47
48
49
50
51
Свершилось! За год редакционная "десятка" преодолела 50 тысяч километров. Как мы и обещали читателям, они не стали для вазовской машины легкой прогулкой. Одно сложное испытание сменяло другое. Программа тестов журнала "За рулем" состояла из четырех этапов. Сначала зима: двое суток на ледяной трассе в Крылатском (1997, № 4). Потом дачный сезон: девять дней с полной загрузкой по дорогам юга и севера России (1997, № 7). Еще один, так называемый "смешанный тест" шел непрерывно (1997, № 1; 9). В принципе это повседневная эксплуатация круглый год, при любой погоде, в городе и на шоссе. Но и здесь условия несколько отличались от обычных. ВАЗ-2110 преднамеренно обслуживался не регулярно, а только в случае крайней необходимости и кочевал из рук в руки. В общем, работал в режиме служебной разъездной машины в мелком автохозяйстве без ремонтной базы, хотя таковая у журнала, конечно же, есть. Кстати, 50 тысяч километров - это лишь показания спидометра. Если же учитывать условия и режим ряда этапов наших ускоренных испытаний, то, по оценкам специалистов, пробег автомобиля адекватен 75-80 тысячам по асфальтовым дорогам общего пользования. Последним ратным подвигом нашей "десятки" стал тест "Карелия", о котором и пойдет речь. ЗА ШАГ ДО ЦЕЛИ Почему именно Карелия? Начнем издалека. В России большинство автомобилей используется как некое универсальное средство передвижения на все случаи жизни. Что неудивительно - содержать, скажем, и вездеход, и седан может себе позволить далеко не каждый. Легковые машины порой попадают в такое дремучее бездорожье, куда и на джипе сунуться страшно. Хотят того производители автомобилей или нет - часть потребителей непременно будет эксплуатировать свои асфальтовые неженки, как говорится, на всю катушку. Так было ис классическими "жигулями", и с переднеприводными "самарами". "Десятке" тоже не избежать подобной участи. Поэтому и мы решились на злостное издевательство над техникой. Где найти естественный полигон с бродами, грязью, колеями, грунтовыми и грейдерными дорогами, песком, булыжниками, валунами и щебенкой? Карелия может предоставить весь этот набор. Экспедицию снарядили именно туда. Ответить однозначно, останется ли "десятка" на ходу во время убойного теста или умрет, не подлежа ремонту, на фоне сурового северного ландшафта, было нельзя. На случай экстремальных ситуаций в паре с ней отправили техничку-буксир ВАЗ-21093. Путь предстоял не близкий, а задача-максимум выглядела так. Автомобиль должен добраться до тестовых дорожек в районе Медвежьегорска, выполнить запланированный ездовой цикл по бездорожью и вернуться обратно своим ходом. На всю программу отводилось 10 дней. Запланированный пробег по асфальту - около 4 тыс. км, по проселкам - 500 км. До заветной цели - достижения 50 тыс. км пробега - оставался лишь один этап. Но какой!!! ПРОБЛЕМЫ С ОРИГИНАЛЬНОСТЬЮ Прежде чем двинуться на штурм карельских грейдеров, с "десяткой" пришлось основательно поработать. Начали с профилактической замены сцепления, хотя заводской комплект служил исправно и не тревожил. Однако проверить, в каком он состоянии, было не лишним. Вскрытие показало, что "корзина" и выжимной подшипник изношены несильно. Порадовал и диск - фрикционные накладки наверняка дотянули бы до 50 тыс. км в обычных условиях эксплуатации. Мы же в дальней поездке решили не рисковать и вместо вазовского набора установили импортный фирмы "Люк". Следующим объектом приложения сил стала ходовая часть. Провели полную ее ревизию. Задние амортизаторы, резинометаллические шарниры, наконечники рулевых тяг, шаровые опоры, чехлы шарниров равных угловых скоростей оказались в порядке. А вот передние стойки явно сдали, ЗА РУЛЕМ 12-97 47«* Пожилая техничка- девятка" трудилась наравне с "десяткой" и пытку северными дорогами выдержала.