CDкруг, подрулила к стеллажу, приняла на борт ящик с крепежом и отправилась к транспортерам; ориентиром ей служат проложенные по полу проводники. Вот она въехала в строй "коллег"... пропустила встречный поток... повернула... подумала... подъехала к "перекрестку"... пересекла его строго по правипам... ну, наконец - и место назначения, где она сдает груз на роликовый транспортер. Ей-Богу, не удивлюсь, если по ночам платформа встречается с товарками и обсуждает прошедший уик-энд или вовсе план побега. Машинная цивилизация - не за горами. ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ГРУЗОВИКОВ Понятно, что 99,99...% грузовиков, выходя с завода, приступают к своим прямым обязанностям - транспортным перевозкам. Но есть машины с нестандартной судьбой. Они призваны привлечь клиентов и работают на имидж предприятия. Несколько грузовиков - демонстрационные, они возят дилеров, придирчивых клиентов и любознательных журналистов. Интересно, что для этого у "Вольво Трак" (и фирма в этом не одинока) есть специальная закрытая трасса вблизи завода легковых автомобилей. А вообще у предприятия три полигона: демонстрационный, обкаточный, где проверяют только что собранные грузовики, и большой исследовательский, где вдали от посторонних глаз ведут серьезные работы. Прежде чем доверить руль тяжелого грузовика, водителя нужно соответствующим образом подготовить, желательно с наименьшими затратами на ремонт автомобиля. Для этого существуют тренажеры, или симуляторы. Есть такой иу "Вольво" - полгрузовика FH, проекционные экраны и компьютер. Может быть, человека, готовящегося впервые сесть за руль, эта штука и удивит, и научит. На мой взгляд, тренажер слишком далек от реальности, и "симулянт", чувствуя это, скорее играет, чем всерьез тренируется. Хотя, возможно, это и небесполезно ведь на симуляторе учатся курсанты местной "автошколы". Только одному счастливчику из целого поколения грузовиков уготована самая почетная роль - служить в музее "Вольво". Чего там толькоАвтоматизированный склад, населенный "умны"и" платформами.Чаще всего автомобильную фирму сторонний наблюдатель представляет лишь по ее продукции. Такие-то модели, их характеристики, реже - краткое знакомство. Само по себе предприятие остается в тени. Полагаю, что, приглашая в гости журналистов, грузовое подразделение известной фирмы "Вольво Трак" решило ближе познакомиться с российскими потребителями. Перед вами - штрихи к портрету шведского автозавода. НЕМНОГО О ПРОИЗВОДСТВЕ На любом автозаводе самое интересное (или, во всяком случае, зрелищное) сборочное производство. Здесь из разрозненных деталей получают единое целое, конечный продукт - автомобиль. Вокруг него - главного персонажа - разворачивается целое действо. Цех - театр, персонал - актеры,конвейер - сцена. В театре "Вольво Трак" сцены как таковой нет. Старика Форда хватил бы удар, побывай он в Гётеборге - предприятие мощностью 15-20 тысяч тяжелых грузовиков в год обходится без его гениального изобретения - конвейера. Небольшую часть машин - семейство NL капотной компоновки - собирают в отдельных боксах, куда доставляют готовые узлы и агрегаты. Кстати, их для всей гаммы делают на других предприятиях "Вольво" по всей Швеции - коробки передач в Чёпинге, двигатели в Шёвде, мосты в Линдесберге, кабины в Умео. Модели FL и FH собирают, передавая с поста на пост. В способе переезда будущего грузовика от одной бригады к другой и заключена самая интересная особенность этого завода. Раму с мостами ставят на две низкие тележки. Передняя - с электромотором и пультом управления. Когда на посту выполнены все положенные операции, один из рабочих, как поводырь, ведет за собой покорное шасси к следующей бригаде. Таким образом, от жесткого, раз и навсегда"Ковбой" "Вольво VN770", разработанный в американском отделении фирмы. Он обладает самым большим жилым отсеком, соединенным с кабиной (вверху).устроенного конвейера оставлена лишь часть - инструменты и выстроенные в линейку ящики с комплектующими. Пол - гладкий, проложить по нему любой новый маршрут для электроплатформ - не проблема. Достоинство такой организации сборки великолепная гибкость, возможность менять комплектацию и даже модели машин, не перестраивая производство. Ненужный пост можно просто объехать, дополнительный - организовать в сторонке; попробуйте сделать так при обычном конвейере! Второе, чем удивляет завод "Вольво Трак", - склад мелких комплектующих (крупные поступают на сборку "с колес", минуя лишний этап хранения). Здесь нет ни одного человека. Автоматические транспортеры, краны между стеллажами и главные герои - "разумные" рыжие платформы, доставляющие нужные детали к нужному транспортеру или посту. Понаблюдав за их действиями, поневоле начинаешь сравнивать склад с каким-нибудь вольером или прогулочным двориком - настолько платформы напоминают хорошо выдрессированных братьев наших меньших. Вот одна, задумчиво описавф~'л •54ЗА РУЛЕМ 12/97