770" - один из шагов к унификации всех моделей "Вольво". Грузовая гамма включает в себя несколько семейств: европейские FL, FH, "капотник" NL, особняком стоят "американцы", сохранившие преемственность с White GMC. Но фирма-то одна, и распылять силы, делая десяток разунифицированных моделей, было бы неразумно. В результате внешне оригинальный "770-й" при ближайшем рассмотрении обнаруживает большое сходство с европейским FH12/16. По сути, та же кабина, но с оперением, тот же двигатель, сходные шасси (думаю, в будущем различий будет еще меньше), по-настоящему новый только жилой отсек. Зато убиты сразу два зайца: унифицированы машины Старого и Нового Света, а клиентам представлен новый грузовик, выдержанный в заокеанских традициях. Вот из таких штрихов сложился у меня небольшой этюд. Судить о нем предстоит вам, а мне остается только поставить свою подпись. Антон ЧУЙКИНEMT-шине не страшен никакой прокол. Она не сядет на обод, даже если воздух полностью выйдет из нее. "Корвет" пока остается единственным автомобилем, на который штатно ставят покрышки "Гудьир ЕМТ" (Eagle GS-C). На снимке - правое переднее колесо спущено. В крутом повороте на новеньком "Фольксвагене" удалось "разобрать" спущенную покрышку ЕМТ. Но даже с такой можно продолжать двигаться.Решения предлагаются разные. К примеру, в шине крепят небольшие колбочки со сжатым газом. Стоит покрышке потерять воздух, колбы, касаясь внутренней поверхности, разрушаются, а освободившийся газ заполняет колесо и восстанавливает давление. Пробовали внутри шины ставить жесткое пластиковое или резиновое колесо, которое вступало в работу, когда спускало внешнее. Чтобы удержать давление, шинники экспериментируют со всевозможными герметизирующими составами, которые наносят на внутреннюю поверхность покрышек или заливают через вентиль. Были и другие предложения - по две камеры в колесе, сдвоенные покрышки и т. п. Но все это оказывается малоэффективным, лишь частично решающим проблему. Увы, прошло столетие, но ничего лучшего, чем запасное колесо, так и не придумали. Хотя желание избавиться от него не исчезало никогда. Возить без дела полноЗ РЛМ1 9" 55 А УЕ 2 да в повороте или при торможеразмерную тяжелую запаску нении машину развернет на # выгодно. Вместо нее некоторые скользкой дороге? Ничего пофирмы прикладывают легкое и добного! Автомобили уверенно тонкое колесо, позволяющее с двигались в крутом повороте, черепашьей скоростью добратьпроходили неровности и тормося до шиномонтажа. Но в общемзили, не меняя направление, дато и это не выход. же когда правые и левые колеса Именитая фирма "Гудьир" заезжали на поверхности с разпродвинулась дальше других и ными коэффициентами сцепленыне вышла с призывом "Долой ния. Отлично машины управлязапаску!". Программа компании лись и на площадке, где было ЕМТ (Extended Mobility Tires) сымитировано ледяное покры"особо живучих шин" принесла тие. Короче говоря, автомобили отменные плоды. На покрышках со спущенными ЕМТ-покрышкасо значком ЕМТ можно без пробми вели себя так же, как на лем двигаться, забив в них по обычных накачанных шинах. Кодесятку гвоздей, отверток и пронечно, опытный водитель чувстчих колющих предметов или наНа ЕМТ можно выбраться даже с таким повреждением покрышки. вовал "сдутое" колесо: машину прочь вырвав все вентили. Если несколько вело в сторону, да и не превышать 80 км/ч, езжай сепокрышка больше шумела. Но • бе целых 80 км! Дело в том, что EAGLE Fl os-D2 ,«мУ после убедительных тестов на спущенная покрышка не расплюнадежность на это уже не обращится, как обычная, под весом щали