хотя следов течи амортизаторной жидкости мы на них не обнаружили. Симптомы болезни проявлялись в том, что изредка с правой стороны автомобиля раздавался стук, а при проезде неровностей нос "десятки" раскачивался слишком долго. Поставили новые стойки от ВАЗ-2108, но не из магазина, а тщательно собранные специалистами фирмы ЭНГА из Энгельса. Шаг вынужденный, но в данном случае неизбежный. Амортизаторам должно было достаться основательно, и в их качестве хотели быть уверенными на сто процентов. Завершили работы регулировкой схода-развала колес. Больше всего времени отняла система охлаждения. В преддверии сложного теста она почему-то отказалась работать исправно. Пришлось засучить рукава и взяться за дело основательно. После долгих поисков за 350 тыс. рублей купили наконец-то новый расширительный бачок на смену треснувшему и запаянному. Как говорится, не прошло и года. Потом трижды промыли систему охлаждения - сначала специальным составом фирмы "Престон", потом водой. Под занавес залили свежий "Тосол" и... обнаружили, что неисправен датчик включения вентилятора, а кроме того, полностью не открывается термостат (это уже второй - первый заклинил в открытом положении). Последний, кстати, в "десятке" оригинальный ив магазины запасных частей тогда еще не поступал. Надо было как-то приспособить деталь от "восьмой" модели. Сделать это удалось, лишь модернизировав систему охлаждения. Раньше расширительный бачок "десятки" через тройник сообщался со шлангом отопителя. Теперь тройник заглушён, а бачок соединен с патрубком термостата, как в "восьмерках" и девятках". В итоге мы поменяли половину шлангов, установили новые хомуты, а также термостат и датчик включения вентилятора охлаждения, приобретенные в Торговом доме "За рулем". Вообще говоря, некоторые оригинальные запасные части - головная боль для владельцев ВАЗ-2110. Они пока еще в дефиците, а комплектующие от других вазовских машин не подходят. У нас, например, был поврежден повторитель сигнала поворота. Внешне такой же, как у "восьмерки", но с совершенно другим основанием. Чтобы привести в порядок светотехнику, пришлось к уцелевшему "десятому" основанию приклеивать рассеиватель от разобранного повторителя ВАЗ-2108. Что еще делали, собираясь в путь? Подтянули ремень газораспределительного механизма, установили новые свечи, воздушный и масляный фильтры, залили в двигатель синтетическое масло "Вальволин Син Пауэр" вязкостью 5W/50 (в коробке передач остался хорошо себя зарекомендовавший "Спектрол-синакс" вязкостью 75W/90). Отремонтировали звуковой сигнал и лампу подсветки салона. Не удалось вернуть к жизни внезапно угасшие тахометр, электронную диагностическую систему на консоли и систему автоматического ф управления отопителем - в пути пользовались примитивным краном. Наши расходы на запасные части вы найдете в таблице. Отметим лишь, что некоторые комплектующие, как правило, не связанные с текущим ремонтом, мы не покупали. Новый карбюратор с автоматической системой пуска прибыл с ВАЗа взамен старого, который взяли на исследование после теста "Дача" (рассказ о его дефектах - в № 9 за 1997). Стойки, колесные диски, покрышки, химические препараты и кое-какую мелочевку нам предоставили для испытаний фирмыпартнеры. Эти комплектующие мы, разумеется, не вносили в список расходов, иначе он выглядел бы куда внушительнее. Особый разговор о выборе колес. Капризная осенняя погода Севера и запланированная езда по дорогам и направлениям фс самым разнообразным покрытием побуждали искать нечто универсальное, да еще в достаточном количестве - на острых камнях, если таковые попались бы, можно очень быстро "убить" комплект резины. В результате "десятка'' стартовала в пробег с покрышками И-391 размерностью 175/70R13, смонтированными на литые магниевые диски ОАО "Солимаг", имеющие сертификат Росстандарта. Почему именно магний? Диски из этого материала достаточно легкие (4,2 кг), к тому же с довольно высокой теплопроводностью и демпфирующей способностью, во ф много раз превосходящей алюминиевые. Значит, можно убить двух зайцев - уменьшить нагрузки на подвеску и улучшить охлаждение тормозов. Запасной набор - 14дюймовый: "десятку" планируют в будущем оснащать колесами этой размерности. Диски взяли сертифицированные из легкого сплава итальянской фирмы "ВалЕстественный пьедестал - камни на берагу Сегозера.X Покорители Севера (слева направо): ВАЗ2110, редактор Сергей Канунников, водительиспытатель Альберт Наполов, эксперт Юрий Цветков. За кадром командор пробега Вадим Крючков. Элитарные 14-дюймовые диски с низкопрофильными шинами изменили не только внешний облик, но и ходовые качества автомобиля.брем" размерностью 6Jx14, а шины - американские "Купер кобра" 185/60R14 M+S с развитым рисунком - по заокеанским меркам зимним, по нашим - скорее, ближе к универсальному. Техничку ВАЗ-21093 обули в резину "Барум OR-42" 175/70R13 M+S. "Запаска" и передние диски - штампованные стальные, экспериментальные "Солимаг" размерностью 5,5Jx13 - сзади. Их масса всего 3,5 кг. В данном случае они проходили испытания на прочность, чтобы опровергнуть или подтвердить расхожее мнение о хрупкости литых магниевых колес. ОНА ЖИВА, ЖИВА! Как ни удивительно, "десятка" пытку карельскими проселками выдержала. Не без нареканий, конечно, но в целом вполне достойно. Первое, с чем пришлось столкнуться, так это с категорическим нежеланием ламп ближнего света работать в экстремальных условиях. Испытания на дорогах общего пользования в целях безопасности принято проводить при включенном свете фар. Так поступали и мы, но от тряски на грейдере галогенные лампочки обеих машин сгорали одна за одной. Причем ситуация осложнялась тем, что в гостиницу в ПетГрунтовая дорога, северный пейзаж, две редакционные машины. И так каждый день.розаводске мы возвращались в темноте. Носиться по ночам вслепую - занятие не из приятных. Запас ламп, купленных в Москве, мы израсходовали быстро. Поэтому вскоре стали завсегдатаями магазинчика, где приобретали галогенки Н-1 для "десятки" и Н-4 для "девятки". В начале испытаний на ВАЗ-2110 снова закапризничал карбюратор. Причем, как водится, вдали от цивилизации и асфальтовых дорог. Двигатель захлебывался, не держал холостые и работал только с педалью газа, отжатой "до пола". На небольшой площадке перед лесоповалом устроили коварному прибору вскрытие. Из поплавковой камеры выудили соринку. Отметим, что она была единственной и сразу бросалась в глаза. В целом же карбюратор оказался на удивление чист. Похоже, инородное тело попало в него не с бензином, а во время сборки на заводе и от тряски проявило активность, закупорив главный топливный жиклер первой камеры. Больше карбюратор не тревожил. Неожиданно много проблем доставил отказ итальянской сигнализации "Лазерлайн". Потеря охранных функций не беда "десятка" ночевала на закрытой площадке. Неприятность в другом - перестали работать электрозамки, а штатные "закисли" и ключом не открывались. Казалось бы, чего проще - поменяй личинки и не мучайся. Так нет, на ВАЗ-2110 установлены похожие, но невзаимозаменяемые с "восьмыми" замки (опять оригинальные детали)! Выход нашли быстро - в те редкие случаи, когда автомобиль надо было оставить без присмотра, запирали его, опустив кнопки дверей, а потом проникали внутрь через багажник. Во время скачек по проселкам окончательно сдал фиксатор блока предохранителей и стал выпадать в самые ответственные моменты. Представьте, подъезжаете вы на хорошем ходу к повороту, пытаетесь включить пониженную передачу, а нога по пути к педали сцепления упирается в откинутый блок предохранителей. Фиксатор, конечно, поправили, но для страховки вогнали между блоком и панелью приборов деревянный клин. Неизящно - зато надежно. "Десятка" носилась по грейдерам, месила грязь, форсировала глубокие лужи и броды, днище ее "обрабатывала" щебенка каменистых дорог. Все шло вроде бы по плану. Основные узлы служили исправно. Тормозные трубки и шланги оказались хорошо защищены от ударов камней. Моторный отсек хоть и покрывался грязью, но си- 50 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ НА ВАЗ-2110ЭталыицифрыТест "Зима"Общий пробег, км Из них: лед, укатанный снег, км 1710 2131снежный проселок, км Средняя скорость, км/ч Расходы на запасные части, руб.: масло моторное масло трансмиссионное фильтр воздушный фильтр масляный фильтр