внимание. Кое-кто из журавтомобиля, а только немного налистов провел свои испыта"присядет". Всю нагрузку примут ния, не запланированные прона себя боковины ЕМТ-шины. граммой. Один превысил допусТочнее, специальные вставки. тимую скорость ив повороте на Они не позволят сложиться по100 км/ч все же разбортовал крышке и не дадут диску разруспущенную покрышку. Бортовые шить боковины. кольца слетели с попок ободьев, Справедливости ради отмешина сильно подломилась, но тим, что над подобными конставтомобиль удалось удержать рукциями трудились и другие на траектории. Мало того, еще и крупные шинные компании, дедобраться до пункта отправки, #лая боковины несминаемыми. не разрушив покрышку. А я раНо автомобиль на них утрачизогнал "Корвет" со спущенной вал мягкий ход и превращался Строение - протектор; 2 - боковина; 3 - спирально-навитая в жесткую телегу. И только лента дляЕМТ-шины: 1пробоев; 4 - брекер; 5 - клинообразная вставка; шиной до 120 км/ч и удивился, защиты от что он летел, словно по струнке. "Гудьиру" пока удалось сохра6 - каркас; 7 - вставки ЕМТ; 8 - бортовая часть. Проект ЕМТ - это, нить в подобной схеме пожалуй, маленькая реглавную функцию шины волюция в автомобиль- делать поездку комном мире. Нет нужды фортной. Мало того, аввозить запаску, если томобиль на ЕМТ-шинах маршрут не уводит авне потряхивает даже томобиль дальше 150 при спущенном колесе км от дома. Главное же, так здорово работают с такими шинами можно боковины. Просто фанСечение спущенной шины: а - традиционной, б - ЕМТ. безопасно двигаться по любой дороге, тастика! в городе и на шоссе, пустынной улице ф Чтобы сделать покрышку живучей и пригодной к эксплуатации после поездбитом колесе - восстановить его уже не и забитой машинами магистрали, не бески без воздуха, изменены и другие элеудастся. С шиной ЕМТ этого не случится, покоясь, что внезапный прокол шины заменты ЕМТ: протектор, брекер, корд. К она остается в любом состоянии (надутом крутит автомобиль волчком. Аварии примеру, необычен профиль металличеили спущенном) холоднее традиционной, можно избежать на все сто процентов стоит топько снизить скорость до требуских колец на посадочных поясках. Они а потому более стойкой к разрушению. Чтобы доказать все преимущества, емых 80 км/ч. лучше удерживают пустую шину на ободе, Уже в следующем году такие покрышне давая ей соскочить или провернуться. "Гудьир" демонстрировал работу ЕМТ-шин В лабораториях "Гудьира" долго бились на полигоне, обув в них самые разные авки "жигулевских", "москвичовских" и "волнад особым составом резины. Она лучше томобили - от скоростного "Корвета" до говских" размеров появятся на рынке. Попроводит и рассеивает тепло, которое обвседорожника "Тойота-ВА\/4". Признаться, ка же ЕМТ-шин делают совсем немного разуется во время качения покрышки. мы не ощутили разницы в комфорте между только для спортивных дорогих машин. Кстати, высокая температура, возникаюобычными и ЕМТ-покрышками. И это всех Обещают, что цена покрышки не превыщая у спущенного обычного колеса, - оспорадовало. Но еще большее изумление сит стоимости обычных более чем на новная причина разрушения покрышки. вызвали тесты со спущенными колесами - 10-15%. Может, это окажется и нам по После короткого, но интенсивного воздля этого вывинчивали вентиль из правого карману? Ведь ездить на таких надежных действия - торможения с высокой скоропереднего колеса. Поначалу ехать с такой шинах, не думая о последствиях прокола, ф сти до малой и съезда на обочину на про- шиной было страшно - вдруг слетит с обо- одно удовольствие. 56 ЗРЛМ1 / 7 А УЕ 29