тонкой очистки топлива щетки стеклоочистителя стартер Итого, руб.42144,39140000 140 000 20000 20000 5000 100000 470 000 695000стему зажигания не заливало. И все-таки однажды волею судьбы нам пришлось заняться... скалолазанием! Такую, с позволения сказать, дорогу, может, видели только участники знаменитого "Кэмел трофи". Гладкий грейдер, обозначенный на карте как весьма оживленный тракт, постепенно перешел в разбитый проселок, а потом ив извилистую тропку между огромными карельскими валунами. Ползли по лужам и мокрым камням на первой передаче, соблюдая все меры предосторожности. А километров за десять до пункта назначения наткнулись на причину наших страданий. Разобранный железнодорожный переезд превратил дорогу в тупик. Делать нечего развернулись и двинулись в обратный путь. В сумме покорили 160 километров почти полного бездорожья. Обе машины выдержали испытание. Последствия проявились лишь на гладком асфальте. У "десятки" застучали задние амортизаторы. Оказалось, просели резиновые подушки штоков. Попытались выбрать зазоры, подтянув гайками опорные шайбы, и лишний раз убедились подушки пора менять. Позже, в Москве обнаружили, что ив передней подвеске не все ладно. Сами стойки нагрузки выдержали, а вот их верхние опоры с подшипниками (оригинальной опять-таки конструкции) дышат на ладан. К слову, пожилая "девятка", прошедшая весь тест в том же режиме, что и "десятка", перенесла его вообще без единого замечания! Ни единой поломки, подвеска цела, газонаполненные амортизаторы "Плаза" работают. Даже опоры стоек и подушки в полном порядке. Но вот средний расход топлива выше - 8,17 л на 100 км против 6,88 л на "сотню" у ВАЗ-2110.О шинах и дисках. Окрашенные в белый цвет 13-дюймовые магниевые колеса придают "десятке" привлекательный внешний вид. Темной пузатенькой машине вообще-то к лицу светлые детали в нижней части кузова. Но главное, диски выдержали тряску на карельских дорожках-вибростендах, а шины И-391 как на асфальте, так и на гравии хорошо зарекомендовали себя во всем, кроме... размерности. Тринадцатидюймовые колеса, как ни крути, - для "десятки" одежда с чужого плеча. Отсюда и некоторые претензии к ее управляемости: заваливание на переднее наружное колесо при прохождении поворотов, склонность к заносу, замедленные реакции на действия рулем. Ситуация существенно изменилась, когда автомобиль переобули в 14-дюймовые итальянские диски с низкопрофильной резиной. Вот это для нее! Во всяком случае, на асфальте машина стала себя вести по-другому. Однако американские шины "Купер кобра", блестяще проявившие себя на шоссе, оказались не самым лучшим вариантом для грейдеров. Но справедливости ради отметим - вполне приемлемым. Эх, видели бы итальянцы и американцы, в каких условиях трудились элитарные диски с дорожной резиной. Грязь, лужи, гравий, щебенка. А однажды при скоростном прохождении грейдера колесо получило сильнейший удар о здоровенный валун. Покрышка выдержала, а вот диск из легкого сплава погнулся. То, что литое колесо не рассыпалось, не раскололось, а именно погнулось признак высокого качества и соответствия нормам безопасности. Хотя подчеркнем для данного комплекта бездорожье не те условия, для которых он предназначен.| Смешанный тестОбщий пробег, км Из них: загородные шоссе, км городские дороги, км Расходы на запасные части, руб.: гайки ступиц регулировка схода-развала ручки стеклоподъемников датчики включения вентилятора подушки задних амортизаторов "Тосол" антикоррозионное покрытие сигнализация Итого, руб. 12000 185000 40000 50000 20000 140000 937000 2465000 3849000 7403 29363 37 766Тест "Дача"Общий пробег, км Из них: загородные шоссе, км городские дороги, км проселки, км Средний расход топлива за пробег, л/100 км Средняя скорость по шоссе, км/ч 4924 5322330 687,44 68,9Художественное плавание. Исполнители: ВАЗ-2110 и мастер спорта Альберт Наполов.50ЗА РУЛЕМ 12/97 Общее ик тому же единогласное заключение по "обувке" для ВАЗ-2110: авто•тиобиль просто создан для 14-дюймовых колес. Считаем, что он должен поступать в продажу именно с ними. Вариант с 13 дюймами - не от хорошей жизни. Экспериментальные магниевые диски, установленные на "девятке", тоже выдержали тряску на карельских дорогах. Малая масса и ажурная внешность отнюдь не признак хрупкости колеса. Дело - в качестве его изготовления, а оно в данном случае оказалось на высоте. ПОСЛЕДСТВИЯ И СЛЕДСТВИЯ Когда "десятка" впервые появилась у стен редакции, многим с первого взгляда она не пришлась по вкусу. Сейчас, когда 50 тыс. км пробега остались позади, отношение к ней изменилось. Любовь, пожалуй, так и не появилась, но уважать себя автом обиль заставил. И к внешности машины привыкли, и в ее возможности поверили. А поломки - то болезни роста. Вспомним основные неисправности за четыре этапа испытаний. В них, как правило, повинны оригинальные "десятые" комплектующие. Расширительный бачок, термостат, опоры стоек, дверные замки, электронная диагностическая система, генератор, стартер, система автоматического управления отопителем, фиксатор блока предохранителей, стеклоочистители, комбинация приборов и т. д. "Восьмые" узлы и агрегаты, за исключением карбюратора с автоматической систе• мой пуска, работали исправно. Но вспомним: когда-то и переднеприводные "Самары" грешили ненадежностью оригинальных комплектующих. Сейчас об этом уже забыли. Рано или поздно так произойдет ис "десяткой". Хотя, конечно, запуск в производство сырого автомобиля не украшает производителя. Сделав скидку на то, чтоПредставители местной фауны, увидев новинку ВАЗа, буквально остолбенели.редакционная "десятка из первой опытнопромышленной партии, все же отметим часть ее недостатков перекочевала и на товарные машины. Безусловно, по сравнению с моделями "восьмого" семейства ВАЗ-2110 приобрел иные потребительские качества. Пока на конвейере нет "десятки" с 16-клапанным двигателем, вентилируемыми тормозами и прочими предназначенными для нее современными узлами, но даже без этого автомобиль стал более комфортабельным, вместительным, менее резким в управлении, повысилась его топливная экономичность. Способность ВАЗ-2110 противостоять невзгодам наших дорог в общем-то неплохая. Но надо подчеркнуть, что его стихия все же асфальт. Проселки, грейдеры и даже бездорожье в умеренных дозах он выдержит. Правда, чуть хуже "восьмерок" и "девяток". Пора, наверное, вынести наш вердикт. В нынешней комплектации "десятка" - неплохой в целом автомобиль с нераскрытым полностью потенциалом. Будем надеяться - объективные трудности не помешают ВАЗу расширить гамму модификаций, внедрить запланированные новинки, повысить качество. Тогда, вероятно, исчезнет разрыв между задуманным и исполненным, а покупатель получит надежный и достаточно современный автомобиль. Вадим КРЮЧКОВ, Сергей КАНУННИКОВ Фото Вадима КрючковаТест "Дача" (продолжение) Расход топлива на шоссе (мерный участок) при средней скорости 120 км/ч, л/100 км Нагрузка автомобиля, кг7,2 400г^чРасходы на запасные части, руб.: генератор диск колеса щетки стеклоочистителей фильтр воздушный фильтр масляный масло моторное прикуриватель тормозные колодки термостат Итого, руб. п тага, руо. •WЛ^^1400000 100000 150000 20000 20000 140000 20000 70000 60 000 1980000 1 MVUWTJ •"•^ЙiMS^i^ИР*^г*Тест "Карелия"1К,**Т-^• шP. S. Сейчас автомобиль проходит дефектовку, с результатами которой мы познакомим читателей в ближайшем номере журнала.Общий пробег, км Из них: шоссе, городские дороги, км проселки, км Средний расход топлива за пробег, л/100 км Расходы на запасные част .РУб.: фильтр воздушный фильтр масляный масло моторное термостат сцепление Тосол" бачок расширительный датчик включения вентилятора лампа подвески салона повторители сигнала поворота свечи лампы ближнего света шланги системы охлаждения, хомуты регулировка схода-развала колес шиномонтаж Итого, руб. Общие расходы478142675146,8818000 52000 197 200 140000 512000 170000 35000025000 4000016000 20000 72000102000 185000 150000 2052200на запасные части и обслуживание без учета работ. выполненных в пабораторно-технмческоы центре "За рулем'', руб. 8776200ЗА РУЛЕМ 12/9751